Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показ фотографий

273.Михаил Валентинович, приехав в Москву, вы попали в институт кристаллографии и прошли с первых шагов до высшей должности до директорской.

274.В институт кристаллографии я пришел по блату. Это ответ прямой. 275.Вот уже упомянутый мной профессор Калитеевский мне сказал, когда шла речь о распределении на 3 курсе на физфаке по кафедрам (какая кафедра, какая специальность), он мне сказал: «Какая специальность - не имеет никакого значения, главное – кто учитель». 276.И вот вы это запомните: «Главное – кто учитель». Понимаете? Ни чему, а кто и как. 277.Вот это ключевой вопрос. И он сказал, идти надо на совершенно тогда не популярное, не модное название. 278.Кафедра моя называлась электрофизики.

279.Я говорю: «Что на ней делать-то? Там все говорили черти о чем. Какая электрофизика?»

280.Он говорит: «Там есть профессор Румш – выдающийся человек и педагог».

281.Я пришел на эту кафедру. Кафедрой заведовал известный человек, академик Лебедев, который изобрел электронный микроскоп, электронограф первый в мире.282. Выдающийся человек. Я его тоже как бы застал. 283.Там была рентгеновская спектроскопия, ну такая очень известная мирового имени рентгеновская школа там была. 284.Например, Румш, он изучал квантовый выход в разных элементах и тогда эти квантометры устанавливались на все космические аппараты, допустим. 285.То есть это была такая глубинная интересная физика фотоэлектронная, всякая, но которая имела абсолютно реальное земное практическое применение в частности космических программ.

286.Я когда попал по распределению на кафедру Румша, я точно понял, походив там, поработав, что А) я буду заниматься рентгенами. 287.Было очень интересно. 288.Причем такая физическая часть спектроскопия, вибрация, но мне точно был неинтересен структурный анализ вот в таком в классическом его виде. 289.Меня вот эти все лабораторные работы по расшифровке лавграмм и Б эгран, они меня просто отвратили от этого.

290.И я абсолютно точно знал, что я хочу заниматься рентгеновской физикой, но не рентгеновской структурой. 291.И надо сказать, что я абсолютно точно однозначно принял фактически это решение на 3 курсе.

292.А после этого, я попал на диплом в институт полупроводников. 293.Иоффе который был отставлен, Абрам Федорович, основатель советской физики, основатель физико- технического института, был отлучен тогда и ему на старости лет, тем не менее, несмотря на свой тоталитарный характер, власть была гуманна, она ему сделала небольшой институт полупроводников в Академии наук.

294.В этом институте директором был Анатолий Робертович Регель, а его брат Вадим Робертович был известный соратник академика Александрова, президента Академии наук, директора Курчатовского, в частности когда они занимались разминированием кораблей во время войны, Черноморского флота.

295.Там была очень хорошая аура физическая и была очень маленькая лаборатория, приятная, которую возглавлял такой Олег Николаевич Ефимов. 296.И надо сказать, что знаете, образ тогда вот был «Девять дней одного года» фильм, вот вы его не видели, посмотрите, он очень интересный. 297.Там есть такие моменты: Смоктуновский, который был такой лощеный, теоретик московский, столичная птичка, и Баталов простой экспериментатор, который жил в Академгородке в Новосибирске, прилетал в Москву, они вместе ходили в ресторан гостиницы Украина (шикарный ресторан). 298.Он подзывал официанта такого совершенно с лицом питекантропа, тот склонился над ним, он его звал, говорил «Обслуживать быстро!», тот «Есть!», «Но не торопясь!»

299.К чему я это вспомнил? Ну мне тогда было 20-21 год, да, а этому Олегу тогда было 35, 36, 37, но он мне казался старым человеком. 300.Но он выглядел, он был высокий худой, но что было интересно тогда, он до этого год прожил в Швеции, работал как раз по этому делу. 301.Он привез оттуда шикарную «Волгу», у него была шапка, он там шикарно выглядел в этой «Волге» как в этом фильме «Девять дней одного года», такой у него был легендарный вид он был мужик умный, не тривиальный, очень такой импозантный, и это такой был образ, знаете, образ, к которому вы могли стремиться как к киногерою, так и герою, причем это был человек, который занимался совершенно новым делом, вот, динамическим рассеиванием рентгеновских лучей, тогда только начинался бум, и я попал в это место очень сч а стливо. 302.Тогда только начиналась полупроводниковая промышленность. 303.И вы представьте себе – какой пройден путь!

