Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в Schizophrenie 9 страница






Поднятие вверх — это, следовательно, не просто изучение, познание своего пути вокруг, знание в смысле опыта, но, скорее, подразумевает «занятие позиции», выбор самого себя в смысле самореализации или созревания. Мы должны, однако, быть осторожными, чтобы не спутать поднятие вверх с простой волей в смысле психологического различения разума, чувства и воли ***. Скорее мы должны осознать, что (намек на это содержится в термине «усилие» Блейлера) в поднятии факт бытности несомым («крыльями» настроений, желаний, страстей — «фантазией» или воображением) плавно переходит в факт решительного" *" " «занятия позиции». Тем не менее, мы должны провести четкое различие, с точки зрения антропологии, между состоянием предрасположенности к тому, чтобы быть несомым желаниями, идеями, идеалами, и напряженным, трудным актом восхождения по «ступенькам на приставной лестнице», который позволяет сопоставить эти желания, идеи и идеалы один с другим в жизни, искусстве, философии и науке и преобразовать их в слова и деяния.

Эта концепция проливает свет на несоразмерность высоты и ширины, которая лежит в основе возможности «формирования маниакальных идей». Мы скоро увидим, что эта форма несоразмерности настолько отличается от несоразмерности Экстравагантности, что мы не можем даже говорить о ней как о «экстравагантном мышлении», но, скорее, как о «скачке

* Это поднятие себя над мирской ситуацией нельзя путать с «за пределами» бытия-за-пределами-мира как такового в смысле любви.

** Гастон Башляр высказывает ту же самую мысль (см. L'Air et les Songes), когда он характеризует вертикальный подъем как повышение цены, как понимание и придание ценности. Вспомните, например, решение Антигоны.

*** Я полностью согласен с Е. Минковским, когда он (см. «La Triade psychologique» in Vers une Cosmologie, pp. 57 ff.) ставит под сомнение эту «триадическую» классификацию психологических феноменов и даже оспаривает саму возможность такой классификации.

**** Следовательно, мы должны полностью согласиться с Башляром, когда он пишет: «II est impossible de faire la psychologie de la volonté sans aller a la racine mjgme du vol imaginaire».

Экстравагантность (Verstiegenheit) 297

идей», термин, который также используется в психопатологии. Несоразмерность высоты и ширины того типа бытия-в-мире, который представлен скачкой идей, совершенно отличается от той, воплощением которой является Экстравагантность. В первой несоразмерность заключается в том, что шагание вперед заменяется прыганием и выскакиванем-за-пределы «в бесконечное». Горизонт или кругозор «бесконечно расширяется», но в то же время поднятие вверх остается только «vol imaginaire», бытностью- несомым на крыльях всего лишь желаний и «фантазий». Результат таков, что не достигается ни общее представление в смысле опытной мудрости, ни проникновение в глубь проблематической структуры данной ситуации (поднятие — это, в то же время, также в сущности проникновение в глубь, так как altitudo относится по существу как к высоте, так и к глубине), и, следовательно, не занимается никакая решительная позиция. Эта несоразмерность высоты и ширины коренится в «чрезмерном» расширении пронизывающе изменчивого мира маниакального больного; т. е. чрезмерном в том отношении, что сфера подлинного подвергается одновременному процессу «уравнивания»1*. Под «подлинным» мы подразумеваем те высоты (или глубины), которые могут быть достигнуты только постольку поскольку Dasein переносит трудный процесс выбора самого себя и вхождения в зрелость. О несоразмерности, проявляющейся в маниакальном паттерне жизни14, с точки зрения D ä s eins analyse говорят как о скачкообразности. Это означает невозможность обретения подлинного устойчивого положения на «приставной лестнице» человеческих проблем, и, в этом отношении, следовательно, также означает невозможность подлинного решения, действия и созревания. Оторванный от любящего соттипго и подлинного communication слишком далеко и поспешно гонимый вперед и несомый вверх, маниакальный больной парит в фальшивых высотах, в которых он не может занять позицию или принять «самодостаточное» решение. Любовь и дружба в этих фантастических высотах утратили свою силу. Человеческое общение сведено к уровню психиатрического лечения.

Экстравагантность шизоидной психопатической личности и бесчисленные формы шизофренического бытия-в-мире совершенно иные15. Здесь антропологическая несоразмерность уже не коренится в избытке ширины («прыгания») и высот простого vol imaginaire, которые превосходят (подлинные) высоты «решения». Она коренится в чрезмерных высотах решения, которые превосходят ширину «опыта». Пренебрегая пока существенным различием между психопатическим шизоидом и шизофреником, мы можем сказать, что их манера «заходить слишком далеко» отличается от манеры маниакального больного именно в том отношении, что их не уносит в «фантастические высоты» оптимистических настроений, но что, в одиночестве, и «безотносительно опыта», они влезают на одну определенную ступеньку «приставной лестницы человеческих проблем» и остаются там. Высота, подразумеваемая в этом влезании наверх, не имеет никакого отношения к узости и негибкости опытного горизонта («опыт» понимается в самом широком смысле опыта, т. е. «дискурсивности» 16 как таковой). Здесь Экстравагантность означа-

