Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые элементы ухода за больными






Беззондовое промывание желудка. Объем воды для промывания желудка ориентировочно составляет 1 литр на 1 год жизни, но не более 8–10 литров. Количество однократно выпитой воды не должно превышать объема разового приема пищи, после чего следует вызвать рвотный рефлекс путем надавливания на корень языка. Промывание следует повторять до чистых промывных вод.

Очистительная клизма. Для проведения очистительной клизмы налить в кружку Эсмарха 1, 5–2, 0 литра кипяченой воды комнатной температуры (20–25°С): открыв вентиль, выпустить воздух и снова закрыть. Смазать наконечник вазелином. Уложить больного на правый бок в положении с согнутыми ногами. Наконечник осторожно ввести в анальное отверстие по направлению к пупку на 3–4 см, а затем параллельно позвоночнику на глубину 8 см. Открыв вентиль, медленно выпускать воду, попросив больного расслабить живот и глубоко дышать и наблюдать за состоянием. После процедуры следует полежать на спине до 10 минут, удерживая воду, после чего опорожнить кишечник.

Особенности ухода при подозрении на инфекционное заболевание состоят в своевременной изоляции больного, вызове «Скорой помощи», соблюдении мер защиты контактировавших от возможного заражения (ношение масок при гриппе, ОРВИ и др. инфекциях дыхательных путей, мытье рук и соблюдение личной гигиены и т.п., питье только кипяченой воды, недопущение детей к больному). Заболевшего следует поместить в отдельную комнату (в детских учреждениях – в изолятор), обеспечив его индивидуальными средствами ухода, посудой, бельем, наблюдением за его состоянием. При лихорадке подготовить для питья морсы из ягод, жаропонижающие средства. При кишечных инфекциях оставить выделения больного для осмотра врачом. Все выделения больного, белье, посуда, предметы ухода и личной гигиены больного, остатки пищи, помещение – подлежат дезинфекции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются правила применения и хранения лекарственных средств в домашних условиях?

2. Каковы основные показания к применению холода и тепловых процедур?

3. Назвать основные виды действия лекарственных средств.

4. Перечислить абсолютные противопоказания к применению тепловых процедур.

Глава 6

Представлены сведения о причинах, условиях, механизме развития зависимости от психоактивных веществ, особенностях проявления у детей и подростков, женщин. Отражены медицинские и социальные последствия табакокурения, алкоголизации, наркомании, токсикомании. Показана роль семьи, школы и государства в предупреждении этих пагубных пристрастий, все шире распространяющихся среди молодежи.

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В настоящее время отмечается все более широкое распространение среди населения «саморазрушающего» поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) – табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Проблема употребления психоактивных веществ в России серьезно осложняет социальное, экономическое, культурное и духовно–нравственное развитие общества. Её масштабы угрожают здоровью населения страны, правопорядку, демографическому и военному потенциалу и в целом общественному благосостоянию и национальной безопасности.

В стране сохраняется высокий уровень потребления алкоголя, причем доминируют крепкие напитки и суррогаты. Снижается средний возраст приобщения к алкоголю. В большинстве регионов России доля больных алкоголизмом составляет 2% и более от общей численности населения. По данным государственной отчетности за 2003 год синдром зависимости от алкоголя составил 1600 на 100 тыс. населения, синдром зависимости от наркотиков – 241 на 100 тыс. населения.

За последние десять лет (1992–2002) наркомания выросла в 15 раз. Растет число лиц, страдающих токсикоманией. Так, в 1991 году этот показатель составлял 9 на 100 тыс. населения, в 2003 году – 19. Точных данных о распространении наркомании и токсикомании нет ни в одной стране. Считается, что истинное число зависимых от ПАВ в 5–10 раз превышает количество лиц, зарегистрированных медицинскими учреждениями. По некоторым данным, к 10–11 годам у 37% школьников формируется доминанта возможной наркогенной активности, то есть наркогенная установка. В подростковом возрасте уже больше половины школьников готовы попробовать наркотики, если они окажутся у них в руках.

По данным Минздрава Российской федерации в 2003 году больные опийной наркоманией составили 88% от общего числа наркоманов. Отмечен рост полинаркоманий, составивший 17, 1%. Доказана достоверная сильная взаимосвязь между составляющими наркотизма, причем алкоголизация является доминирующей и определяющей. В большинстве случаев курение и употребление ПАВ происходит на фоне уже имеющейся алкоголизации. Вероятность приобщения к психоактивным веществам у подростков, не употребляющих алкоголь, составляет менее 1 %.

Наркотики изготовляются в домашних условиях из растительных препаратов или лекарств, в подпольных лабораториях и поступают контрабандным путем из Азии, Европы и Южной Америки.

Наибольшее число больных составляют лица молодого возраста от 16 до 30 лет, с каждым годом увеличивается доля детей и подростков. К тому же в стране развивается эпидемия ВИЧ-инфекции и 90% носителей этой инфекции – потребители инъекционных наркотиков.

Неблагоприятное развитие ситуации требует срочных действенных мер по профилактике со стороны государства, семьи и образовательных учреждений. Именно учитель стоит у истоков нравственного здоровья человека. Дефекты воспитания могут быть той почвой, на которой развивается наркомания и токсикомания. Эффективность работы учителя зависит от того, насколько он сам ориентируется в данной проблеме.

Для понимания темы приводим основные термины.

Психоактивное вещество (ПАВ) – химическое вещество, способное вызывать при однократном приеме эйфорию, при систематическом приеме – психическую и физическую зависимость.

Наркотик (наркотическое вещество) – средство, отвечающее трем критериям – медицинскому, социальному и юридическому. В медицине наркотики применяются в качестве лекарств, оказывающих специфическое действие на центральную нервную системы. Немедицинское потребление наркотиков имеет социальную значимость в связи с масштабами потребления и последствиями. Юридически к наркотикам относят вещества, определяемые списком, утвержденным приказом министра здравоохранения Российской Федерации.

Наркотизм – термин обобщающий, обозначающий распространенность употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических веществ без формирования зависимости.

Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимости, приводящая к глубоким изменениям личности и необратимым поражениям внутренних органов.

Токсикомания то же, что и наркомания, но вызванная веществами, официально не отнесенными в список наркотических средств.

Психическая зависимость – осознаваемая или неосознаваемая потребность в употреблении ПАВ для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта.

Физическая зависимость – состояние, при котором в ответ на отмену ПАВ развивается абстинентный синдром (ломка), возникает лишь при наличии психической зависимости.

Абстинентный синдром – комплекс расстройств со стороны внутренних органов и психики человека, появляющихся вслед за прекращением потребления ПАВ. Постоянным является выраженное влечение к принимаемому наркотику.

Синдром измененной реактивности – комплекс симптомов, включающий изменение толерантности к ПАВ (картина опьянения, утрата защитной реакции на интоксикацию).

Толерантность – способность переносить токсические дозы ПАВ, устойчивость к наркотику. Повышение толерантности проявляется в том, что первоначальная доза не вызывает желаемого эффекта.

В настоящее время используется следующая классификация психических и поведенческих расстройств в результате употребления психоактивных веществ согласно Международной классификации болезней (МКБ-10).

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя.

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов (опиум, героин).

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления каннабиноидов (марихуана, гашиш, анаша и др.).

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления седативных или снотворных веществ.

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления кокаина (крэк).

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления других стимуляторов, включая кофеин.

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления галлюциногенов (ЛСД, псилобицин, мескалин, циклодол, астматол, димедрол, кетамин и др).

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака.

· Психические и поведенческие расстройства в результате употребления летучих растворителей (клеи, керосин, лаки, краски).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.