Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православие на востоке






Китай. Иоакин Бичурин. Православие в Китае не имело особой Связь с Китаем очень старая, еще с Иоанна Грозного, потом при Алексее Михайловиче купцы + пленники полсе захватов на Амуре, Петр ратовал о связях, миссионерстве, указание миссионерам о ненасильстве, о разделении короны и церкви, Китай уже долго общался с иезуитами и католиками. Мате Риччи, Адам Шальфонбелл, Китай принял католичесвто во многом, наша миссия была не готова, В Пекине не больше 200 обращеных китайцев, у них был кирпичный завод. Католики осволи принциа эстафеты. Во время боксерского восстания наша миссия меньше всего пострадала.

Япония. 1865 – начало миссии. К рубежу веков у Николая Японского около 25000крещенных, все книги и песнпения на японском, очень успешная и инкультурированная миссия. Начиная с 70-х годов в нашей прессе миссия Николая Японского становится символом жизни православной церкви.

Персия. Нет миссии, есть только присутствие. Церковь существует больше для своих.чем для миссии.

Сибирь. Начная с Ермака открыта вся Сибирь и бодро ограблена. С ними не было священников, они хритсианизировали как-то сами, Миссия начинается с 18 века. Иннокентий Иркутский. Рпоблема миссии в том, что все забрасывается, нет преемственности. Иннокентий Вениаминов – величайший миссионер у алеутов. Потом на Аляске, камчатке, якутии, вся Сибирь фактически им охвачена. В Якутии впервые переведено Евангелие в Сибири, на язык тунгусов, алеутов. Генеалогия языков.

Раймонд Лийи – миссия в Алжире и Тунисе.13 век. Единственный миссионер мусульманам, который на арабском мистические тексты и стихи. После этого уже в новое время., миссия в период ыеликих географических откурытий.

 

Вопросы к экзамену по истории Церкви (часть 1)

Пособия для подготовки:

  1. Лекции
  2. Программа лекционного курса на интернет-странице кафедры (https://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Course/ist_c.htm)
  3. Поснов М.Э. История христианской Церкви

 