304.Вот тогда полупроводниковые кристаллы только появились. 305.Полупроводниковая промышленность делала первые шаги. И кремний и германий были два дюйма диаметр, да? Пять- два инча всё, да? 306.Они были маленькие, и тот и другой – кристаллы больше вырастить не умели. 307.И ещё полные дислокации. 308.Там с плотной дислокацией, я помню, прерывание было 103 – 104. 309.И вот дальше в это время бурно начала развиваться полупроводниковая промышленность. 310.Во-первых, шло увеличение диаметра, этих пластин, да? 311.И сегодня Вы знаете, что кремниевая технология до полуметра подложка. 312.Но при этом, смотрите, как интересно происходило – у Вас подложка увеличивалась, потому, что Вы удешевляли технологию. 313.А активная зона - уменьшалась. 314.Вот тогда у Вас был маленький кристалл, а на нем был толстый петоксиальный, тогда еще не было диффузионный, слой. 315.Вот тогда наносили буросиликатное стекло, потом его отжигали.316.У Вас был такой плавный, затянутый диффузионный профиль, т.е. приборы обладали нерезкими характеристиками и тогда вот изучалось, Вы же главные процессы, технологические в технологии полупроводниковой – это был нагрев, отжиг. 317.Вы всё время жгли кристалл. 318.А если в нём были примеси, значит они двигались, ползли, закорачивали, ухудшали время жизни и так далее. 319.Поэтому, изучение дефекта образования – это было ключевым вопросом. 320.И тогда все пытались придумать, как изучать эти кристаллы. 321.Я хочу Вам напомнить - у Вас в рентгене, не утомляя Вас, есть кинематическая рассеянность и динамическая. 322.На пальцах это следующее. 323.Вот Вы пустили пучок - у Вас кристалл, не очень хороший, ну, обычный кристалл, и он у вас рассеивает по одному закону, а если вы берете кристалл совершенный, как искусственно выращенный кристалл кремния, в нем регулярность решетки в очень большом объеме и у вас начинают играть роль динамические эффекты, т. е. у вас луч упал на первый - отразился, в кинематическом все, ничего больше не происходит, а в динамике он пошел на встречу, опять отразился, опять, опять и они все взаимодействуют между собой, и у вас сложнейшая интерференционная картина. 324.Так вот это теоретически было рассмотрено Лавой, Зехариазеном еще в 40-е года, а практически этого не было, потому, что не было таких кристаллов и вот эти кристаллы начали появляться и поэтому оказалось тогда, что для того что бы изучать процессы, которые происходят в полупроводниковых кристаллах, надо привлечь динамическое рассеяние. 325.И вот эта динамическая теория рассеивания рентгеновских лучей, она была никому неизвестна, совершенно неинтересна, бессмысленна. 326.Я помню, мы переводили там с английского эти книги под забором сами, вопрос заключался в том, что вот оказалась, что она здесь вдруг становится практически важной, такой глубинной, теоретическое знание. 327.И вот так я занялся динамическим рассеиванием рентгеновских лучей, занимаюсь этим всю жизнь и должен вам сказать, что на самом деле неплохо преуспел, потому, что мы сделали очень важную вещь, я не буду утомлять вас своей наукой, но скажу, вот что я сделал одним словом в науке, я много чего сделал, я скажу, главное - вот вы представьте себе, что вот вы берете рентгеновский луч, любой, ну я вам про рентген, берете рентгеновский луч, берете образец, пустили луч и у вас, если вы пускаете луч под определенным углом, он отразится это есть дифракция, и расшифровывая эту картину дифракции, вы определяете местоположение атома, т.е. вы можете с помощью рентгеновской дифракции определить с огромной точностью, миллиардных долей, сотых долей ангстрем, где находится атом. Но вы не знаете какой это атом, сорт какой. 328.Теперь, у вас есть другая возможность - спектроскопия, вы пускаете тот же рентгеновский луч, не смотрите за отражением, а часть рентгеновского излучения поглотилась в кристалле.

