Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство середины 13 -15 в.в.






 

XIIIв. 1237-41 г.г. - монголо-татарское нашествие

 


экономический и культурный упадок,

обособление Юго-Западных и Западных земель,

переселение народов на Северо-Запад, Запад, Север и Северо-Восток

(земли, не пострадавшие от монголо-татарского ига)

 

Сер. XIV в. - восстановление городов,

возрождение искусств и ремесел,

сложение Русского централизованного гос-ва

 

Конец XIV–нач.XVв.в. – открытое выступлене против ига

(Куликовская битва, 1380 г.)

 

рост военной мощи, экономики,

культурный подъем

 

В искусстве – два культурных наследия

Москва, Тверь Новгород, Псков

(влад.-сузд. трад.) (собств. древн. трад.)

 

I. Искусство Новгорода и Пскова.

1. Архитектура

а) Великий Новгород – возрождение каменной архитектуры; простота, цельность, тесаный кирпич; позднее – подчинение Москве, сближение с общерусскими формами архитектуры.

Классический тип новгородского храма:

крестово-купольный, 4-х столпный, 1 апсида, 3 лопасти фасада; крупный, подчеркнуто-нарядный.

* Ц.Федора Стратилата на Ручье.

* Ц. Петра и Павла в Кожевниках.

б) Псков – обращение к древним псковским традициям: глава на высоком барабане, 3-х лопастной фасад, оборонительные сооружения.

* Собор Рождества (Снетог.монаст.)

* Ц.арх.Михаила и Гавриила(там же)

2. Живопись Новгорода, Пскова, Твери.

а) Новгород – разнообразие фресковых циклов (широкий круг заказчиков: церковь, бояре, средние слои);

византийские традиции + местные традиции

(условность, суровость) (история, святыни)

* Фрески: свободная манера, лаконичные образы, сдержанный цвет.

(a) Росписи Феофана Грека

* Иконопись: красочность, декоративность, энергичная линия.

(a) «Борис и Глеб на конях».

(b) «Битва новгородцев с суздальцами»

* Миниатюра: фантастические образы, растительный орнамент, человеч. фигуры, бытовые сцены.

 

б) Псков – энергия, сила, реализм; отступление от иконографической схемы (ангелы без крыльев, замысловатый трон); особый колорит (темно-зеленый, белый, светло-красный)

(a) «Борис и Глеб на конях».

(b) «Сошествие во ад».

в) Тверь - почти не сохранилась; свободная композиция, пластичный рисунок, приглушенный свет (разбеленный синий, лиловый), крупные, мощные фигуры.

 

II. Искусство Московского княжества (нач. XIV-XV в.в.).

Москва - общерусский церковный, политический и экономический центр.

1. Архитектура – формирование общерусских национальных архитектурных традиций.

а) Монументальные постройки Московского Кремля: соборы, церкви(не сохр.); каменные стены с 9-ю башнями (дл. 2км.).

б) Троицкий собор Сергиевой лавры в Загорске(суровый. массивный)

в) Спасский собор Андронникова монастыря в Москве (переосмысление композиции 4-х столпного храма: углы опущены, центр фасада приподнят, несовпадение внешнего вида и внутреннего пространства).

2. Скульптура - деревянные резные кресты

 


распятие с горельефной фигурой Христа

 

деревянные статуи святых – хранителей городов

 

3. Живопись – поиск собственных художественных традиций: одухотворенность, плавность, легкость (домонгольские + византийск. традиции)

а) Росписи – по сведениям летописцев (греки и русские мастера).

б) Иконопись – русские черты образа + идеализация.

* «Спас Оплечный» - большой размер, четкий рисунок.

* «Архангел Михаил» - житийная икона; средник – воплощение идеала (вождь небесного воинства, помошник в битвах, покровитель русских князей), клейма – история жизни героя.

в) Миниатюра – архаичность (тяжелые фигуры + живые, выразительные лица).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.