1. Предмет и метод истории Церкви
2. Основные группы источников по истории Церкви
3. Периодизация истории Церкви  
4. Исторические и историко-философские предпосылки возникновения христианства
5. Возникновение христианства
6. Христианская община апостольского времени
7. Миссионерская деятельность апостола Павла
8. Распространение христианства в 1 в.
9. Церковь во 2-3 вв.
10. Отношения Церкви и государства в 1-3 вв.
11. Церковь и государство после Медиоланского эдикта. Формирование «симфонии» (цезарепапизм) на Востоке. Формирование папоцезаризма на Западе.
12. Деятельность христианских апологетов
13. Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви
14. Формирование христианского монашества. Особенности монашества на Востоке и на Западе
15. Тринитарные споры и их решение на I и II Вселенских соборах
16. Кирилл Александрийский и III Вселенский собор
17. «Разбойничий» собор в Эфесе
18. Христологический спор на IV Вселенском соборе
19. Никео-Цареградский Символ и его значение в оформлении догматического учения Вселенской Церкви
20. Монофизитство и V Вселенский собор
21. Завершение монофизитской дискуссии на VI Вселенском соборе
22. Трулльский собор
23. Оригентистские споры и церковная политика Юстиниана I
24. VII Вселенский собор и его историко-догматическое значение
25. Каноническое право: понятие, источники, литература
26. Предпосылки и причины разделения Церквей на Востоке и на Западе (исторические, догматические, организационно-экклезиологические)
27. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Фотии и папе Николае I. Соборы 861-862, 869 и 879-880 гг.
28. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Михаиле Керулларии и папе Льве IX.
29. Последствия разделения Церквей (организационные, догматические, исторические)
30. Кризис Римской Церкви и Клюнийская реформа
31. Борьба за инвеституру и Вормсский конкордат
32. Средневековые ереси (вальденсы, катары, павликиане, манихеи) и альбигойские войны
33. Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти
34. Автономизацияя национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат
35. Великая западная схизма и кризис папства
36. Папство в эпоху Возрождения. Неоязычество, гуманизм и христианское Возрождение
37. Концилиаризм. Констанцский собор
38. Политические и социальные предпосылки Реформации
39. Религиозно-церковные предпосылки Реформации
40. Раскол веры (1517-1555) (95 тезисов. Гомбургский синод. Шпайерские рейхстаги. Аугсбургское исповедание. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир)
41. Деятельность М.Лютера.
42. Реформация немецких князей (Шмалькальденский союз. Нюрнбергский религиозный мир. Франкфуртское замирение. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир. Вестфальский мир)
43. Распространение протестантизма
44. Раскол протестантизма и его причины
45. Деятельность Ж.Кальвина
46. Протестантизм во Франции. Нантский эдикт
47. Англиканство. Протестантизм в Шотландии
48. Протестантизм в Скандинавских государствах
49. Итоги и историческое значение Реформации
50. Католическая реформа и Контрреформация
51. Иезуиты и их значение для Контрреформации
52. Тридентский собор
53. Причины и задачи католической реформы
54. Государственный абсолютизм и его значение для церковной организации.
55. Галликанизм. Отмена Нантского эдикта
56. Папская экклезиология (папа в Католической церкви) и янсенизм
57. Католическая церковь в эпоху Просвещения. Фебронианизм. Жозефизм
58. Католическая церковь в эпоху буржуазных революций
59. I Ватиканский собор и его значение для католического учения о Церкви
60. Политические последствия I Ватиканского собора. Секуляризация и модернизм
61. Промышленная революция и рабочий вопрос
62. Энциклика Rerum novarum и социальная доктрина Католической церкви
63. Аджорнаменто и II Ватиканский собор
64. Основные периоды истории Константинопольского патриархата
65. Константинопольский патриархат в период крестовых походов
66. История Константинопольского патриархата от освобождения Константинополя до турецкого завоевания
67. Лионская уния
68. Флорентийская уния. Собор в церкви Паммакаристос
69. Исихастские споры
70. Положение христиан в Османской империи
71. Христианское духовенство в государственной системе Османской империи
72. Католическая миссия на территории Константинопольского патриархата в османский период
73. Влияние протестантизма на территории Константинопольского патриархата в османский период
74. Национально-освободительное движение в Османской империи, образование национальных Православных Церквей и Константинопольский патриархат
75. Константинопольская патриархия на рубеже XIX-XX вв. Секуляризация в Греции. Политика младотурецкого правительства в Турции
76. Константинопольский патриархат в XX в. Реформаторские попытки. Экуменические проблемы
77. Антиохийский патриархат: основные этапы развития
78. Александрийский патриархат: основные этапы развития
79. Иерусалимский патриархат: основные этапы развития
80. Политика России на православном Востоке
81. Армянская апостольская церковь: основные этапы развития
82. История Армянской апостольской церкви до IV Вселенского собора
83. Возникновение и основные этапы развития дохалкидонских церквей
84. Коптская церковь: основные этапы развития
85. Возникновение несторианства и образование несторианской церкви
86. Национальные Православные Церкви на Балканах (Греция, Сербия, Болгария, Албания)
87. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
88. Православие в Польше и Румынии
89. Грузинская Православная Церковь
90. Кипрская Православная Церковь

 

Акты мучеников и акты Святых. В самой тесной связи с гонениями стоит вопрос о мучениках. Древняя христианская Церковь ясно сознавала все величие подвига своих «свидетелей крови», чествовала их и хранила память о них, помещая сказания о них в особых сборниках. Наименования Acta martyrum и Acta sanctorum употребляются, как синонимы, хотя первые древнее, и «кровавое свидетельство» за веру отличается от благочестиво, аскетически прожитой жизни в обычных условиях.

Как самые древние и подлинные источники для истории древнехристианских мучеников считаются официальные протоколы, хранившиеся в архивах проконсулов или других римских судилищах о допросах над ними и состоявшихся приговорах. Такие римские (языческие) процессуальные акты (Проконсульские акты или судебные записи) (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) в своем неизменном первообразе в подлиннике не дошли до нас, но не мало повествований о мучениках, написанных христианскою рукою, покоится на них, включает их, или содержит извлечение из них, — ценное и историческое зерно. Например, в предисловии к актам о пострадавших при Диоклетиане в 304 г. мучениках — Таррате, Пробе и Андронике говорится, что автор купил за дорогую цену — 200 динариев — нужные акты у одного из официальных чиновников. Заcлуживает также внимания в повествованиях о мучениках то, что сообщается об аресте христиан, ввержении их в тюрьмы, допросе пред судьями, об ответе их, приговоре над ними и казни их — все это носит более или менее стереотипный характер, напоминающий подлинное ведение дел.