329.А потом эта поглощенная энергия выплевывается обратно в виде флуоресцентного излучения фото AG (аже) электронов, а они крашеные, потому что энергия атома фиксирована каждого и разная, она лейбл этого атома. 330.Если вы теперь померили флуоресцентный квант, который выплюнул кристалл в ответ на поглощение рентгена, это спектроскопия, вы точно можете сказать: «Это атом мышьяка, а вот эта флуоресценция – атом фосфора». 331.То есть вы точно видите – ЧТО.

332.Так спектроскопия дает вам ЧТО, (состав), а дифракция дает ГДЕ, (положение), а вам надо это совместить. 333.И вот то, чем я занимался, моя лаборатория, внесли так сказать общепризнанный мировой вклад, это создание, разработка метода стоячих рентгеновских волн, мы реши проблему как сочетать дифракцию со спектроскопией, как сочетать несочетаемое. 334.И делается это очень просто. 335.Вы организуете дифракцию на хорошем кристалле, и у вас формируется стоячая волна. 336.Она над кристаллом и внутри кристалла, фактически вы создаете масштабную линейку из электромагнитной волны, а теперь прикладывая любой атом к этой линейке, вы измеряете его флуоресценцию, и в зависимости от того, в какое место волны он попал, вы определяете положение, а измеряя флуоресценцию – состав. 337.Все! И это важнейшее дело! 338.Вот я вам сказал двумя словами, чем я занимался всю жизнь и продолжаю заниматься сегодня с использованием синхротронного излучения. 339.Извините меня ради бога, но это важно! (аплодисменты)

(читает вопрос с записки) 340.Как вы стали директором Курчатовского института? 341.Вы знаете, какая штука, если посмотреть, какое количество должностей я занимаю, волосы у меня встают дыбом, если я увижу, что есть. 342.Я вам скажу так: я абсолютно НЕ карьерный человек, я не люблю любую административную работу, я ее бегу, я в этом смысле плохой директор, не настоящий. 343.Любой человек, который становится директором, он срезу подписывает бумаги, я это не люблю и стараюсь этого не делать. 344.И я должен сказать, что мне это в общем удается