Избранные статьи Людвига Бинсвангера

ет больше, чем просто «застревание», т. к. речь идет не только о невозможности опытного движения вперед, но скорее о строгой привязанности к или зависимости от определенного уровня или ступеньки человеческого опыта (Problematik). Очень гибкая человеческая «иерархия высоты» в этом случае, по существу, «неправильно понимается», и одна определенная идея или идеология становится навязчивой или абсолютизируется. Постольку поскольку «опыты» еще вообще осознаются, они уже не оцениваются и не обращаются на пользу, ибо их «ценность» жестко фиксирована. Экстравагантность означает, следовательно, «абсолютизирование» отдельного решения. С другой стороны, такое «абсолютизирование» возможно только там, где Dasein «безнадежно» изгнано из дома и вечности любви и дружбы, где, поэтому, оно больше не познает и не чувствует «относительности» «выше» и «ниже», рассматриваемых на фоне безусловной веры в бытие, непроблематичной онтологической безопасности. Оно стоит, оторванное от этой безопасности и от общения или отношений с другими, и, таким образом, для него закрыты испытание и исправление, которые могут быть только следствием такого общения. Таким образом, ушедший в общение или отношения с одним собой, такой процесс может только «изматывать себя» до тех пор, пока он не станет простым пристальным смотрением в Медуза-подобную, психотически затвердевшую проблему, идеал или «ничто тревоги»17. В результате спасение из Экстравагантного положения становится возможным только посредством «помощи извне», как происходит со скалолазом, который залез слишком далеко на край пропасти» * Невротик тоже может быть «спасен» от Экстравагантности и ограниченности его существования (например, в случаях фобии) только при помощи извне в смысле сотрудничества и общения с кем-то другим. По этой самой причине, может быть правдой то, что пример невротической Экстравагантности показывает более явно, чем любой другой, что Экстравагантность (в физическом или психическом смысле) всегда основана на отсутствии понимания или осмотрительности в отношении особого смыслового контекста или «региона мира», в котором Dasein превосходит самого себя. В скалолазании человек заходит слишком далеко, только если общая структура обрыва скрыта от взгляда или неизвестна. Подобным образом, человек заходит слишком далеко в умственном или психическом смысле только когда ему не хватает понимания общей «иерархической структуры» человеческих онтологических возможностей, и, в неведении этого, он взбирается все выше и выше. Таким образом,

* В этом месте может быть нелишним предположить, что, как это сформулировал Генрих Вёльфлин в своей очень важной диссертации «Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur», Kleine Schriften (Basel, 1946), S. 23: «Образ нашего телесного существования» везде представляет собой «критерий», в соответствии с которым мы оцениваем любую другую внешность. Это верно прежде всего в отношении «критерий», в соответствии с которым язык постигает и называет «все другие внешности». Язык способен делать это, потому что, в отличие от аналитического понимания, он видит наш опыт в Ξ Γ Ο единстве и общности. Это не значит сказать, что язык «облекает в плоть» нетелес-^ые «феноменальные формы» нашего существования. Скорее, он видит психическое и хуховное как уже присущее телесным внешностям, и наоборот.

Экстравагантность (Verstiegenheit) 299

Экстравагантность никоим образом нельзя понять исключительно с субъективной точки зрения, но только с объединенной точки зрения (трансцендентальной) субъективности и (трансцендентальной) объективности. То, что мы называем психотерапией, — это по существу не более чем попытка довести пациента до точки, где он может «увидеть» то, каким образом структурировано всеполнота человеческого существования или «бытие-в-мире», и увидеть, в каком из его мест соединения он вышел за пределы самого себя. То есть: цель психотерапии — благополучно вернуть пациента «вниз на землю» из его Экстравагантности. Только с этой точки возможно любое новое отправление и восхождение.

Я попытался только обрисовать понимание антропологического смысла Экстравагантности. Делая это, я сделал акцент на толковании пространственных аспектов и допустил, чтобы еще более важный аспект временности остался в тени. Но он очевидно подразумевался в таких выражениях, как «созревание», «решение», «дискурсивность», «прыгание», «быть несомым вверх», «поднятие по ступенькам приставной лестницы», «быть остановленным», и, наконец, в выражениях «антропологическая соразмерность» и «несоразмерность». Экзистенциальная высота и ширина означают, в конечном счете, две различные «пространственные» схемы одного временного направления конечного человеческого существования; они, следовательно, только теоретически разделимы.

Примечания

1 Бинсвангер «Сон и существование» [в данной книге]; Gaston Bachelard, U Air et les Songes: Essai sur V imagination du mouvement (Paris, 1943). Введение в феноменологическую космологию вообще см. в Е. Minkowsky, Vers une Cosmologie (Paris, 1936). Теорию прожитого пространства см. также в Erwin Straus, в Nervenarzt, No. 11 (1930), и E. Durckheim, «Untersuchungen zum gelebten Raum», Neue psychologische Studien, Vol. 6, No. 4 (1932).

2 W. Szilasi, Macht und Ohnmacht des Geistes, S. 46.

3 Binswanger, Henrik Ibsen und das Problem der Selbstrealisation (Heidelberg, 1949).

4 W. Szilasi, S. 19.

5 Martin Heidegger, Sein und Zeit и Vom Wesen des Grundes.

6 Binswanger, Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins (Zü rich, 1953).

7 Binswanger, «Ü ber das Wort von Hofmannsthal: Was Geist ist, erfasst nur der Bedrä ngte» (Festgabe fü r R. A. Schrö der), Schweizer Studi a philosophic a, Vol. VIII (1943).

8 Binswanger, Henrik Ibsen.

9 Binswanger, в Schweiz. Arch., Vol. 57 (1946), p.209.

10 Binswanger, «Ü ber Ideenflucht», Schweiz. Arch., Vols. 27—30.

11 Binswanger, в Mschr. Psychiatr., Vol. 110 (1945), pp. 3—4.

12 Binswanger, в Schweiz. Arch., Vol. 63 (1949).

13 Binswanger, «Ü ber Ideenflucht», особенно второе исследование.

14 Binswanger, в Schweiz. M ed. W sehr., No. 3 (1945).

15 Binswanger, Schizophrenie (Pfullingen, 1957).

16 Binswanger, Grundformen, Chapter 1.

17 Binswanger, Schizophrenie.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.