Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опрос на уроках РЯ. Его задачи, функции, виды.






Для проверки усвоения учащихся знаний о языке используются следующие способы.

- ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами?

- применение усвоенных знаний к данным примерам. В соответствии с проверяемой темой учитель записывает на доске примеры изучаемых языковых явлений: слова в определенных формах (с пропусками и без них), словосочетания, предложения (с пропуском знаков препинания или без них). От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на такого типа вопросы и выполнить задания: докажите, что эти слова-синонимы.

- составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами. Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний и постановки знаков препинания. Составлению таблиц школьников необходимо учесть в процессе усвоения нового материала.

-связное сообщение ученика о языковом явлении. Связное сообщение ученика весьма эффективно на уроках повторения по теме или в конце учебного года. Связному сообщению необходимо учить. Начинается формирование этого умения с обучения составлять план ответа, затем анализируются образцы таких сообщений и по аналогии готовятся сообщения о каком-либо сходном языковом явлении.

Проверке подлежит усвоение учащимися знаний о языке. Для этого используются следующие формы опроса:

- индивидуальный (представляет собой связное сообщение ученика о языком явлении);

- фронтальный опрос (быстрая проверка знаний, блиц-опрос, у большого количества школьников. Вопрос задается всему классу, затем – по выводу учителя отвечает один из учеников с листа).

- уплотненный опрос (для ответа одновременно вызывается от 2-5 учеников. Каждому дается индивидуальное задание, которое потом проверяется учителем или классом. Этот опрос сложно совмещать с индивидуальным опросом).

Проверке подлежит выполнение письменного д/з.Оно может быть проверено учителем дома или в классе с помощью выборочного чтения путем сравнения с записью данного упражнения на доске, с помощью диктанта по тексту д/з.

Опрос учащихся – один из важных структурных элементов урока по РЯ. Так же как и проверка домашнего задания, опрос является очень удобным и эффективным способом проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие формы проверки, как устный опрос в его различных вариантах и контрольные (проверочные) письменные работы: диктанты, изложения, сочинения, грамматический разбор, задачи на конструирование и т.п. способствуют закреплению знаний, подготавливают восприятие, понимание и усвоение нового, обеспечивают различные формы повторения. Опрос производится или в начале урока, после проверки домашнего задания и перед объяснением нового, или в конце урока, уже после того, как был объяснен и закреплен новый материал и дано задание на дом. Время, которое отводится на опрос в течение урока, это от 5-7 до 15 минут. На уроке, посвященном изучению нового теоретического материала, опрос лучше проводить до объяснения нового материала. Формы опроса могут быть различными: с места, у доски, у стола преподавателя. Ответом с места можно удовлетвориться в том случае, если от учащегося требуется кратко ответить на один какой-либо частный вопрос. Уплотненный опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от 2-4), каждому из которых дается особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу. Фронтальный опрос – в нем участвует весь класс. Его цель – быстрая проверка знаний одновременно у большого количества школьников и повторение значительного по объему материала в течение урока задается большое количество вопросов, требующих сравнительно краткого ответа; вопросы задаются всему классу, а затем уже по вызову учителя отвечают на них ученики, причем в течение урока одному и тому же учащемуся, намеченному учителем заранее, может быть задано несколько (4-5) вопросов. В этом случае все ответы ученика за урок могут быть оценены особым баллом как за один развернутый ответ по какому-либо разделу в целом.

По своему содержанию опрос в одних случаях может ограничиваться лишь опросом по заданию к данному уроку, в других – производиться по материалу целого раздела или даже ряда разделов. Нужно следить, чтобы и весь класс активно работал, внимательно слушал отвечающего, отмечая ошибки или неточности в его ответе. При этом учащиеся указывают и на замеченные ими речевые ошибки, и на недостатки в построении ответа и т.п.

 

Значение, задачи и основные принципы изучения фонетики и графики в школе. Содержание и структура данного курса. Методы и приемы изучения фонетики и графики.

В школе фонетика и графика как самостоятельный раздел изучается в 5 классе. Методика фонетики и графики связана с именами таких ученых как Г.П.Фирсов, Р.Т.Гребенкина и др. Объем этого раздела небольшой, но значение для общего образования учащихся велико, т.к.: 1) этот раздел дает представление о звуковой и графической системе РЯ; 2) только на основе знаний, полученных в данном разделе, может быть глубоко усвоен материал других разделов.

Задачи изучения фонетики и графики в школе.

1) дать правильное представление о звуковой системе РЯ, добиться, чтобы учащиеся различали звуки и буквы, осознали основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием;

2) познакомить с нормами русского литературного произношения;

3) научить использовать фонетические сведения при изучении правописания и выразительного чтения;

4) способствовать воспитанию языкового чутья и любви к РЯ;

При изучении фонетики и графики учитель опирается в своей работе на общедидактические, общеметодические и частнометодические принципы.

Частнометодические принципы:

- опора на речевой слух ребенка;

- рассмотрение звука в морфеме;

- сопоставление звуков и букв;

На изучение данного раздела отводится примерно 16 часов. По действующим программам в данном разделе изучаются следующие темы:

1) Звуки речи. Гласные и согласные.

2) Слог (правила переноса слов).

3) Ударение, гласные ударные и безударные.

4) Твердые и мягкие согласные.

5) Звонкие и глухие согласные.

6) Алфавит.

7) Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

8) Обозначение мягкости согласных.

В 5 классе знания по фонетике, графике приводятся в систему.

При изучении данного раздела используются все известные методы и приемы для овладения языковыми явлениями.

Ученые-методисты считают целесообразным знакомство с новым материалом по данному разделу проводить индуктивным способом – методом беседы с элементами слова учителя. Основная цель учителя в процессе объяснения нового материала – подвести детей к пониманию особенностей звуковой и графической системы РЯ.

Следует сразу направить внимание учащихся на различие звуков и букв, которые они обычно путают, хотя и знают определения звука и буквы.

При изучении деления согласных на твердые и мягкие необходимо обратить внимание на то, чтобы ученики поняли природу мягкости согласных звуков. Начиная изучение графики, учитель еще раз должен обратить внимание на то, что писать научились позже, чем говорить. Нужно выяснить причины обращения людей к письменности, познакомить с краткой историей русского алфавита, используя метод «слово учителя». Определение алфавита дано в учебнике. Необходимо выяснить происхождение слов «алфавит», «азбука», используя этимологический словарь. Поработать необходимо над правописанием и произношением слова «алфавит». Также учитель должен убедить учащихся в необходимости знания алфавита.

При изучении раздела «фонетика, графика» необходимо познакомить учащихся с наукой орфоэпией и орфоэрическим словарем.

В процессе изучения фонетики, графики учащиеся должны овладеть целым рядом важных практических умений: 1) слышать и различать звуки; 2) различать звуки и буквы; 3) определять место ударения в слове; 4) производить фонетико-графический разбор слова; 5) отчетливо и правильно произносить слова; 6) пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарем;

Достижению данных умений способствует система упражнений, в основе которых лежат теоретико-практические методы. При использовании данной системы соблюдается основной принцип: наблюдение от звука к букве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.