Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство России XVIII века.






Рубеж 17 и 18 веков – завершение Средневековья и начало Нового времени. (за очень короткий по сравнению с Европой срок – несколько десятилетий).

Преобразование искусства из религиозного в светское.

Освоение новых жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, исторический и мифологический).

Стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом в несколько лет.

18 столетие – период ученичества в русском искусстве, причем во 2-ой пол. 18 века учителями становились уже не только иностранные, но и русские художники.

Открытие Академии художеств, собирание худ. коллекций.

I. Архитектура – светский характер, евр. стили.

Первая половина XVIII века

1. Санкт-Петербург («Санкт-Питер-бурх») – новая столица, возникшая сразу и в камне, но на болоте.

а) Дворец А.Д. Меньшикова

б) Постройки Д.Трезини

* Петропавловская крепость и её собор

* Здание Двенадцати коллегий

* Летний дворец с садом (совместно с А.Шлютером)

в) Кунсткамера

г) Адмиралтейство

д) Первый Зимний дворец.

е) Императорские резиденции Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село

Правление Анны Иоановны(1730-1740)

ж) Н.Г.Земцов учился у иностранцев в России

* Церковь Святых Симеона и Анны, подобие Петропавловского собора,

з) И.К.Коробов учился в Голландии

* Перестроено Адмиралтейство, появился знаменитый шпиль – «адмиралтейская игла». Начало 3-ех главн. магистралей города.

Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)

и) Многочисленные роскошные дворцы.

2. Москва - менее заметное, но проявление западных стилей.

а) М.И.Чоглоков

* «Сухарева башня» - здание ворот, недалеко от постоя полка Л, П.Сухарева, позже была увенчана башенкой с часами. (1930-е снесена!! - мешалась)

б) И.П.Зарудный

* «Меньшикова башня»(ц.Арх.Гавриила)

в) Д.В.Ухтомский

* Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Н=88метров)

* «Красные ворота» - образец русского барокко. Богатая история строительства и перестройки. Поздняя форма – древнеримская трехпролетная арка, с многочисл. статуями, рельефами, живописными изображениями (1930-е – снесены! – мешались)

Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)

3. Франческо Бартоломео Растрелли – яркое барокко

а) Летний дворец (СП) не сохранился

б) Зимний дворец (новый) – подобно городу, включает театр, храм, жилые и хоз. помещения. Сложный ритм декор. колонн по фасадам.

в) Большой дворец в Петергофе

г) Екатериненский(Большой) дворец в Царском Селе

д) Церкви и соборы, соед. традиции русской и европейской арх-ры

* Собор Воскресения в Смольном монастыре.

Вторая половина XVIII века – русское иск-во догнало европейское

КЛАССИЦИЗМ (в Европе –неоклассицизм, т.к. не в первый раз).

4. Санкт-Петербург

а) Академия художеств (Александр Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот). Простота и четкость планов.

б) Антонио Ринальди (придв. арх. Ек. II) намек на рококо

* Дворец Петра III (Ораниенбаум)

* Павильон «Катальная горка» (Ораниенбаум)

* Китайский дворец. (Ораниенбаум), один из залов «китайский»

* Мраморный дворец (СП) – классиц. + рококо

в) Г.Ф.Фельтен – совмещение стилей + псевдоготика

* Чесменский дворец и Чесменская церковь – псевдоготика

* Решётка Летнего сада

г) И.Е.Старов – каноны классицизма

* Таврический дворец Князя Г.А.Потемкина (Коронный зал или Большая галерея – вытянутый овал)

* Классический тип дворца-усадьбы: центральный корпус, по бокам выступающие флигели, парадный двор «курдонёр»

д) Джакомо Кваренги – палладианство

* Эрмитажный театр

* Академия наук

* Ассигнационный банк

* Смольный институт благородных девиц

* Загородные дворцы (Александровский, Концертный зал)

е) Чарльз Камерон – классицизм, палладианство

* «Камеронова галерея», два совершенно разных по стилю этажа, комплекс «агатовых комнат», спуск к парку и пруду.

* Резиденция Павла 1- Большой дворец в Павловске

* Павильон «Храм Дружбы»

5. Москва – активное строительство и перестройка, особенно светского характера.

а) В.И.Баженов – учеба в России, поездки в Европу

* Проект Большого Кремлевского дворца, связь с городом.

