Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монархианство (защищающие «монархию» Отца).






Монархиане (название дано Тертуллианом), или антитринитарии, появляются во 2 веке. К концу второго века они распадаются на динамистов и модалистов. Зарождение учения динамистов: в 80-е годы 2 века в Рим пришел некий кожевник Феодот, утверждавший, что Христос был простой человек, но очень благочестивый, поэтому ему Бог послал благословение в виде голубя, поэтому в этом учении речь шла не о Троице, а об Отце, с которым Сын соединен через благословение, но при этом Сын не божественен.

Моделисты (патрипассиане, савеллиане).

Все сведения о них доходят в основном от Тертуллиана, который вел полемику с основателем- Праксеем. Праксей принес на запад модалистическую ересь с востока и получил даже поддержку папы Виктора. Наиболее популярным из монтанистов стал Савеллий, глава римской школы, основанной другим предводителем монтаниан – Ноэтом. Савеллий приобрел достаточно много последователей на востоке (в Пентаполе), а в Риме был отлучен от церкви.

Суть монтанизма: Ноэт учил о тождестве Отца и Сына, то есть Отец пришел, страдал, умер и воскрес. Они защищают и монотеизм, и полноту божественности Христа. У Савеллия особая трактовка: «Отец, Сын и Святой Дух – три модуса Бога, то есть сначала он раскрывается как Отец, затем как Сын (когда открывает себя миру), затем как Дух. В борьбе с Савелием возникают первые попытки описания православного понимания Троицы. На западе это богословие Тертуллиана, на востоке – Оригена. При всем различии они грешат одним недостатком: обе принимают то самое отождествление Бога с одним Отцом, которое и привело к монархианству. Троица «возникает»…как раскрытие Бога Отца, тогда как в опыте Церкви Троичность Бога и есть его совершенство, тайна Трех, имеющих в совершенной Любви одну Жизнь» (из книги Шмемана «Исторический путь православия»). Римские епископы Каллист, Виктор и др старались тоже дать ответ монархистам или прийти к компромиссу, но не хватало богословской образованности.

Ариане

В 4 веке появляется арианство как попытка осмысления тайны Троицы. Основоположник арианства – александрийский пресвитор Арий. Его предлагали в качестве епископа, но стал им Александр. Арий начал с Александром вражду и обвинил его в ереси, так как якобы Александр считает, что Бога три.

Борьба с арианством является важнейшей страницей в истории Церкви, так как к ним относится попытка соединить единство Бога с существованием Отца, Сына и Святого Духа. Две теории Триединства: 1)Троица - три степени Божественной природы (сначала Отец, потом Сын, потом Дух и между ними некое подчинение, но настоящий Бог только Бог - Отец), 2) Троица - три формовыражения Бога, то есть вроде ипостасей, но Бог един. Были еще не столь многочисленные еретики, признававшие трех Богов, но это очень редко, так как христиане всегда были категорически настроены против многобожия.

Начинаются Тринитарные споры, они идут весь 4 век (до 381 – 2 Вселенский собор). Арий увлек за собой довольно много народа, достаточно сказать, что практически все варварские государства на границах Рима (готы, изначально лангобарды и тд) были арианскими. Арий собирал низы общества, знатных женщин, солдат, то есть все те части общества, которые легче всего увлечь. Его отвержение воспринимается последователями как мученичество от гонений правительства, значит, правительство воспринимается как несправедливое. Таким образом, для императора Арий не только еретик, разделивший церковь, но и человек, опасный для государства.

 

Никейский собор (Никея на берегу Босфора). 325 год – Первый Вселенский собор собирает император (Вселенский – так как собираются епископы со всей ойкумены). В дебатах победил епископ Александр. Принято понятие «единосущный» в отношении Отца и Сына, то есть это разные ипостаси, но единая сущность. Принят Символ веры (Символ веры – собрание важнейших церковных догматов, которое повторяется в нескольких богослужениях и при совершении некоторых таинств). В нем говориться о вере «во единого Бога – Отца Вседержителя, Творца небу и земли…и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век…И в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…Во едину святую и соборную Апостольскую Церковь….во едино крещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Ария отправили в весьма легкую ссылку, рассуждая, что человек, осужденный в религиозном расколе, если его не удалось переубедить, был социально опасен и поэтому его нужно изолировать, но на ранних этапах еще нет практики применения к церковному суду репрессивных мер империи, то есть пока без убийств и пыток.

Ариане после собора. Афанасий и Арий. Но у Ария были сторонники при дворе, например, Евсевий Никомидийский (а в Никомидии долго жил император Константин), и он упросил императора вернуть Ария. Но новый епископ Александрии Афанасий отказался принимать Ария в христианское общение, однако большинство епископов считали, что надо делать, как сказал император. Афанасия низложили под разными предлогами (обвинили в убийстве, правда, «убитого» Афанасий привел с собой на суд, обвинили в мятеже и составили подложное письмо якобы от Афанасия с угрозами императору). Афанасий отправлен в ссылку в Трир (на Рейне). Арий собирался вернуться в Церковь, но, уже прибыв в столицу, внезапно умер. А потом и Константин умер, на восточном престоле оказался Констанций. Афанасий самовольно вернулся, воспользовавшись тем, что император сменился. Констанций снова низложил его. Но тут взбунтовалась паста Афанасия - александрийцы, восстание подавили войсками. Афанасий скрылся в пустыне. Рим и весь запад поддержали Афанасия. Таким образом, уже тогда мнения Запада и Востока разделились. Арианцы в свою очередь породили несколько направлений: омии – за подобосущность, а не единосущность Отца и Сына(как арианцы); аномии – за то, что Отец и Сын вообще абсолютно разные (Аэтий, Евномий).

Сардикийский собор. 343 – Братья Констант (за ортодоксальную веру) и Констанций (за ариан) созвали Сардикийский собор, ариане боролись за осуждение Афанасия, но весь запад поддержал последнего. Ариане покинули собор и открыли свой, в Филипполе, оправдавший Ария. 353 год - Констанций объединил империю и потребовал принятия наследия Ария.

Арино - Селевкинский собор (параллельно в Аринине и Селевкине). Констанций потребовал осуждения Афанасия и высказал свое мнение на отношения церкви и государства. Констанций: то, что угодно императору, то и есть канон.

Отвержение учения Ария. В 361 году пришел к власти Юлиан Отступник. Он освободил всех сосланных еретиков, и заодно Афанасия, тот вернулся в Александрию. Следующий император Деориан – друг Афанасия, поэтому оставил его на месте. Следующий – Валент, он, увидев, что восточная церковь во многом против Афанасия, и хотел арестовать его, но жители Александрии пригрозили восстать и помешали аресту. Таким образом, на западе – православие (против Ария, ортодокса – правое мнение или слава), а на востоке – по большей части арианство, но есть и православие. Термин «ортодокс» появляется на востоке, как обозначение верных, а на западе все епископы ортодоксы, поэтому они называются просто «католикос» - «вселенский». «Католики» и «православные» на тот момент синонимы.

Новый император Востока - Феодосий. Он приехал с запада и привез с собой никейскую веру. Феодосий – первый, кто принял христианскую веру, т.е. крестился не на смертном одре, а при жизни, соответственно, он был обязан вести христианскую жизнь. Эдикт о христианах – католиках (см. предыдущую лекцию).

Эти споры показали, что философские вопросы уже не решаются большинством, так как все были против Афанасия, но он все равно победил в конце концов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.