Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магура Симаргл Зевана Лада






(защитница (земной огонь) (звери, охота) (любовь, красота)

богатырей, и Лель (страсть)

воинов)

 

а также Царица-Вода (не богиня, а живой источник жизни), низшие духи и демоны: леший, водяной, ведьмы, русалки, кикимора и многие другие.

 

Искусство Киевской Руси.

Русь - государственное образование восточных славян на среднем Днепре; центры: Киев, Чернигов, Переяславль-Южный.

Киевская Русь – раннефеодальное государство 9 – нач.12 в.в.

 

Периодизация истории Киевской Руси.

I. Образование феодального государства (столица – Киев) – до 882 г.

II. Захват власти в Киеве предводителем варяжской дружины Олегом – 882-911 гг

III. Расцвет монархии; принятие христианства (988 г.); объединение восточно-славянских племен – 911-1054 г.г.

IV. Начало распада – 1054-1093 г.г.

V. Стремление отдельных княжеств к самостоятельности – 1093-1132 г.г.

1132 г. распад Киевской Руси; период феодальной раздробленности.

 

Особенности культуры Киевской Руси:

культура славянских племен + византийская культура

(язычество) (христианство)

 

I. Архитектура – живописность, связь с ландшафтом.

1. Деревянное зодчество (мастера Миронег и Ждан-Никола).

а) Город: крепость на холме (кремль, детинец) – резиденция князя и убежище для горожан укрепления (земляной вал, стена, ров) посад – место поселения горожан (мазанки, бревенчатые срубы).

б) Храмы: языческие (капища) и христианские (базилики или крестообразные в плане).

2. Каменное зодчество.

а) Княжеские храмы – грандиозность, пирамидальность, богатый декор; «полосатая кладка» (камень + плоский кирпич-плинфа).

* Десятинная церковь в Киеве (первая каменная на Руси, не сохр.)

* Софийский собор в Киеве, заложен Ярославом Мудрым – главный храм госудрства, образ божественного космоса (см. храм Софии Константинопольской

* Софийский собор в Новгороде – проще, строже.

* Спасо-Преображенский в Чернигове

б) Монастырские соборы – мощь, простота форм.

* Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом

 

Классический тип крестово-купольного храма.

II. Скульптура – монолитность, лаконизм.

1. Деревянные идолы (живые, выразительные, раскрашенные).

III. Живопись – византийские традиции + языческое народное искусство

(торжественность, суровость, (массивн. фигуры, крупн. лица,

каноны, архетип) плоская композиция)

1. Мозаики и фрески соборов – канон, сочный цвет, золотой фон.

а) Софийский собор в Киеве (библейские персонажи + конкретные исторические портреты + сцены придворной жизни + орнамент).

2. Иконопись – духовность, тонкий колорит.

а) Икона «Владимирская богоматерь».

3. Миниатюра – плоское изображение, яркие краски, орнамент.

а) Церковные книги (изборник, евангелие, псалтырь).

IV. Художественные ремесла («узорочье») – оригинальность, самобытность; мастера-универсалы.

1. Резьба по дереву, камню.

2. Металлопластика (ковка, литье, чернение, гравировка, чеканка).

3. Ювелирное дело (филигрань или скань – тонкая крученая проволока).

4. Эмали (перегородчатая, выемчатая).

 

 

Искусство 12 – сер.13 в.в. (ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ)

Рост городов, подъем ремесел, развитие экономических связей, но междуусобные споры, войны.

Образование удельных княжеств: Киевского, Новгородского, Псковского, Владимиро-Суздальского и др.

Церковь – сила, призывающая к единению, к борьбе с завоевателями-кочевниками.

 

В искусстве - приближение к повседневной жизни, камерный стиль, вкусы княжеско-боярской среды и городских кругов.

 

I. Архитектура – разнообразие архитектурных школ.

1. Киевская – статичность, строгость, мощь; кирпич-плинфа (вытянутый), дополнительный декор (аркатурные пояски, полуколонны и прочее)

а) Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, арх. Милонег (?)

б) Церковь Петра и Павла в Смоленске.

2. Новгородская – простота, скромность, монументальность; плита из известняка, скромный декор; вкусы бояр, купцов, горожан, т.е. демократизм в культуре.

а) Никольский собор в Новгороде.

б) Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, Новгород

3. Псковская – суровая простота, лаконичность, скупой декор; почти необработанный камень.

а) Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

4. Владимиро-Суздальская – утонченность, четкие формы, богатый декор (резьба по камню); белокаменное строительство.

а) Дмитриевский собор во Владимире (парадность, величавость).

б) Церковь Покрова на Нерли (изящество, гармония; церковь-скульптура).

в) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (обилие резного декора).

Общие черты архитектурных школ: 4-х столпный однокупольный храм, единство внешнего и внутреннего облика, богатый декор фасада.

Отличия: строительный материал, детали декора (зависимы от материала), композиционные приемы.

 

II. Скульптура – белокаменная резьба (ажурность, мягкие формы, народные мотивы).

1. Владимиро-Суздальская школа скульптурной резьбы: пластичность, широта худож. замысла (представление о мире, о жизни), символизм; языческая культура (звериные мотивы, растительный орнамент) + христианские образы (Христос, крест, рыба, лоза).

а) Соборы г.Владимира

б) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (летопись Древней Руси).

 

III. Живопись–самобытность;

влияние церквивлияние народной культуры

(строгость, суровость, (славянский тип лица, яркие

плоский контур) чистые краски);

Живописная техника – мозаика

 

имитация мозаичной техники

(блеск, цветовая гамма)

 

имитация эмальерной техники

(золотая штриховка – ассист)

 

темперная живопись

1. Новгородская – суровость образов, обобщенность линий, укрупненность форм

а) Икона «Спас Нерукотворный» (византийские традиции).

б) Икона «Святой Георгий» (независимость, сила + жертвенность).

в) Икона «Успение» (сложная многофигурная композиция).

2. Псковская – разнообразие живописных приемов.

а) «Пророк Илья» - житийная икона (покой, мягкие линии, гармония цвета)

б) Фрески Мирожского монастыря (экспрессия, звучный цвет).

3. Владимиро-Суздальская – византийские + русские традиции, новые иконографические типы.

а) Икона «Дмитрий Солунский» (русский воинский идеал, судья и защитник)

б) Икона «Архангел Михаил» (образ воина-защитника).

в) Икона «Святые Глеб и Михаил»

г) Икона «Христос-Пантократор» (грозный, величественный)

 

икона «Спас-Вседержитель» (добрый, милостивый)

 

образы Андрея Рублева, мягкие, гармоничные

IV. Художественные ремесла – разделение ремесленников по социальному признаку (княжеский двор, горожане, селяне) по профессиям (чеканка, эмаль, резьба).

1. Металлопластика.

а) Медные врата Рождественского собора в Суздале («жженое золото»: медная пластина покрытие черным лаком травление кислотой процарапанного рисунка золотая крошка нагрев соединение металлов).

б) Большой Сион - церковная утварь для хранения освященного хлеба в форме христианской церкви.

в) Кратиры – сосуды строгой формы с фигурной ручкой, украшенные чеканкой.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.