Мученичества, опиравшиеся на официальные источники, часто появлялись в виде писем какой-нибудь общины или епископа её к иным общинам или другим каким-либо адресатам о выдающемся случае исповедания и страдания христианина, отчасти в виде назидательных рассказов (gesta miartyrum, passiones) для собственного употребления в известной общине. 1) Так, например, о Passio Polycarpi, сообщается в письме общины Смирнской к общине Фригийской в Филомелии, — письме сохраненном у Евсевия (Ц. И. IV, 15) и в 5-ти греческих манускриптах. 2) Epistola ecclesiarum Viennensis et Lugdunensis к христианам Азии, Фракии о гонении на них при Марке Аврелии в 177г. (Еве. Ц. И. V, 1-2). 3) Письма Дионисия Александрийского и других египетских христиан о перенесенных страданиях во время Декиева гонения (у Евс. Ц. И. VI, 41-42). 4) Далее во многих письмах Киприана содержатся рассказы об исповедниках и мучениках северной Африки (особ. ер. XX, XXI, XXII, XXXIX, XXVII, XL и др.). Состав мученической литературы в западных Церквах, особенно в римской, как свидетельствует Liber pontificalis, был гораздо многочисленнее и сложнее. Там записи велись известными церковными нотариями, как они и обозначаются «Scripta notariorum ecclesiae». Также этот род литературы, из которого известное Рюинартовское собрание заимствует большинство своего содержания (всего 106 муч.), в своих главных частях восходит к очень древнему времени: 1) ко времени Марка Аврелия — Acta s. Justini philosophi et martyris и его сотоварищей; почти из того же времени Acta Carpi, Papyli et Agathonicae ср.. IV. 15, 48; у Harnack'a Texte und Untersuch. B. III, s. 433; 2) ко времени Коммода и Септимия Севера: a) passio sanctorum scilitanorum (180 г. VII, 17) при проконсуле Вигилии Сатурнине — шесть христиан — Сперат, Нарцал, Циттик, Доната, Секунда и Вестия. Текст отличается сжатостью и строгою объективностью (последнее издание Uscher 1889); b) Acta Apollonii одного знатного христианина, исповедовавшего свою веру в пространной речи в сенате, пред судьею Переннием и усеченного мечем (185 г.), упоминаемого у Евсевия — V, 21 и у Иеронима De vir. illustr. 42.-, с) Passio SS. Perpetuae et Felicitatis, в двух редакциях переданный рассказ о мученичестве в 203, VII, вероятно, в Карфагене, 5-ти катекумен — Перпетуи, Фелицитаты, Револоты, Сатурны и Сатурнины. 1) К Декио-Валериановскому времени принадлежат мученичества Пиония (Еве. IV, 15, 47), Ахация, Максима, Лукиана и Маркиона, еп. Фруктуоза и его двух диаконов — Авгурия и Евлогия, и в особенности рассказ о знаменитом мученике Киприане. 2) За 20-тилетний период от Диоклетиана до смерти Ликиния (304-324 г.) было много умерщвленных христиан; об них, за утратою Евсевиева Собрания, имеются сомнительные сказания — См. Preuschen, Texte und Untersuch. и Harnack, Geschichte der altchrist. Literatur 1894, s. 807-837.

Что касается такого рода мученической литературы, которая не основывается на подлинных мученических актах, то она превосходит по числу в очень значительной мере Acta sincera, впрочем содержит, вместе с легендою, в большей или меньшей мере и историческое зерно. По времени подобная литература простирается много вперед, чем подлинные акты; она включает в себя почти весь пышно разросшийся материал апостольской легенды. В содержание её входит, например, мученичество св. Игнатия Богоносца, сохранившееся в двух редакциях — Martyrium Colbertinum et Vaticanum; весь этот материал появился только в IV и V-ом веке; многое в нем оспаривается. К этой же литературе принадлежат Acta Nerei et Achillei, Passio Felicitatis et septem filiorum, Acta Cypriani et Justini и другие.

