Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические и историко-философские предпосылки распространения христианства.






  1. Экономические причины: разорение в Италии мелких крестьянских хозяйств и распространение латифундий, обрабатывавшихся дешевым рабским трудом; передача сбора налогов в руки откупщиков, что привело к повсеместным злоупотреблениям, взяточничеству и разорению провинций; падение торговли; распространение римского права, а так как римские граждане были освобождены от налогов и не несли военной службы, то вся тяжесть пала на плечи провинциалов. Таким образом, в Италии и провинциях скапливались толпы населения, недовольного своим положение, и в их среде религия, проповедовавшая равенство всех людей и посмертное воздаяние за страдания в этой жизни не могла не получить распространения.
  2. Социальные: популярность союзов (помимо профессиональных союзов и ремесленных цехов, также религиозные союзы восточных культов и кассы больных и умирающих, являвшихся утешением для последних), обеспечивших принятие обществом христианской общины;
  3. Духовные: духовный и религиозный кризис. Уже в первом веке до нашей эры в Риме распространяются восточные религии (культ Митры, Озириса). В основе культуре – эллинизм, т.е. синтез греческого и восточного духа с момента завоевания Александром Македонским Востока. Философия Греции и религиозность стран Востока слились в единое мировоззрение. Эллинизм подготовил почву для распространения христианства и оказал на него большое влияние, поставив определенные вопросы и приведя к появлению многих течений. Так, например, в первые века существования церкви активно решался вопрос о месте Платона и Аристотеля в христианском сознании. Для эллинизма характерны(по утверждению Гарнака):

а) устранение границ между эллинами и варварами, благодаря знакомству с варварскою культурою (Сирийской, Вавилонской и Персидской) и как результат этого космополитизм, который спасение видел в учреждении мировой монархии вместо национальных государств;

б) индивидуализм: на место всеобщего благополучия, обеспечиваемого государством, стала идея отдельного — идеал мудреца, который свое счастье находит в самом себе (киники);

в) реализм — философия обращается в учительницу житейского благополучия; таковы новые философские системы, как киники, эпикурейцы, стоики. Они занимаются способами достижения человеческого счастья.

г) религиозный синкретизм вследствие знакомства с восточными религиями, притягивавшими к себе энтузиастическим или грубо-чувственным характером, а также суеверными и волшебными обрядами (оракулами, астрологическими толкованиями, таинственными действиями)… Как следствие такого синкретизма выступает сильнейший стимул к монотеизму, в котором богатое познание чуждых культов носило свое объединяющее выражение и свой пункт единства… Носители этой культуры были почти повсюду греки, у варваров она была лишь полировкой.

д) понятие о разделении между душой и телом при предпочтении первого. Противопоставление мира и Бога. Уничижение мира, который является темницей духа. Соответственно, спасение совершается постепенно через познание Божества и возвращение к единству в ним.

Греческая философия, 4 века господствовавшая в качестве своеобразной религии, пришедшей на замену античной мифологии, начала исчерпывать себя, разум устал анализировать бытие и развивать сложные философские системы и обратился к решению простых этических вопросов. Это было характерно для трех наиболее распространившихся в Римской империи философских течений: стоицизма, эпикурейства, скептицизма. 1) Стоики: школа основана Зеноном в первой половине третьего века, а затем его дело продолжил Хризипп. Стоики рассматривали философию как науку достижения добродетели и разумной жизни, что невозможно без истинного знания, соответственно, философия представлялась как сознание человеческого и божественного с целью упражнения в добродетели. Главное значение имеют науки логика, физика и этика. Стоики не полагали никакого существенного различия между Богом и миром: по ним, между божеством и первоматерией никакого реального различия нет. Стоическая система есть строго пантеистическая (но не материалистическая). Человек существовал как понятие еще до своего рождения и предполагалось некоторое его развитие. После смерти душа воссоединялась с божеством. Сенека развил идею о бессмертности души и о смерти как о начале жизни, что уже фактически шаг в христианство (есть даже легенда, что Сенека был обращен в христианство ап. Павлом). Для стоиков характерен космополитизм, так как все- части одного разума. Это тоже отражает сдвиги общественного сознания, так как для античного общества вообще характерен патриотизм и чувство исключительности, тогда как христианская цивилизация разовьет идею вселенского царства и вселенской церкви, в которой все братья. Еще одна характерная черта – фатализм и одобрение самоубийства в том случае, когда судьба ставит человека в ситуацию, из которой он не может выйти достойно. Фатализм не присущ христианскому мировоззрению, покорности року христиане противопоставят смиренное принятие всех обстоятельств как часть борьбы и самостоятельный выбор человеком жизненного пути. 2) Эпикурейцы: эпикурейство вышло из философии Гераклита (пантеизм) и Демокрита (материализм). Основатель Эпикур (341-270 до н.э.). Цель философии – достижение счастья. Счастье во многом зависит от внешних вещей (метериального положения, окружения, наслаждений), но телесные наслаждения должны быть подчинены духовным. Корень всего добра – благоразумие, счастье в ограничении желаний, а не в накоплении богатств. Мудрец может быть счастлив даже в тюрьме. К религии, как и у стоиков, отношение неоднозначное. Признается некоторое божество\божества, которые представляют из себя идеальных эпикурейцев, но они не имеют прямого отношения к миру и фактически не связаны с людьми. 3) Скептики: Основатель школы – Пиррон (360-270). Три основных суждения: мы ничего не знаем об устройстве и свойствах вещей, правильная позиция заключается в воздержании от всякого суждения, пределом мечтаний человека является атараксия (безмятежность и невозмутимость). Ученик Пиррона Тимон добавил еще, что для блаженства нужно знать, как относиться к явлениям и к каким последствиям какое отношение может привести. По сути, скептицизм сравнял все философские системы, не признав правды ни за одной. Позже он сменился эклектизмом, то есть сочетание элементов разных философских школ. Эклектизм перешел в религию и был очень популярен до синкретизма. В основе синкретизма – интернациональный на востоке культ Митры – вершина развития язычества, достаточно глубокий и разработанный, чтобы одновременно подготавливать почву для христианства и бороться с последним.

Вершиной развития философии стал неоплатонизм. Основатель - Аммоний Сакк (175-242 н.э.), учениками которого были Плотин, Ориген (христианский богослов). Это взаимопроникновение античной философии и христианской религии. Неоплатонизм посвящен отношению Бога к миру и человеку. Бог представляется уже не разумом, а чем-то выше. Он един и из него путем эманации (излучения) исходит множественность. К этой первоначально созданной от Бога множественности принадлежат и души – посредники между истинным и видимым мирами и отражения Бога. Из души путем эманации возникает материя, так как душа обладает правом творчества. В этом много от платоновской мысли о мире идей и о материи, как об их оболочке.

Таким образом, развитие римского общества приближало его к скорейшему пониманию и принятию христианской религии, обращая мысли человека, внутрь самого себя, однако это отнюдь не объясняет победы христианства над другими религиями и философскими школами, которые, имея много общего с ним, стали его главными врагами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.