Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сцены-видения






Санкт-Петербуржская Академия Театрального Искусства

Факультет сценографии и театральной технологии.

«Король Лир» Тадаши Судзуки

«Пьеса без названия» Льва Додина

Подготовила студентка 2 курса

Данилова Татьяна.

Преподаватель Асалханова М.В.

 

 

Г

 

«Король Лир» Тадаси Судзуки

Весь мир — театр! " — сказал Шекспир. «Весь мир — лечебница!» — поправил его японский режиссер Тадаси Судзуки. И попытался доказать это, поставив во МХАТе с русскими артистами спектакль «Король Лир».

 

Король Лир

Сцены-видения

Автор Уильям Шекспир
Режиссёр и художник Тадаси Судзуки
Режиссёр-педагог Марина Брусникина
Художник по свету Дамир Исмагилов, Тадаси Судзуки
Изготовление картины Такако Темура
Ассистенты режиссёра Наоко Кубонива, Елена Накагава
Помощник режиссёра Любовь Заболонская
Технический директор проекта Надежда Быханова
Редактор Ольга Туркестанова
Продюсеры Икуко Сайто, Йоко Нарусима
Линейный продюсер Ольга Хенкина
Генеральный продюсер Олег Табаков
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут без антракта
Театр выражает благодарность за помощь в реализации проекта Михаилу Швыдкому и Майе Кабахидзе В спектакле звучит музыка Г. Ф. Генделя, П. И. Чайковского и рок-группы " Лайбах" (Югославия)

 

Лир, король Британии Анатолий Белый
Герцог Корнуэльский Эдуард Чекмазов
Герцог Альбанский Алексей Агапов
Граф Глостер Сергей Колесников
Эдгар, сын Глостера Максим Матвеев (Студент 3 курса школы-студии МХТ)
Эдмонд, побочный сын Глостера Сергей Медведев
Медсестра (Шут) Олег Тополянский
Освальд, дворецкий Гонерильи Николай Исаков
Офицер на службе у Эдмона Владимир Панчик
Поводырь Глостера
Гонец
Гонерилья Роман Кириллов
Регана Дмитрий Куличков
Корделия Евгений Савинков
Медсёстры Любовь Заболонская (помощник режиссёра), Мария Зорина, Олеся Иванцова (Студентка школы-студии МХТ), Римма Коростелёва, Елена Лемешко, Лилия Лисовская

 

На первый взгляд, «Король Лир» — спектакль крайне статичный. Тем не менее достаточно посмотреть на прямые, словно к доскам привязанные спины, на вроде бы мягко округлые, но закаменевшие руки, на пружинистый полуприсед, — и сразу понимаешь, почему Судзуки искал в своих избранниках прежде всего физическую выносливость. Из именитых мхатовских актеров проверку выдержал только Сергей Колесников — граф Глостер. Далее за ним по возрасту следует сам король Лир — изумительный Анатолий Белый.
Тело, которое не стряхивает с себя энергию, как бобик воду, но концентрирует ее внутри; тело, играющее собственной неподвижностью, когда лишний жест исключен, а необходимый точен и скуп; актер, не мельтешащий перед глазами, но притягивающий взгляд, — это очень интересно. Примерно на протяжении получаса. По истечении указанного срока все-таки начинаешь украдкой поглядывать на часы. Из истории короля, раздавшего государство неблагодарным дочкам, Судзуки сделал жесткий комикс. Тянутся две параллельные линии — Лир и его дочери, граф Глостер и его сыновья. Два злосчастных отца, поплатившихся за неуместную доверчивость и еще более неуместную жестокость. Много европейской музыки, но никакого европейского психологизма. Черное — черное, белое — белое, можно перепрыгнуть из одного в другое, минуя полутона, и только Белому с большой буквы «Б» дозволена некая свобода мимики, эмоции, светотени.

