Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Январь, 1-2 неделя






«Длинные—короткие дорожки»

Чему учится ребенок: слышать и называть долгие и короткие звуки; осуще­ствлять показ долготы звука рукой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные «длинная», «короткая», «долгий», «короткий».

Оснащение: губная гармошка.

Ход игры: покажите ребенку губную гармошку. Скажите: «Это губная гар­мошка. Она играет так» (поиграйте на гармошке).

Прочтите стихотворение:

Я гуляю по дорожке, Я играю на гармошке. Длинную дорожку

Играй, моя гармошка! (издайте долгий звук и показывайте рукой

длинную дорожку, ребенок присоединяется)

Прочтите:

Короткая дорожка —

И замолчит гармошка. (издайте короткий звук и показывайте рукой

короткую дорожку, ребенок присоединяется)

Показ долготы звука можно осуществлять на карточке с наклеенными полос­ками разной длины (лучше, чтобы полоски были выпуклыми или шершавыми).

ЯНВАРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Считаем пуговки»

Чему учится ребенок: различать темп звучания, выполнять соответствующие движения быстро—медленно; понимать и употреблять наречия «быстро», «мед­ленно»; понимать и употреблять глаголы «снимает», «надевает», «считает».

Оснащение: карточка с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.

Ход игры: дайте ребенку карточку с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.


Прочтите рифмовку:

Маша кофту надевает,

Очень медленно считает: (пуговки перебираете)

Вот пуговка, (на слово «вот» ударяете молоточком по металло-

Вот пуговка, фону, ребенок соответственно ударам показывает

Вот пуговка, пальчиком пуговочки на изображении кофточки)

Вот пуговка!

Быстро кофточку снимает, (быстро проводите молоточком по металлофону,

Пуговки не считает. ребенок проводит пальчиком по пуговицам)

ФЕВРАЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Егорка на горке»

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание дудочки; пони­мать и употреблять наречия «наверху», «внизу»; показывать высоту звука жес­том руки; понимать и употреблять в активной речи предложенные конструкции «на горку», «с горки».

Оснащение: дудочка.

Ход игры: покажите ребенку дудочку, издающую звуки разной высоты. Ска­жите: «Это дудочка. Дудочка может играть так (сыграйте высокие звуки, под­нимая свободную руку). Дудочка может играть так (звуки в нижнем регистре, опускайте свободную руку)». Прочтите стихотворение:

Полез Егорка

На высокую горку, (высокий звук, поднимите руку вверх)

Свалился с горки,

Ловите Егорку! (низкий звук, опустите руку)

Спросите ребенка: «Где Егорка: наверху или внизу?». Извлеките высокий и низкий звуки. Ребенок соответственно поднимает или опускает руку.

ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Мышки и мишки» (см. Приложение 2, с. 132)

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание свистульки и ду­дочки; называть дикое животное соответственно прозвучавшим игрушкам; по­нимать и употреблять глаголы «петь», «реветь».

Оснащение: свистулька и дудочка.

Ход игры: покажите ребенку две картинки. На одной — изображение мышки, на другой — мишки. Скажите: «Это мышки. Это мишки». Попросите ребенка показать, где мышки. Затем — где мишки. Прочтите рифмовку:

Мышки стали песни петь, (поиграйте на свистульке с высоким звучанием)

Мишки начали реветь. (поиграйте на дудке в нижнем регистре)

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте:

Мышки или мишки? (попеременно звучат свистулька и дудочка)


МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Мамочка дома или нет?»

Чему учится ребенок: различать минорные и мажорные мелодии, исполнен­ные на любом музыкальном инструменте; понимать и употреблять наречия «ве­село», «грустно», «тихо», «пусто».

