Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологический разбор, его специфика, методика проведения.






Морфологический разбор. Его необходимо проводить по единой схеме, учащиеся должны знать ее наизусть; морфологический разбор предполагает конспективное изложение материала по всему разделу. Его эффективно применять на этапах повторения и контроля. Схемы и образцы морфологического разбора даны в школьных учебниках. Желательно, чтобы с изучением каждой новой ЧР предлагался и разбор слов, относящихся к ранее изученным ЧР. Такое повторение будет способствовать прочному закреплению знаний и умений учащихся по морфологии в целом.

Морфологический разбор принято проводить по единой, принятой в школе и приводимой в учебнике схеме, охватывающей все основные грамматические признаки каждой ЧР.

Например: Имя существительное:

1. ЧР.

2. Н.ф. имени существительного (Им.п. ед.ч.)

3. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род; г) склонение.

4. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число;

Необходимо, чтобы ученик знал наизусть схему разбора и без подсказки или наводящих вопросов учителя мог свободно применять его. Знание подобных схем разбора вносит порядок и организованность в работу ученика.

Иногда встречается необходимость, помимо грамматических признаков, указывать и некоторые другие стороны тех же явлений. Это может быть сделано в виде дополнительных вопросов или заданий ученику, производящему разбор. Сказанное относится к тем случаям, когда бывает необходимо выяснить:

- значение разбираемого слова как ЧР (при глаголе это будет указание на действие, состояние, движение; при наречии – какой признак действия или обстоятельство, при котором протекает действие, обозначается им: место, время, причина; при сущ-м – что обозначает данное сущ-е: вещь, событие, явления и т.п.);

- значение различных грамматических форм (основные значения времени), наклонений глагола; употребление одних наклонений в значении других и т.п.);

- способ образования ЧР (например, глаголов, наречий, союзов);

- случаи перехода одной ЧР в другую (прилагательных в сущ-е, причастий в прил-е и сущ-е и т.п.);

- характер зависимости одного слова от другого (предложное и беспредложное управление и т.п.). Важно, чтобы при грамматическом разборе ученик мог ответить, почему он относит данное явление к тому, а не к иному грамматическому разряду. Такая мотивировка ясно обнаруживает и осмысленный подход ученика к разбору, и понимание им того, о чем идет речь. МР может быть полным и частичным. Желательно, чтобы при разборе попутно с изучением каждой новой ЧР предлагался бы и разбор слов, относящихся к ранее изученным ЧР. Такое повторение будет содействовать прочному закреплению знаний учащихся по морфологии в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.