Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Византии 13-15 веков.






Период упадка: захват Константинополя крестоносцами; распад империи на несколько отдельных государств; разграбление художественных ценностей; борьба с иноземцами.

Латинская империя Никейская империя и другие

(крестоносцы) независимые греч. гос-ва

 

1261 г. восстановление Византийской Империи (восстание

имп. Никеи Михаила VIII Палеолога); кратковременн. подъем, так называемое Палеологовское Возрождение.

 

Сер.14в. народные восстания, междуусобицы, слабость власти,

натиск турков.

 

1453 г. взятие Константинополя турками; Византия – в составе

Османской империи.

 

I. Архитектура – разнообразие местных художественных школ; характерные черты – сложность живописность построек, крепостной характер.

1. ХРАМЫ - крестово-купольные церкви, синтез базилики и купольного храма.

а) Комплекс Богоматери Памакартиста (ц.Фетхие-Джами), Константинополь, 14 век

б) Монастырь Хора (ц.Кахрие-Джами), Константиноп., 14в

2. СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ – императорские дворцы, жилые дома городской знати.

а) Дворец Текфур-серай, Константинополь, 14 век.

II. Скульптура – практически не развивалась.

III. Живопись – блестящий кратковременный расцвет при династии Палеологов (пошатнулась система канонов, архетипа; большая экспрессия, свобода; пространство, объем, характеры, т.е. обращение к античному искусству.)

1. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ – мозаики (чистые, звонкие краски, утонченная религиозная одухотворенность).

а) Мозаики ц. Фетхие-Джами.

б) Мозаики монастыря Хора.

2. СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ – иконопись (полутона, рефлексы, сложный колорит; смягчаются лица, уменьшаются черты, нежная моделировка лиц, рук).

а) «12 апостолов» - индивидуальность, живописность, красочность.

б) «Христос-Пантократор» - на полях иконы портреты вкладчиков (ктиторов).

в) «Иоанн Предтеча»

г) «Сошествие Христа в ад» - линейность, сухость, несмотря на тонкость и красоту цветовых отношений.

д) «Григорий Палама» - не портрет, а канонизированный образ.

К 15 в. – графичность, холодность, декоративность в живописи.

IV. Художественные ремесла – мало сохранились (разграбление Константинополя турками, обнищание империи).

1. Ткачество – шитье (церковные одежды: цветные, золотые, серебряные нити, жемчуг, драг. камни); византийский атлас.

 

Значение Византийской художественной культуры.

 

1. Творческие достижения византийской культуры.

а) Выработан средневековый тип купольных зданий и система их декора.

б) Созданы возвышенная, одухотворенная монументальная живопись и миниатюра;

в) Появляется новый тип станковой живописи – иконопись;

г) Высокий уровень разнообразных художественных ремесел.

2. Влияние на соседние страны Восточной Европы (Болгарию, Русь и др.) и страны Ближнего Востока.

3. Сохранение и передача античных традиций в Италию накануне Возрождения.

 

Угадайка «Искусство Византии».

 


1.Икона, написанная византийским мастером, подаренная русскому княжескому двору, самая почитаемая на Руси.

2.Постоянная иконографическая схема росписи храмов.

3.Форма византийской живописи, связанная с оформлением рукописных книг.

4.Государство, возникшее на руинах Римской империи.

5.Столица этого государства.

6.Главный храм города Константинополя, синтез базилики и крестово-купольного храма, самый грандиозный из византийских храмов.

7.Религия, господствующая в византийской империи, провозглашающая дух превыше плоти.

8.Форма средневековой станковой живописи, религиозной по темам, культовой по назначению.

9.Вид художественного ремесла: нанесение на металлическую основу красочного поршка и дальнейший нагрев.

10.Материал, из которого делались византийские мозаики.

 

 

СМАЛЬТА

 

Византия

АРХЕТИП

ЭМАЛЬ

 

 

«Владимирская»

МИНИАТЮРА

ХРИСТИАНСТВО

Константинополь

Св.Софии

 

ИКОНОПИСЬ








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.