345.Я уже почти 15 лет директор в институте кристаллографии и уже 7 лет с лишним директор Курчатовского института одновременно. 346.Я не дал себя втянуть в оперативные заботы. 347.Я благодарю своих там заместителей, коллег, которые это бремя несут под моим руководством, но я не дал себя втянуть, потому что мной по жизни двигают любопытство, интерес. 348.Я вам скажу, как я стал! 349.Я вам скажу, как я стал директором института кристаллографии. 350.Я человек был активный и, в этом смысле непоседливый. 351.Я всегда раздражал, потому что мне всегда что-то было надо больше чем другим, раз, настораживал и пугал, потому что был слишком активный, таких не любят, и вся моя карьера вопреки, по сравнению с нормальным делом. 352.Поясню: в институте кристаллографии в лаборатории я сидел младшим научным сотрудником. 353.Так получилось, что я контактировал с президентом академии наук, тогдашним директором Курчатовского института академиком Анатолием Петровичем Александровым. 354.Он был выдающаяся личность, и поскольку он был совсем масштабный человек, надо сказать он меня в этом смысле я его не пугал, а наоборот, ему это нравилось, он меня поддерживал. 355.И вот тогда у нас были идеи, когда я ему рассказывал про стоящие волны, про рентген, про полупроводники, и он, будучи государственным человеком, взял, и говорит: «Давай мы приборники сделаем». 356.Это есть пример отдельного рассказа. 357.Мы сделали трёхкристальный спектрометр, которым была оснащена вся промышленность советская полупроводниковая, и я бегал и говорил: «Смотрите, прибор! Надо его внедрить, надо то делать». 358.И он взял и сделал: первое – подписал распоряжение-постановление между минэлектропромом и академией наук о создании центра в институте кристаллографии лаборатории. 359.Так я стал заведующим, я себе создал это всё сам. 360.Но дальше начался развал 90-х годов. 361.Я не хочу об этом говорить, слава богу, мы его миновали, абсолютно необратимо. 362.Но хочу сказать, что это было страшное дело. 363.И тогда у меня была первоклассная лаборатория рентгеновская. 364.Она была с мировым именем, к нам приезжали иностранцы – у меня работали, я ездил за границу, мои сотрудники, я работал на всех синхротронах мира, у мня были люди, у мня кафедра там в университете, неважно, а дальше все начало рушиться. 365.И я понял, что надо либо уезжать, либо надо брать в руки институт. 366.Уезжать я не хотел, хотя я был приглашен во много мест и для меня никаких вопросов не было, в частности в Японию я уехал на полгода на огромную зарплату, даже страшно сказать самому, (я бы и сейчас на нее подался). 367.Вот. И я в Японии просидел, поехал сначала на первый на год, потом я свел на полгода и через 2, 5 месяца оттуда уехал. 368.Потому что я понял, что надо либо здесь что-то делать, и когда я вернулся сюда, тут стало еще хуже, провал, и я понял, что надо брать в руки институт, и я стал директором. 369.И тогда было действительно ужасно на самом деле, это даже трудно вспомнить сейчас, когда я нахожусь в благополучном институте, где одна молодежь, новые приборы, так сказать, все прекрасно, знаете. 370.А тогда это был ужас, понимаете, вот все: не было воды, света. И поехал в Академию, сейчас вспоминаю, конечно, этот шаг дикий. 371.Я приехал в Академию к одному из вице-президентов и говорю: «Послушайте! Ну, вот приезжают какие-то люди, выключают воду в институте. 372.Ну, ни я же должен заниматься этим, есть академия, почему так? 373.Я занимаюсь своим делом – наукой, ну, вы наведите порядок» Они оживились, надо сказать, в президиуме и сказали: «О! – говорят – смотрите, появился человек, которому что-то надо. Отлично!» И тогда, как раз, вскоре за этим создаваться начал совет президентский по науке и технологиям, и Юрий Сергеевич Осипов предложил мне стать его ученым секретарем тогда. 374.Я до сих пор являюсь секретарем совета уже более 10 лет с 2000 года, с 2001.

376.А теперь вопрос про Курчатовский. 377.Евгений Павлович Велихов, вот это еще один человек кроме Анатолия Петровича Александрова, который сыграл в моей судьбе очень важную роль, и тоже близкий мне человек, выдающийся ученый, каких мало сегодня, он меня пригласил стать директором синхротрона. «Давай, - говорит – я сделаю институт синхротронный». 378.Я не буду вдаваться в перипетии, там была сложная внутренняя обстановка, опять борьба. 379.Опять мирный договор, но, тем не менее, он сделал институт, внутри, и назначил меня директором «Синхротрона». 380.И хочу вам сказать, что единственная установка на всем постсоветском пространстве в России, после распада Советского Союза, мирового класса, которая была доведена до конца, принята в эксплуатацию открыта и работает, это Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения. 381.Единственный на постсоветском пространстве и один из 16-ти мега установок Европы, общепризнанным и это мы сделали. 382.Евгений Павлович меня пригласил в 1999 г., я стал директором «Синхротрона». 383.И после этого, поскольку он увидел, что произошло с синхротроном, Евгений Павлович сам по своей инициативе предложил мне стать директором. 384.Это было 2 февраля 2005 г., я стал директором Курчатовского института и являюсь им более 7лет и могу вам сказать, достаточно успешно. 385.И это не моя точка зрения. Вы знаете, какая вещь? 386.Если мы сегодня с вами посмотрим, то посмотрим какие-то яркие журналы обложечные, прочитаем в Интернете, у нас создается ощущение, что у нас кошмар вот просто. 387.Науки нет, того нет. 388.И я хочу вам сказать, Советский Союз был второй экономикой мира. 389.Вторая экономика мира. 390.Мы были великой научной державой, я не говорю о культуре, об идеологии и все остальное оставляем в стороне. 391.Я вам говорю, мы были великой научной технической державой. 392.Величайшей державой, которая подарила миру, там не знаю: атомную энергетику, подарила космос, орбитальные станции и т.д. 393.Массу вещей глобальных, которые определяют мир сегодняшний. 394.Так ясно, что при распаде Советского Союза и при выходе на рынок, мы представляли для всего мира смертельную опасность - экономическую потому, что мы вышли бы, и начали продавать самолеты, вышли бы и начали продавать пароходы и начали бы гибко. 395.Поэтому было самое простое дело, пытаться все это развалить, объясняя, что все плохое, выкупить, влезть и разработать у нас ресурс. 396.Это первое, но главное, когда после 2000 г. произошел перелом и фактически Путин вернул страну почти распавшуюся, опять в качестве Великой Державы на арену. 397.Сегодня метод другой уже нельзя так разваливать, как делать и вы поймите, что идет экономическая борьба, и мы в ней живем, мы живем в конкурентном мире. 398.Мы с вами должны это знать. 399.Это не заговор, о котором вам говорят Госдеп, но вы должны понимать реалии. 400.А какой самая простая вещь вот в этой конкуренции побеждать? 401.Вызвать депрессию противника. 402.И вы представьте себе, если я каждый день буду вам объяснять, что вы глупый не мытый, бедный, что у вас ничего нет, науки нет, того нет, сего нет, все уехали, одно второе, и вы в это начнете верить. 403.Я это говорю к тому, что не надо «квасного» патриотизма, не надо всюду видеть шпиономанию, но надо точно знать две вещи:

