Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксический разбор, методика его проведения.






Разбор - метод закрепления или повторения сведений по лингвистике. Он заключается в том, что ученик разбирает языковой факт, т.е. указывает по определенному плану языковые значения данного факта. Как метод, служит для развития дедуктивного мышления учащихся. По объему языкового материала бывает: полный и частичный. Например, морфологический разбор имени сущ-го (по схеме – полный). Рука – сущ., ж.р. – частичный. Различают 3 приема работы этим методом: разбор-доказательство, разбор – суждение, графический разбор.

Разбор-доказательство - представляет собой дедуктивное умозаключение. Учитель не просто выслушивает готовые суждения учащихся, но и требует доказательства. Например, далекий – выделить в слове корень. В слове далекий корень – дал -, потому что эта часть слова является общей для всех родственных слов: даль, вдалеке.

Разбор – суждение – учителю сообщаются только готовые суждения без доказательства. Например, в слове далекий, корень – дал -.

Графический разбор - состоит в том, что учащиеся обозначают (графическими, условными значками языковые единицы, входящие в языковые явления. Например, Дал екий.

Синтаксический разбор включает разбор словосочетания, простого предложения с прямой речью, сложного предложения. В школьной практике принят принцип линейно-ступенчатого обучения синтаксису.

Синтаксический разбор словосочетания.

Как специальная тема программы словосочетание изучается в 4-7 кл. В 4 кл. большое внимание уделяется словосочетанию как номинативной единице, близкой по своей роли в речи к слову. В 4, 5, 6 классах берутся словосочетания вне предложения: это проще и больше соответствует возрастным особенностям учащихся. В 7-8 кл. следует чаще брать для синтаксического разбора словосочетания из предложения.

Порядок синтаксического разбора словосочетания в 4 классе.

1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.

2. Определить, какой ЧР является главное слово.

3. Определить, какой ЧР выражено зависимое слово.

Желательно, чтобы учащиеся 4кл. и 5-8 классов давали характеристику словосочетания в виде монолога, что важно для формирования и совершенствования научного стиля связной речи учащихся.

При выделении словосочетаний из предложения рекомендуется 2 варианта:

- выделить в данном предложении грамматическую основу, и отграничив ее от словосочетаний, выделять словосочетания;

-выделить все сочетания слов, в том числе и словосочетания, а затем выделять словосочетания.

Синтаксический разбор простого предложения.

Синтаксический разбор простого предложения проводится на всех этапах обучения РЯ, но с указанием тех его свойств, которые известны учащимся.

При письменном разборе возможны два вида работы: а) подчеркивание членов предложения; б) составление «уровневых» схем.

Порядок синтаксического разбора простого предложения (для 7-8 кл.).

1. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

2. Назвать тип предложения, по цели высказывания, если предложение восклицательное, отметить это.

3. Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (указывается после изучения соответствующих тем);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное;

4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложных предложений.

В пропедевтическом курсе синтаксиса в 4 кл. дается лишь общее понятие о сложном предложении. Сложное предложение со всеми разновидностями изучается в 8 классе.

Порядок синтаксического разбора ССП.

1. Указать, сколько простых предложений входит в сложное и назвать их.

2. Какими союзами эти предложения связываются между собой? Если есть другие средства связи, отметить их.

3. Указать грамматическое значение предложения.

4. Объяснить знаки препинания.

5. После этого каждое предложение разбирается как простое.

Порядок синтаксического разбора СПП.

Предложение сложное, союзное, СПП.

1. Указать главное и придаточное предложение.

2. К чему относится придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?

3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

4. Определить тип СПП.

5. Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова и т.д.).

6. Указать место придаточного предложения, знаки препинания.

7. После этого главное и придаточное предложение разбираются как простые предложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.