Собрания мученических актов для целей назидания — отдельных ли лиц, или целых общин — должны были начаться еще в древнейшее время. Так и было. Первоначальною формою их были календари, фиксировавшие дни памяти мучеников одной общины, или нескольких. На существование таких Calendaria (также Diptycha) указывает несколько раз св. Киприан (ер. 12, 39). Из указаний Арнобия (IV, 36) и Пруденция (Peristeph. 1, 24) можно заключить о существовании мученичеств в календарной форме в западных Церквах далеко в доконстантиновское время. С течением времени, календарные рамки значительно расширяются — начинается более или менее подробное изложение обстоятельств кончины мученика. По-видимому, первый занялся этим делом Евсевий Кесарийский; у него было два сочинения о мучениках: одна обширная работа, носившая Заглавие Α ρ χ α ί ω ν μ α ρ τ υ ρ ί ω ν σ υ ν α γ ω γ ή (или α ν α γ ρ α φ ή) – не дошло до нас. Указания на неё содержатся в Ц. И. Евсевия (IV, 15, 47; V prooem. V, 4, 3, и V, 21, 5). Это сочинение пыталось объединить весь мартирологический материал древней Церкви (ср. Harnack, Gesch. I, 808).

В конце VI-го века, этого сочинения не было ни в Александрии, ни в Риме (Григорий Великий epist VIII, 29). Другое — краткое его сочинение о палестинских мучениках времен Диоклетиана сохранилось до нас. В начале VIII-ой книги Ц. И. Евсевия ему дается оглавление Σ ύ γ γ ρ α μ μ α π ε ρ ι τ ω ν ε ν Π α λ α ι σ τ ί ν η μ α ρ τ υ ρ η σ ά ν τ ω ν. Оба рода мартирологических сборников и календарно-статистический жанр и культивированное Евсевием пространное изложение истории мучеников утвердились в литературе последующего времени.

Acta martyrum. Рассказы о конце жизни христианских мучеников производили издавна особое очарование на верующее сердце. Еще издревле старались почтить годовой день смерти мученика чрез праздничное богослужение (Mart. S. Polyc. XVIII, 3) и часто было читаемо в подобных случаях изображение мученичества (Acta ss. Perpet. et Felic. I, 21). Уже Евсевий предпринял полное собрание мученических актов, которые известны теперь только из цитат (Еве. Ц. И. IV, 15, 47; V proem.). Сохранившиеся доселе известия о мучениках первых столетий можно разделить на три группы. Одни суть служебные документы (Amtliche Urkunden), протоколы полученные от судилищных письмоводителей (acta, gesta), переданные или обработанные в форме или характере назидательных чтений.

Другие суть записи (Aufzeichnungen) свидетели глаз или ушей (passiones), которые не имеют отпечатка официального судилища, но претендуют на полную высокую оценку историка. Третью группу образуют рассказы позднейшей даты, которые отчасти расширяют древний эскиз (Vorlage) и украшают, отчасти более или менее покоятся на свободном измышлении.

1. Martyrium s. Polycarpi. Древнейшие акты лежат в окружном послании общины Смирнской о мученичестве их 86-летнего сына Поликарпа, 22 февраля 156 г., и некоторых других христиан Смирны.

 

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (зафиксирован в записи Цезаря Арльского в VI в., но был сформулирован значительно раньше – об этом свидетельствует древнее использование его Римской Церковью в таинстве крещения) о Церкви говорит следующее: «Верую в … святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов (Π ι σ τ ε ύ ω ε ἰ ς … ἁ γ ί α ν κ α θ ο λ ι κ ὴ ν ἐ κ κ λ η σ ί α ν, ἁ γ ί ω ν κ ο ι ν ω ν ί α ν, ἄ φ ε σ ι ν ἁ μ α ρ τ ι ῶ ν; Credo in … sanctam Ecclesiam catholicam, sanctorum communionem, remissionem peccatorum)». Апостольский Символ не нашел общего применения и впоследствии уступил место Никео-Цареградскому.

НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ. Отцы Вселенских соборов, веру которых Церковь соблюдает и по сей день, относительно самой Церкви были весьма лаконичны. В 325 году 318 отцов, собравшихся на Никейском соборе, о Церкви упомянули лишь как об институте, который а) существует и б) имеет определенные пенитенциарные возможности: «таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь».

150 отцов, собравшихся в 381 году на Константинопольском (Царьградском) соборе, существенно отредактировавшем Никейский Символ веры, относительно Церкви было установлено: «Веруем … во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (Ε ἰ ς μ ί α ν, Ἁ γ ί α ν, κ α θ ο λ ι κ ὴ ν κ α ὶ ἀ π ο σ τ ο λ ι κ ὴ ν Ἐ κ κ λ η σ ί α ν; Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam)».

