Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование христианского монашества. Особенности монашества на Востоке и на Западе






Из всех путей достижения святости, найденных Церковью, монашество может быть признано на практике самым успешным. Именно монахи, пожалуй, смогли глубже всего проникнуть в христианское учение. В истории были моменты, когда монашество расходилось с Церковью, но в общем они составляли единство (например, основатель восточного монашества Св.Антоний Великий дважды возвращался из пустыни, чтобы помочь Церкви в борьбе против ее врагов, в первый раз – во время Максиминова гонения, а во второй – во время арианских споров). Союз монашества с церковными представителями был тем важнее, что монахи привнесли в Церковь свой уникальный опыт (например, провозгласили борьбу не столько с фактическими грехами, сколько с внутренними наклонностями, намерениями и тд., ввели обязательное таинство исповеди), но монашество предполагало только личное спасение, а не спасение всех, поэтому только церковные представители могли распространить их знание и продолжить дело миссии.

Монашество зарождается в конце 2 века в Нильской долине. В 240 году Павел Фивийский уходит в пустыню. Ученик Павла Антоний Великий (251-356 г.) стал символом монашества. Он уходит в пустыню в 270 году. Его жизнь описана его другом Афанасием Великим. Антоний был из состоятельной коптской семьи, но раздал имущество и, после пребывания в пустыни в течение 26 лет, начал собирать к себе учеников. Его призыв имел большой отклик, учитывая гонения, которые проводил в это время император Максимин. В Нильской долине южнее Александрии были основаны монашеские скиты («поселения эремитов»). В 365 году Антоний умер, будучи 105-летним старцем. Никакого организационного устройства он монашеству не дал, а Правила Антония действительно очень древние и из Египта, но не принадлежать Св. Антонию.

Основатель западного монашества – Аммоний, создавший колонии эремитов в Нитрийских пустынях (около 500 человек). В поселениях монахов все жили раздельно (реже вместе), молились вместе и имели общие трапезы, а основном весь день работали, должны были приобретать себе все для жизни своим трудом. Среди учеников Аммония Серапион, Кронид, так называемые «4 длинных брата» - 4 брата – почитатели Оригена, на которых было объявлено гонение после отлучения Оригена.

К концу 4 века весь Египет покрыт сетью монашеских поселений. Другие известные места основания эремитских колоний: Скитская пустыня (основатель Макарий Великий, образ жизни проще, жили в вырубленных в скалах скитах), на Синайский полуострове(там, например, знаменитые аскетические писатели Нил Синаит (начало 5 века)и Иоанн Лествичник (вторая половина 6 века).

Создатель монашеского устава – св. Пахомий (282-346). Его поселения в Верхнем Египте. Регламентировал занятия монахов, их одежду, запретил покидать монастырь, обнес стеной поселение, обособив его от мира.

Св. Пахомий основал также первый женский монастырь для своей сестры Марии. Они получили широкое распространение: римлянка Мелания создала монастырь на Масличной горе. Еще раньше стали появились союзы женщин, давших обет безбрачия.

В 5веке центр монашества переносится в Палестину, где в конце 4 века Илларион, ученик св. Антония основал пустынножительство в южной части страны. Самые известные в Палестине Феодосий (конец 5 века) и Савва (2 половина 5 века – 1 половина 6 века), основатель, в частности, Иерусалимской лавры. Уставом Саввы пользуется до сих пор православное монашество.

Один из крупнейших центров монашества – Сирия, там пещерные монастыри. Из Сирии знаменитые аскеты Исаак Сирин и Ефрем Сирин.

Монашество активно изучали Великие Каппадокийцы, особенно Василий Великий и Григорий Нисский. Св. Василию принадлежат «Большие и малые монашеские правила» - главный источник по изучению греческого монашества. Василий Великий считал, что монастыри должны быть недалеко от городов, чтобы монахи могли своим опытом помогать и церковной, и светской власти, но при этом он против имущества монахов.

После нашествия арабов монастыри в Сирии и Палестине исчезают, на первый план выходят Константинополь и Афон. В Константинополе появляются в 5 веке акиматены – монахи, поставившие себе задачу молиться по очереди все сутки. Самого расцвета достигают константинопольские монастыри в царствование Юстиниана 1. С середины 9 века начинается расселение на Афон. Грамотою императора Василия Македонского в 872 г., весь Афонский полуостров предавался во владение монахов. Первым главным основателем и устроителем монашеской жизни на Афоне и законодателем был Афанасий (2 половина 10 века). На Афоне были безмолвные монахи, давшие обет молчания.

Монахи: анахореты и киновиты.

· Западное монашество. Особенности.

Западное монашество привнесено с востока (возможно св. Афанасием во время его изгнания, так как он рассказывал об Антонии Великом), но здесь расцвет пришелся не на ранний период Церкви, а на средние века. Первый, кто предпринял на Западе, кодификацию постановлений относительно монашеской жизни, был Иоанн Кассиан (ок. 360-431 г.). Позже общее признание в течение VII и VIII в. правила Бенедикта Нурсийского, жившего в VI-ом веке (490-543 г.), которые широко распространил Папа Григорий Великий. В 7-8 веках западные монастыри пришли в упадок и потеряли аворитет, существенно исправила их положение только Клюнийская реформа 910 года (Монастырь Клюни – требования соблюдения строгой аскетичности монахов, отсутствие семьи, дисциплина, искоренения обмирщения).

Особенности (сначала вообще восточное и западное монашество слабо различается, но позже на Западе монашество приобретает ряд специфических черт): 1) монашеские ордена с 11-12 веков, монахи-воины, рыцари-монахи, орденские города 2) западное монашество более интеллектуально, восточное – более мистично и аскетично (сравни: бенедиктинцы, которые занимались изучением древних книг и имели огромные библиотеки, и старцы-аскеты Афона) 3) на западе меньше распространен опыт единоличного ухода в пустыню, больше опыт социального служения монахов, меньше такого буквального ухода из мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.