Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение!






Когда вы будете читать об основах Западного общества, об основах Советского в частях первой и второй помните – описывается в этих частях именно идеал, к которым стремились или наоборот из которого вырастали данные общества. То как эти идеалы искажались, по каким направлениям они в результате развивались и вынуждены были изменяться, во что вылилось всё это – в третьей части.


Часть первая. Оттенки тьмы

Глава 1. Кое-что о стереотипах

§1. Почему мы так часто «говорим на разных языках»?

Когда пытаешься объяснить «непосвящённому» сложные проблемы или понятия, всегда сталкиваешься с проблемой понимания терминов.

Разные люди понимают эти термины очень по-разному. Это разное понимание приводит к тому, что иногда обсуждающие какую-то проблему люди буквально говорят на разных языках. Поэтому сразу стоит договориться о терминах. Точнее о том, что под тем или иным термином понимать.

(Так я буду поступать и далее – постараюсь избежать главной ошибки многих популяризаторов, которые употребляют как само собой разумеющиеся термины для большинства совершенно не известные, или плохо понятные.)

Часто это самое разное понимание для большинства даже и не заметно.

Ярким примером последнего является такое понятие как «культура».

Уже здесь, при обсуждении понятия «культура» мы сталкиваемся со стереотипом, крайне далеко лежащим от реальности.

Кстати и само понятие «стереотип», стоящее в заглавии, многие понимают так же весьма неадекватно, как и «культуру». Так что для понимания первого, надо бы сначала разобраться со вторым.

Стереотип это, выражаясь «простым языком», чаще всего некое устоявшееся мнение, о конкретном явлении окружающей действительности – шаблон, для её восприятия и быстрого «понимания».

Я последнее слово не зря поставил в кавычки. Будучи очень упрощённым, этот самый шаблон часто бывает очень далёк от действительности. И поэтому стереотип очень часто даёт не само понимание действительности, а очень яркую его имитацию – иллюзию понимания. Даёт заблуждение.

То есть, по-другому, стереотип можно назвать: «очень распространённым мнением, далёким от реальности – очень распространённым заблуждением[13]».

Именно поэтому, многие недобросовестные люди и организации очень активно стремятся создать у людей как можно больше этих самых «иллюзий понимания действительности» – стереотипов. Для того, чтобы потом, через эти стереотипы, успешно «рулить» тем, кто под влияние стереотипа попал.

Но, к сожалению, многие стереотипы формируют люди у себя часто неосознанно, спонтанно. Из-за того, что просто очень плохо сами поняли то, что впоследствии становится стереотипом.

Так же дело обстоит и с понятием «культура».

Под культурой очень многие, причём вполне образованные люди понимают часто не то, что есть, а то, что из той же культуры только следует.

Поясню на примере.

Если кто-то говорит о наличии или отсутствии культуры у кого-то, то имеется в виду часто то, что «данный человек ходит или не ходит в театр, разбирается или не разбирается в тонкостях литературы умеет «правильно вести себя» в той или иной ситуации и т.д.». Но это лишь следствие!

Это чисто житейское понимание культуры!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.