Оснащение: записи.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Мамочка проснулась,

Солнце улыбнулось,

Лучики развесило,

Сразу стало весело. (звучит мажорная мелодия, исполняемая

на любом инструменте)
Тучи гонит ветер злой,
Мамочка, иди домой.
Нам без мамы очень грустно —
В доме стало тихо, пусто. (звучит минорная мелодия, исполняемая

на любом инструменте)
Ну-ка, не зевайте,
Ну-ка, угадайте.
Кто скорее даст ответ:
Дома мама или нет? (звучит та или иная мелодия, ребенок

по ладу определяет, где мама)

МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Машина»

Чему учится ребенок: различать громкое и тихое звучание дудочки; назы­вать положение предмета, издающего громкий или тихий звук: «далеко»-«близ­ко»; понимать и употреблять в речи наречия «далеко», «близко», «громко».

Оснащение: дудка.


 

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение, издавайте на дудке громкий и ти­хий звуки.


У Ванечки машина Не едет без бензина. Близко стоит, Громко гудит. Налили в бак бензина, Поехала машина. Услышать нелегко, Машина далеко.

Спросите: «Где машина, далеко или близко?» Издавайте на дудке то тихие, то громкие звуки.

АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Птички»

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание свистульки и ду­дочки (выполнять соответствующий жест рукой); понимать и употреблять в ре­чи глаголы «живет», «поет», «скачет»; понимать предложенные конструкции: «в гнездышке», «на дорожке».

Оснащение: свистулька, дудочка.

Ход игры: поиграйте на свистульке с высоким звучанием, свободную руку поднимите, ребенок повторяет жест.

Прочтите ребенку рифмовку:

Птичка в гнездышке живет, Тонким голосом поет.

Поиграйте на дудочке с низким звучанием, свобод­ную руку опустите, ребенок повторяет жест. Прочтите ребенку рифмовку:

Скачет птичка по дорожке, Уходите, злые кошки.

Поиграйте на дудочке и на свистульке, ребенок по­казывает жестом высокое или низкое звучание игру­шек или говорит словами, где птичка: «в гнездышке», «на дорожке».

Ну-ка, не зевайте, Ну-ка, угадайте: Где птичка — В гнездышке Или на дорожке?

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Сапожки»

Чему учится ребенок: реагировать на начало и конец звучания игрушки-дудочки; называть зимнюю обувь: сапожки; знать и называть звучащую игрушку;


понимать уменьшительно-ласкательное значение слова «дудочка»; понимать и употреблять в речи наречия «весело», «грустно».

Оснащение: дудочка.

Ход игры: покажите ребенку дудку. Скажите: «Это дудка. Назовем ее лас­ково: дудочка. Дудочка играет вот так (извлеките звуки). Как весело! Так и хо­чется плясать. Аи, спряталась дудочка! Стало тихо, грустно». Прочтите стихо­творение:

Как без дудки, вот беда —

Ходят ноги не туда.

А я ноженьки обую, (делаете имитационные движения надевания

сапожек)

Да как в дудочку подую,

Сразу ножки затанцуют! (попеременно притопываете)
Что наденем на ножки?
— Сапожки. {ребенок выполняет имитационные движения

надевание сапожек)

Поиграйте на дудке, ребенок выполняет попеременные притопы в ритме пля­совой, исполняемой на дудке. С концом звучания четко прекращает движения.

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Убежала посуда»

Чему учится ребенок: различать звучание металлофона и дудочки, показы­вать соответствующую картинку или называть посуду; знать и называть пред­меты посуды: чашки, блюдца, самовар.

Оснащение: картинка с изображением посуды, металлофон, дудочка. I;

Ход игры: покажите ребенку картинку с изображением посуды, убегающей от Федоры. Говорите, показывая предметы посуды: «Это чашка. Это блюдце. Это самовар».


Попросите ребенка показать чашку, блюдце, самовар. Спросите ребенка: «Что это?» — «Чашка, блюдце, самовар». Задайте вопросы: «Сколько чашек?», «Сколь­ко блюдец?», «Сколько самоваров?».

