Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апрель, 3-4 неделя
«Большие ноги — маленькие ножки» Чему учится ребенок: различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оснащение: набор кирпичиков для игры на столах. Ход игры: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте: По дороге, по дорожке Побежали ноги-ножки. Идут большие ноги: ТОП-ТОП, ТОП-ТОП. (произнесите звукоподражание медленно) Бегут маленькие ножки: Топ-топ, топ-топ. (произнесите звукоподражание быстро) Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпичиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помогите малышу передвигать пальчики по дорожке. Слушайте внимательно: Ноги или ножки Идут по дорожке? (воспроизведите один из вариантов звукоподражания) Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге». МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Чаепитие матрешек» Чему учится ребенок: развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе». Оснащение: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блюдечек и ложечек разного размера. Ход игры: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку: Маша, Даша и Наташа Пили чай на кухне нашей. Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».— «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».— «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» — «Блюдца».— «Кому дадим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».— «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отвечает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками. МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Зернышки» Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «по- ливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трехступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соответствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их: Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой. Продолжайте игру, называя действия: «Сажаем зернышки!» Ребенок выполняет соответствующие имита- ци-онные движения. Далее вместе с ребенком произведите действия и спросите: «Что мы делаем?» Ребенок должен ответить: «Сажаем», «Поливаем», «Засыпаем».
Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками. Работа по развитию фонематического восприятия с детьми раннего возраста требует подкрепления звучащего слова зрительным образом — демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие. На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребенку так, чтобы ребенок видел его лицо. При этом слово произносится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией. При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы ребенок не видел артикуляции, т. е. пользовался бы только слуховым анализатором. Игры расположены в порядке усложнения и соответствуют лексическим темам. ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Таня и Ваня» Чему учится ребенок: прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с соответствующими образцами, различать гласные звуки А-У-(О); понимать значение слов: «мальчик», «девочка», «бабушка»; соотносить слова с соответствующими картинками. Оснащение: картинка с изображением плачущей девочки. Ход игры: покажите картинку, на которой изображена плачущая девочка, и прочтите рифмовку: Вот девочка Таня. Таня плачет. Упал в речку мячик: «А-а-а», — плачет Таня. (произносите звук «а» с активной, несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок видел движение губ) звук «а») Покажите другую картинку, на которой изображен мальчик, играющий с паровозиком, и прочтите следующую рифмовку: Пассажир последний сел, Ваня громко загудел: «У-у-у!» (произносите звук «у» с активной артикуля- цией, чтобы ребенок видел положение губ) Как загудел Ванечка? (ребенок произносит звук «у», вытягивая губки вперед) Ну-ка, не зевайте, Ну-ка, угадайте, кто так? (произносите тот или иной звук (А или У). Ребенок показывает соответствующую картинку, называет имя изображенного на картинке ребенка)
Усложнение: произносите звук за экраном. Можно добавить для различения третий звук — «о». Выставляйте три картинки: девочка Таня, мальчик Ваня, бабушка Маня. Читайте текст и сопровождайте его соответствующими действиями. Бабушка удивилась: «О-о-о!» (произносите звук с утрированной артикуляцией сна- чала так, чтобы ребенок видел положение губ, затем — за экраном)
|