Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство конца 15 – 16 в.в.






 

Сложение Русского централизованного государства.

Столица – Москва, оплот православия, центр культурного наследия, «3-й Рим»

Государственное устройство – самодержавие, опора – дворянство.

Главная задача искусства – прославление Русского государства.

 

Конец 15 – начало 16 в.в.

I. Архитектура – строительство Московского Кремля, инженер Пьетро Солари; русские + итальянские традиции; красота, величие, прочность.

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР (арх. Аристотель Фиорованти), 1475-1479 г.г.; древнерусские традиции + традиции итальянского ренессанса (внешний вид: 5 глав, (просторный, светлый интерьер перспективные порталы) светского характера).

2. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР(арх. Марко Фрязин и Пьетро Солари) 1484-89г.г, древнерусские традиции (подклет – высокий цокольный этаж, галерея, аркатурно-колончатый пояс на фасаде и апсиде);

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (арх. М. Фрязин и П.Солари) – часть великокняжеского дворца; одностолпный зал S=500кв.м, h=9м.

3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (арх. Алевиз Новый), 1505-1508г.г. – усыпальница московских государей (52 погребения); в стиле ренессансных 2-х этажных палаццо (пышный декор: аркады, резьба, роспись, позолота).

4. ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (арх. Бон Фрязин), 1505-1508 г.г.; изящество и величие; толщина стен=5м., h=81м., 21колокол – вес – 4 тысячи пудов.

 

* Монастырские храмы (Суздаль, Ростов, Загорск) – связь с ландшафтом.

* Посадские храмы – простота, скромность, бесстолпн. кубич. одноглавые церкви.

II. Живопись ------------ церковные + светские мотивы

(догматизм) (живость, занимательность)

1. Дионисий и сыновья – праздничность, декоративность; тонкий рисунок, грациозные фигуры, изысканный колорит (бледно-розовый, бледно-зеленый, светло-желтый)

а) Фрески, росписи, иконостасы.

б) Житийные иконы Успенского собора Мос.Кремля (торжественный характер)

 

16 век.

I. Архитектура – слияние местных арх.школ в богатое и яркое зодчество Русского государства; монументальность, разнообразие типов церквей и соборов.

1. Традиционные городские и монастырские соборы.

а) По мотивам Успенского собора М.Кремля – крупные, крестово-купольные, 5-ти главые, на подклете (Смоленский собор Новодевичьего монастыря)

б) По мотивам Спасского собора Андроникова монастыря – центральная глава выше, углы здания опущены, т.е. пирамидальная композиция (ц.Усекновения главы Иоанна Предтечи под Москвой).

2. «Высотные храмы» - шатровые памятники-монументы.

а) Ц.Вознесения в Коломенском (вертикальная композиция, h=60м.)

б) Храм Василия Блаженного (Покрова на Рву), арх. Барма и Посник; центр.башня-столп с шатром +8 меньших столпов с главами, общий подклет, ходовые галереи; «для украшения, а не для молитв».

II. Скульптура – торжественная величавость.

1. Резные алтари, царские врата.

2. Барельефы Царского места (Мономахов трон в Успенском соборе Моск.Кремля).

III. Живопись – регламентация форм изобразительного искусства (следование древним образцам) и частной жизни художников со стороны церкви

столичное искусство провинциальное искусство

(официальный характер, (иконописное ремесло народных

связи с народн. творч-вом) художников; гонения, запреты)

 

1. Фрески и иконы Благовещенского собора Мос.Кремля, худ.Феодосий (тема преемственности Византии, Киева, Москвы; сложные сюжеты).

2. Миниатюры – изящный рисунок, богатый цвет, обильный орнамент.

3. Книгопечатание – в основе – гравюра на дереве (ксилография); И.Федоров («Апостол» - 1-я печатная книга)

4. Царские мастерские («строгановская школа») – тонкое письмо, пейзаж, обилие золота.

IV. Художественные ремесла – блестящий расцвет.

1. Резные иконки-миниатюры (кость, камень, дерево)

2. Шитье - разнообразие школ

 


лицевое металлическое декоративное

(шелк) (зол. и сер. нити) (зол. и сер. нити, жемчуг, камни)

 

3. Металлопластика (изделия из металла)

 

литье посуда ювелирное дело

(пушка, А.Чохов; (орнамент) (чернение, чеканка,

колокола) зернь, эмали)

 

Угадайка №1 «Русское искусство до 16 века.»

 


1. Религия – верования древних славян до принятия христианства, святилища для обрядов по этим верованиям.

2. Прикладная техника украшения изделий из драг.металлов тончайшим плетением из крученой проволоки.

3. Первое государство славянских племен.

4. Цивилизация, оказавшая решающее влияние на формирование древнерусской культуры и искусства.

5. В иконописи тонкая золотая штриховка, акцент на прядях волос, краях одежды.

6. Ремесленная техника украшения металл.изделий линейным рисунком из золотой крошки.

7. Алтарная преграда в русских храмах.

8. Перечислить ряды иконостаса снизу вверх.

9. Выдающийся иконописец из Византии, экспрессивный, живой стиль.

10. Русский город, возвысившийся в 15-16вв., как культурный и государственный центр.

11. Великий русский иконописец 15 века, образец высоко-духовного классического мастерства

12. В древнем шитье название ткани с изображением Христа в гробу

13-18. Угадать на изображении название и автора






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.