Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изложения, их виды, подготовительная работа к изложениям.






Обучение устной и письменной речи в методике называется развитием связной речи.

Связная речь – такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания и которая передает тему. Она организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на части, связанные между собой.

В школьных программах специально выделен раздел «Развитие связной речи»; отводится пятая часть учебного времени. Темы по развитию речи распределяются пропорционально между языковым материалом – это обеспечивает равномерность обучения речи.

Значение изучения этого раздела заключается в том, что в результате овладения речеведческими понятиями (текст, стиль, тезис…), речевыми умениями и навыками учащихся в полной мере овладевают культурой устной и письменной речи.

Задачи по развитию связной речи:

1) научить определять тему текста, основную мысль, стиль текста; находить смысловые части текста и средства их связи между собой;

2) выработать умение раскрыть тему создаваемого текста, его основную мысль; составлять план текста, собирать и систематизировать материал;

3) научить строить высказывание в определенном речевом стиле и жанре;

4) познакомить с основными принципами отбора языковых средств в зависимости от коммуникативной задачи;

5) сформировать умение совершенствовать написанное;

Изложение – письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста. Используется для обучения логике и композиции текста, для обогащения речи, для обучения различным типам речи (повествование, описание …), стилям речи, для воспитания учащихся.

Виды изложений:

- по полноте передачи содержания и языковых средств (полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые);

- по типам речи (повествование, описание, рассуждение);

- по степени самостоятельности (близкое к образцу, творческое);

- по стилю речи (художественные, научные, публицистические);

- по схеме проведения (обучающие, контрольные);

Изложения часто сопровождаются дополнительными заданиями (грамматическими, орфографическими).

Схема урока обучающего изложения. (строгое соблюдение чтения 2 раза).

1. Постановка целей урока;

2. Вступительное слово учителя об авторе произведения, из которого взят отрывок для изложения, можно сказать о самом произведении;

3. Выразительное чтение текста учителем или прослушивание аудиозаписи;

4. Беседа по содержанию и структуре текста, составление плана изложения;

5. Языковой анализ текста. Под руководством учителя учащиеся исследуют как создавался текст, тема, идеи, как выбирались слова и синтаксические конструкции. Проводятся опыты по замене слов и конструкций синонимичными для того, чтобы убедиться в обоснованности авторского выбора. Кроме того, необходимо провести орфографический и пунктуационный разбор текста;

6. Уточнение задачи изложения;

7. Повторное чтение текста учителем;

8. После этого учащиеся пишут черновик изложения;

9. Написание учащимися окончательного варианта изложения;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.