Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация проблем по степени их структуризации Принципы решения неструктуризованных проблем.






Самой обобщающей классификацией проблем является классификация,

предложенная Г.Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на

три класса:

1) хорошо структурированные или количественно сформулированные

проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что

они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов

численные оценки;

2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие

лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные

зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как

качественные, так и количественные элементы, причем качественные,

малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию

доминировать.

 

Для решения неструктурированных проблем используются методы экспертных оценок, когда математическая формализация проблемы невозможна в силу их новизны и сложности, либо требуют больших затрат и средств.

Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту специалистов, которые будут экспертами.

Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая потом обобщается и анализируется.

Если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разрозненных мнений будет синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности.

Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направляемых на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математически-статистических методов.

 

Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы:

1. определение цели экспертизы;

2. формирование группы специалистов-аналитиков;

3. формирование группы экспертов;

4. разработка сценариев и процедур экспертизы;

5. сбор и анализ экспертной информации;

6. обработка экспертной информации;

7. анализ результатов экспертизы и принятие решений.

 

При формировании группы экспертов необходимо учитывать их характеристики, которые влияют на результаты экспертизы.

Компетентность – уровень профессиональной подготовки.

Креативность – творческие способности.

Конформизм – подверженность влиянию авторитета.

Коллективизм и самокритичность.

 

Методы экспертных оценок достаточно хорошо применяются в следующих ситуациях:

1. выбор целей и тематики научных исследований;

2. выбор вариантов сложных технических и социально - экономических проектов и программ;

3. оценка качества продукции и новой техники;

4. принятие решений в задачах управления производством;

5. перспективное и текущее планирование производства;

6. научно-техническое и экономическое прогнозирование.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.