Сам режиссер родился в 1939 году в городе Симидзу (Япония). В 1966 году основал театр «Васеда Шо-Гекио» — самый известный японский авангардный коллектив, принесший славу японской культуре 60-х годов. «Иногда мою труппу называют воинственной. И это правильно. Потому что мы хотим изменить культурную ситуацию в Японии и в каком-то смысле — политическую. Мы бы хотели изменить и социальную систему и систему образования». В 1984 году труппа меняет название на «Театр Сузуки в Тоге». В отдаленном горном местечке — Тоге — Сузуки воплощает свой идеал театра, создавая студии, где преподает свой метод подготовки актера, и развивает новый стиль сценической игры, ведущий к предельной актерской концентрации. Сузуки не просто всемирно известный режиссер, но и выдающийся теоретик. Его метод призван использовать способность превращать биологическую энергию человека в выразительную силу.
Создатель спектаклей «Драматические страсти», «Дионис», «Сирано де Бержерак», «Чеховиана», «Король Лир» и др.
Автор книг «Драматический язык», «Горизонт обмана», «Что такое театр», «Идеи режиссера» и др.
Председатель Японского театрального центра, руководитель театрального Центра Шизиока. Вместе с мировыми театральными деятелями учредил в 1993 году комитет по проведению Театральной Олимпиады.

 

Школа Судзуки поверх школы Станиславского – и вот на сцене МХТ царит неподражаемый сумасшедший дом. Тадаши Судзуки поставил " Короля Лира". Как и в шекспировском театре, в спектакле Судзуки заняты исключительно мужчины, преимущественно молодые, отобранные постановщиком в ходе двухэтапного кастинга, последний из которых проходил в Японии. Результат – полтора часа напряженного действия, способного свести с ума даже самого искушенного московского театрала. Во МХАТе он поставил Шекспира – " Короля Лира", сократив огромную пьесу до 1, 5 часов сценического времени. Причина – прежде всего в том, что актеры испытывают серьезные физические нагрузки, они должны быть максимально напряжены, и им было бы трудно выдержать в таком состоянии большой по длительности спектакль.

Табаков пожелал Судзуки " ни пуха, ни пера", но справедливее было бы, если бы того же самого Судзуки пожелал Табакову, который, в общем, рискует больше. Худрук МХТ предложил в этом сезоне новую для нас практику, которая широко используется во всем мире. В главном национальном театре страны постановку осуществляет один из самых ярких и самобытных зарубежных режиссеров. Если в " Комеди Франсез" приглашают Фоменко, то во МХАТ – Судзуки, все логично. В результате – более необычного спектакля во мхатовской афише нет. И вряд ли в ближайшее время будет.

Анатолий Белый, исполнитель роли Лира: " Спектакль рассчитан на тех, кто знает пьесу, знает, чем все закончится…"

Для Судзуки есть вещи важные и не важные. Среди последних – военная ситуация, бытописание, побочные линии и второстепенные персонажи. А среди важных – агрессия, война, тема смерти, убийства и самоубийства. То, что " кругом враги", это и у Шекспира, и в самой самурайской культуре, в психологии островного государства заложено.

Судзуки объясняет, что его " Король Лир" - это история об одиноком человеке, умирающем в психиатрической клинике, а шекспировский сюжет – это воспоминания больного.

Актерам от этого не легче, они существуют и по законам метода Судзуки, а это сумасшедшие нагрузки, связанные с графической пластикой, и с особой подачей голоса, и еще играют в подтексте заданное безумие. Анатолию Белому приходится перешагнуть несколько десятков лет в роли Лира, а исполнителям ролей сестер – найти грань, чтобы условность, когда мужчина играет женщину, не превращалась в анекдот.

Дмитрий Куличков, исполнитель роли Реганы: " Мы же не женщин играем, мы должны быть мужественны, хотя когда еще будет возможность сыграть Регану – с усами…"

Всего полтора часа, а материала – для многочасовых дискуссий.
Сценография спектакля – крайне лаконична и выдержана в духе японской традиции. Несколько деревянных панелей. Которые формируют в зависимости от действия то стены лечебницы с горизантально открывающимися дверьми, то стены дворца. По ходу действия панели разъезжаются и разворачиваются ребром к зрителю. Судя по тому как свободно двигались эти панели – они были на колесиках. Все направлено лишь на то. Что бы дать больше места актеру с его сложными движениями. Главный герой Лир – перемещается в основном в инвалидной коляске – это авторский почерк режиссера. Костюмы выполнены в традиционной манере – почти все герои одеты в кимоно – материя простая – на вид хлопок и кожзаменитель.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.