Прочтите стихотворение:

Все они спешат, несутся,

Как они не разобьются?

Чашки и блюдца летят, звенят. (играйте на металлофоне)

Самовар бежит, гудит. (играйте на дудочке с низким звучанием)

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте.

Кто бежит? (играйте то на дудочке, то на металлофоне.

Что звенит? Ребенок показывает на картинке предметы

Что гудит? посуды или называет их)

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Комарик»

Чему учится ребенок: слышать и определять долгие и короткие звуки, изда­ваемые звучащими игрушками; понимать и называть прилагательные «долгая» (песенка), «длинная» (дорожка), «короткая» (дорожка); знать и называть насе­комых; понимать и использовать глаголы «прилетел», «запел», «звенел»; наре­чия «долго», «быстро».

Оснащение: картинки с изображением насекомых, свистулька, бубен.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

В теплый солнечный денек

Полежать на травку лег,

Тут комарик прилетел (покажите изображение комарика)

Песню звонкую запел. (извлеките долгий звук на свистульке)


 

Скажите: «Долго звенел комарик. Долгая песенка у комара». Выложите длин­ную дорожку (из палочек, мозаики и т. д.) Попросите ребенка: «Покажи дорож­ку пальчиком (повторите долгое звучание на свистульке)». Ребенок проводит пальчиком по дорожке. Спросите: «Какая песенка у комара?» Ребенок должен ответить: «Долгая».


Прочтите рифмовку:

Он уселся мне на лоб.

Комара я быстро: хлоп! (ударьте в бубен)

Спросите: «Как хлопнули по комару?» Ребенок должен ответить: «Быстро: оп!» Выложите короткую дорожку (повторите короткое звучание на бубне, ребенок выкладывает короткую дорожку). Скажите:

Ну-ка, не зевайте.

Ну-ка, угадайте:

Что делает комарик? (издайте долгий звук на свистульке)

Ребенок отвечает: «Комарик поет». Спросите: «Какая песенка?» — «Долгая». Покажите пальчиком длинную дорожку. Издайте короткий звук на бубне. Спро­сите: «Что случилось с комариком? Какая дорожка?» Ребенок показывает соот­ветствующую дорожку.

Усложнение: игра проводится без картинки.

Воспитание слухового восприятия, внимания и памяти — необходимое усло­вие успешного развития малыша, в частности его речевого развития.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игру­шек, картинок, так или иначе связанных со слышанными звуками или выпол­нением действий, при которых слышны те или иные звуковые сигналы.

Дети раннего возраста различают звуки по способу воспроизведения (хлопки, притопы), по темпу (быстрые постукивания — «сильный дождь», медленные —


«небольшой дождик»), по ритму (ритмичное звучание — «детки идут», сбитый ритм — «лошадка скачет»), по силе звучания (громкие звуки — «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).

В разделе представлены 16 игр, расположенных в порядке усложнения и в со­ответствии с лексическими темами.

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внима­ние; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существи­тельные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножка­ми»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки... (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Каждый занят делом»

Чему учится ребенок: дифференцировать неречевые звуки (2, затем 3); опре­делять по звуку производимое действие, показывать изображение этого дейст­вия на картинке; понимать и по возможности использовать в речи глагольные формы «моет», «чинит», «играет»; понимать и использовать в активной речи словосочетания «моет посуду», «чинит стул», «играет с погремушкой».

Оснащение: картинки с изображениями мамы, моющей посуду, и папы, ре­монтирующего стул; записи.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Эй, друзья-подружки, Навострите ушки, Слушайте внимательно, Думайте старательно.

Покажите малышу картинку с изображением мамы, моющей посуду, парал­лельно включите запись — звуки плещущейся воды, постукивающей посуды: «Мама моет посуду». Покажите другую картинку — с изображением папы, кото-


рый чинит стул (забивает молотком гвозди). Одновременно включите запись со звуком стучащего молотка: «Папа чинит стул». Затем записи включите повтор­но. После прослушивания каждой записи спрашивайте: «Кто делает так?» Ребе­нок показывает картинку и отвечает: «Мама», «Папа» или: «Мама моет посу­ду», «Папа чинит стул».