* Резиденция царицы в имении Черная грязь – Царицино, псевдоготика, Большой дворец(снесен), «Оперный дом», «Хлебный дом», павильоны, мосты

* Дом П.Е.Пашкова с бельведером – круглой надстройкой

б) М.Ф.Казаков - ученик Ухтомского и Баженова – больше работал в классицизме.

* Новое здание дворца в Царицино.

* Петровский подъездной дворец (Петровский замок) – псевдоготика(но только в декоре)

* Здание Сената в Московском Кремле, треуг. в плане + круглый зал с огромным куполом.

* Колонный зал в доме Благородного собрания.

* Здание университета.

* Церковь Филиппа Митрополита.

*

II. Скульптура – петербургская академия художеств. 1-я пол. 18 века – слабое, медленное развитие, т.к. не существовало основательных традиций в ск-ре. Во 2-ой пол. столетия появляются русские мастера.

1. Ранняя декоративная скульптура – тесная связь с арх-рой.

а) Рельефы Дубровицкой церкви

б) Рельефы «Меньшиковой башни»

в) Рельефы Летнего дворца

г) Иконостас Петропавловского собора

д) Статуя Нептуна в Петергофе

е) Венера Таврическая III век до н.э.(Греция-Рим)

2. Растрелли

а) Бюст Петра1

б) Памятник Петру1

в) Императрица Анна Иоановна с арапчонком

 

Вторая половина 18 века

3. Федот Иванович Шубин – расчет на круглый обзор

а) Женские образы

* Панина

б) Портрет Павла1(от угрожающе-величавого – до комичного)

4. Михаил Иванович Козловский

а) Античная мифология, библейские предания

* «Бдение Ал.Македонского»

* «Самсон» в Петергофе

* Памятник Суворову

5. Феодосий Федорович Щедрин – мастер обнаженной натуры

а) Венера

б) Диана

в) Сирены (Петергоф)

 

III. Живопись – период классического становления основ

Вначале (Петр) – плафонная, театральная, декоративная(элемент рококо), иностранные мастера в основном.

1. Ив.Ник.Никитин

а) портреты

* Головкина

* Петра

* Екатерины1

2. Матвеев

а) портреты придворных, Петра.

3. М.В.Ломоносов – монументальная живопись в технике смальтовой мозаики(осн. фабр. цвет. стекла) создано ок. 40 мозаич. полотен(разработана уникальная рецептура цв. стекла).

а) «Полтавская баталия»

б) «Портрет Петра1»

4. Вишняков - портреты

 

Эпоха Е II – уровень развития искусства = европейскому

КЛАССИЦИЗМ – подражание ант. Греции

5. Ант.Павл.Лосенко – основоположник историч. жанра, но несколько отстранненный, пафосный, «гипсовый» характер

а) «Прощание Гектора с Андромахой»

б) «Жертвоприношение Авраама»

в) «Владимир и Рогнеда»

Развивается жанр ПОРТРЕТА: парадный, интимный, групповой. Натурщики различны по классовой принадлежности.

6. Антропов

7. Рокотов (крепостной до зрелого возраста) – удивительный, дымчатый тон, трепетность живописного образа. «рокотовский» портрет.

8. Левицкий – без лишней парадности, сочный, колоритный мазок. Образ кокетливого, жеманного, но простоватого 18 века.

а) Строганов

б) Кокоринов

в) «Смолянки» - воспитанницы Смольного института.

9. Боровиковский – конец 18 – нач. 19 века, но по стилю – остался в 18 веке. Романтизм, элегия, частное лицо с его камерной жизнью. Некоторая стереотипичность моделей, но удивительная серо-зелено – золотистая гамма, дымчато белый образ.

а) Е II на прогулке в парке(? Царицино, Ц.Село?) в образе «казанской помещицы»

б) Портрет Лопухиной

 

ПЕЙЗАЖ

10. Алексеев – традиции итальянской ведуты, «пафос шири»

11. Сильв.Феодос. Щедрин – талантливый, но посвятивший свою кисть не России, а Италии.

а) Виды имп. резиденций, Петербурга

б)Образы Италии.

IV. ДПИ – научные разработки, открытия. Основание фабричных производств произведений искусств.

1. Цветное стекло (завод Ломоносова)

2. Фарфор (Дмитрий Иванович Виноградов) – «виноградовский период». Роспись на фарфоре.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.