вождем и отцом богохульного отступничества и начал прежде всех утверждать, что Христос был простой человек» (ψ ι λ ο ς α ν θ ρ ω π ο ς). По Ипполиту и Епифанию, он, во время краткого гонения в его родном городе, отрекся от Христа, и в оправдание себя он говорил: «Я не от Бога отрекся, но от человека… я отрекся от человека Христа». Епифаний представляет Феодота человеком очень ученым, называя его «ε ν π α ι δ ε ι α ε λ λ η ν ι κ η α κ ρ ο ς, π ο λ υ μ α θ υ ς τ ο θ λ ο γ ο υ». А Евсевий Кес. (V, 28) считает всех вообще Феодотиан за людей, излишне образованных в геометрии, философии, но не близких вере и готовых исправлять Свящ. Писание. По Ипполиту (Philos. VII, 5; X, 23), учение Феодота о Боге, о происхождении мира «отчасти» (ε κ μ ε ρ ο υ ς) было согласно с церковным, а о Христе ложно. Иисус, по нему, родился от Девы по воле Отца (Ср. Епиф. LIV, 1 «ε κ σ π ε ρ μ α τ ο ς α ν δ ρ ο ς»), жил подобно всем людям, но отличался благочестием; при крещении сошел на Него в виде голубя Христос свыше. По Евсевию (V, 28), Феодотиане утверждали, что это есть учение апостольское, которое держалось в Церкви до епископа Виктора, 13-го от апостола, и было искажено при папе Зефирине. Папа Виктор отлучил от Церкви Феодота.

Последователями Феодота-кожевника были — Феодот-банкир /По Ипполиту, Феодот младший, на основании экзегезиса, пришел к выводу, что Христос стоит ниже Мелхиседека, ибо он только иерей по чину мелхиседекову. Отсюда явилась секта с особым культом «мелхиседекиан»./ и Асклепиодот. Они имели в Риме последователей, образовали свою общину, там и поставили епископом Наталиса. Он впоследствии раскаялся и был принят в Церковь папою Зефирином (Евс. V, 28). Последнюю фазу римское адопцианство пережило в Артемоне. Он выступил лет 20-30 спустя после Феодота, по-видимому, он перенес свою деятельность на Восток, где его считали «отцом» ереси Павла Самосатского (Евс. VII, 31). На Востоке монархианство в динамической форме, по-видимому, было признаваемо епископом Бериллом, которого обличал и привел к раскаянию Ориген (Евс. VI, 33). Главным представителем динамистической монархианской ереси был на Востоке Павел, епископ Самосатский (Самосат в Сирии, на зап. берегу Евфрата), а с 260 г. Антиохийский. Антиохия принадлежала тогда Пальмире и управлялась царицей Зиновией. Павел занимал у нее высокий государственный пост. По Евсевию (VI, 30), он низко и неуважительно думал о Христе, представляя Его обыкновенным по естеству человеком. В 264 г. в Антиохии был созван Собор (кем — неизвестно, вероятно, Фирмиллианом Кесарийскими). На нем присутствовали: Фирмиллиан Кесарийский, Елен Тирский и др. Но Павел искусно скрыл свои еретические мысли и не был изобличен. Не имел успеха и второй Собор против Павла. Лишь третьему Собору, созванному, вероятно, в 268 г., удалось установить ересь Павла, благодаря антиохийскому софисту Мальхиону, кроме собственной диалектики призывавшему на помощь тахиграфов (Ц. И. XXIX). Павел был низложен; в преемники ему был избран Долен, которому удалось занять кафедру только в 272 г., благодаря победе имп. Аврелиана над Пальмирою, и при условии, чтобы Долен находился в сношении с епископами римским и италийскими вообще.

В Риме: уже в первом веке уже существуют десятки общин. В Эфесе, Александрии, Риме. На Востоке его больше. Смирна, Першам, В римк традиция 7 общин по числу холмов. Хритсианство распростарняется через военных, мучеников, купцов, то есть тех, кого посылают в другие города. Во Франции сотни мучеников, В Египте расцвет Александрии (Климент,)Христианство принято в интеллигентских кругов, в 6 веке – Китае, Индии. На юге Египта, в стране Куш очень ранние церкви. В 2 веке в Средней Азии, в 1 веке церковь в Крыму. В третьем веке соборы. Постановления апостолькие, богослужеюные книги. В 4 веке – готы. Ульфилла. Готское евангелие. Патрик в Ирландии. Кельты начинают христиансизацию Европы4-7век. Впервые отдаленная область начинает миссию. Германия, Швейцария, дошли до Киева. Сирийское христианство, аравийское, в 1000 году христианство принимают уйгуры – монголы несторианского типа. Армения принимает в 300 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.