Надо понимать, что мы живем

а). в открытом и конкурентном мире – раз. 404.А в этом смысле – безжалостном, где все способы хороши для достижения цели (экономических и политических). Это первое утверждение.

И вторая вещь. 405.Не надо быть «квасными патриотами», но надо точно знать свою цену. 406.И вы должны точно помнить, что второй в мире и первый на Евразийском континенте реактор, основа атомной энергетики цепной реакции, это было сделано Курчатовым в 46-м году в нашей стране. 407.Первый в мире токамак[1], который сегодня создается восемью развитыми странами на юге Франции – ITER, первый в мире термоядерный реактор, как энергетическая установка. 408.В его основе лежит токамак который был придуман и реализован впервые в мире в Советском Союзе в Курчатовском институте. 409.Лазер на свободных электронах, рентгеновский, который мы строим вместе с немцами, в Гамбурге сегодня – в основе этих лазеров лежат идеи советских и российских ученых и так далее.

410.Не говоря о том, что если вы смотрите на Церн, который объясняет. 411.В Церне постоянно работают тысячи российских ученых, большинство из которых, мы еще российское правительство платит деньги за это и они работают там инженерами-техниками. 412.Большая часть магнитов изготовлена нашими ядерно-физическими институтами, а цель Церна, как вы знаете, разогнать пучки до огромных скоростей и столкнуть их. 413.Принцип опять советский встречных пучков придуманный Векслером. 414.Это я так вам для сведения, но главное, что в этом промежутке встрече у вас детектор-колориметр, который должен увидеть вот этот базон хикса слабого взаимодействия. 415.Это делается с помощью детекторов, которые построены из кристалов вальфромата свинца. 417.Сотни тонн деталей, воспроизводимых, из которых построены колориметры вальфромата свинца. 418.Единственная страна в мире, которая смогла придумать эти кристаллы, вырастить их, вырастить за короткий срок сотни тонн одинакового качества и сделать из них воспроизводимые элементы. 419.Это наша с вами страна. 420.И это надо помнить и понимать.

421.Поскольку все в мире конечно, все когда-нибудь исчезнет, даже солнце через миллиарды лет упадет на землю и в этом смысле, если глубоко задуматься – все абсолютно бессмысленно. 422.Абсолютно бессмысленно, но так глобально взгляните на этот процесс. 423.Но не бессмысленно только одно – наши с вами ощущения, наши с вами слова, чувства, ощущения и это то, что составляет ткань жизни, то от чего вы радуетесь, то от чего вы огорчаетесь, то чем вы живете. 424.И вот эта смысленность – она есть главная.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Важнейшие единицы международной системы измерений (СИ) | Характеристика высших грибов.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.