Усложнение: предложите малышу еще одну картинку: «Дедушка читает газе­ту» (одновременная запись: шелест газетных страниц).

НОЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Хитрый мячик»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание, неречевой слух: опреде­лять действие с мячом по звуку, сопровождающему действие; понимать и упот­реблять глагольные формы «скачет», «подпрыгнул», «покатился» и наречия «высоко», «далеко».

Оснащение: большой яркий мяч.

Ход игры: возьмите мяч, ударьте им об пол и произнесите: «Мячик скачет, мячик скачет» Затем подкиньте мяч вверх: «Вдруг подпрыгнул высоко! Пока­тился далеко! Мячик хитрый — спрятался». Далее производите действия с мя­чом за ширмой и спросите: «Угадайте, что делает мячик?» Предложите ребенку взять мяч и воспроизвести соответствующие действия по звукам из-за ширмы.

НОЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ «Дождик»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание; слушать ритм постуки­ваний, совершать соответствующие правилам игры действия: на редкое звуча­ние — протянуть ручку вперед (как бы ловя капельки дождя), на частое звуча­ние — сложить ладошки домиком над головой («спрятаться от дождя»); понимать наречия «понемножку», «сильнее».


Оснащение: карандаш (палочка).

Ход игры: сядьте с ребенком удобно на ковре. Предложите ему поиграть в игру вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте действия в соответ­ствии с текстом:

Дождик капал понемножку, (редко стучите палочкой или карандашом по

столу)

Протянули мы ладошку, (протягивайте руку вперед ладонью вверх, как

бы ловя капли. Ребенок повторяет движения)
Дождь пошел сильней, сильней! (часто стучите по столу)
Убегайте в дом скорей! (изображайте дом ладонями, склоненными под

углом друг к другу, ребенок повторяет движе­ния)

Ну-ка, не зевайте, (стучите часто или редко, ребенок соответст-

Ну-ка, отгадайте: венно складывает ладошки домиком или

Какой дождь? протягивает их, как бы ловя капли)

Игра повторяется 2-3 раза.

ДЕКАБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Угадай, кто идет»

Чему учится ребенок: различать неречевые звуки: постукивание карандашом по столу, царапанье ноготком по поверхности стола, шлепанье кирпичиком по столу; понимать и по возможности воспроизводить глагольные формы «спешит», «стучит», «крадется», «бежит»; совершенствовать движения рук — складывать ладошки домиком; совершенствовать движения органов артикуляционного ап­парата — придавать губам положение «окошечко»; знать и называть домашних животных.

Оснащение: карандаш, деревянный кирпичик, картинки с изображениями лошадки, кошки.


Ход игры. Предложите ребенку поиграть вместе с вами. Попросите его внима­тельно смотреть на ваши руки и губы и выполнять такие же движения:

Дети в домике сидят (сложите ладони домиком,

Ив окошечко глядят. сложите губы «окошечком»)

Кто-то в гости к ним спешит

И копытцами стучит, (постучите карандашом по столу)

Это лошадка! (покажите картинку «Лошадка»)

Дети в домике сидят (сложите ладони домиком)

И в окошечко глядят. (сложите губы «окошечком»)

Кто-то в гости к ним крадется,

Тихий шорох раздается. (выполните царапающие движения по столу)

Это киска! (покажите картинку «Кошка»)

Угадайте, кто идет в домик! (выполните постукивание или царапанье по

столу)

Ребенок показывает соответствующую картинку или называет животное.

Усложнение: введите в игру третий персонаж: гуся или утку, производящих шлепанье при ходьбе (имитируется шлепаньем кирпичиком по столу).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.