Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. Карта «Отшельник» первоначально изображала пожилого человека в добротной одежде, с песочными часами в руке






 

«ОТШЕЛЬНИК» (IX)

 

 

Карта «Отшельник» первоначально изображала пожилого человека в добротной одежде, с песочными часами в руке. Предположительно, это была аллегория времени или старости. Впоследствии часы в руке превратились в фонарь, а солидный мужчина – в отшельника, монаха в рясе или плаще с капюшоном[40].

Классическая иконография. Фигура в плаще с капюшоном опирается одной рукой на посох и держит в другой руке фонарь.

 

 

Одиночество (время старости)

 

Отшельник, несмотря на все эзотерические представления о благостной природе самопогруженности, сохраняет значение уединения, отрешенности и одиночества, как и Жрица в Таро, это, в социальном аспекте, прежде всего уход от мира, от людей, эмоционально значимых контактов и привязанностей.

Соотносится ли это с изначальной связью этой карты со «Временем» или нет, но, как правило, «Отшельник» знаменует достаточно длительный и явный период ухода от мира. Он не из тех карт, которым достаточно выразиться однократно, – нет, он будет длиться и длиться. К такому пролонгированному действию склонны также «Повешенный» и, иногда, «Луна». Вообще говоря, так происходит с любым арканом, который кажется «перевернутым» или искаженным. Но у «Отшельника» и «Повешенного» (а отчасти и у «Луны») эта длительность действия обусловлена задачей: Отшельник уходит из мира, чтобы найти нечто важное для себя; Повешенный висит до тех пор, пока не поймет, кто он и «где его голова, а где ноги», а Луна не отпускает просто так…

Зачастую «Отшельник» знаменует собою период, когда либо внутренняя, либо внешняя сила (а действие Старших арканов «размывает» границу между внутренним и внешним, и в этом одна из причин яркости их влияния: принцип кажется всеохватным) побуждает оставаться или чувствовать себя отрезанным от всего окружающего мира. Появление этой карты в вопросе о взаимоотношениях говорит обычно об «одиночестве вдвоем»: «Мы вместе, но я все равно чувствую себя одиноким». Это не всегда результат «неправильных» отношений; иногда это признак томления духа по чему-то недостающему в жизни, по иной стороне бытия.

Одна из теневых сторон Отшельника, причастных этому его аспекту, – сенексная, старческая сила. Старец в юнгианской психологии – архетип мудрого старика или мага. В негативном проявлении это иссушающая старческая сила, мудрая и опытная, а потому опасная, ревнивая и завистливая по отношению к молодости и жизни. Кроме того, сенексная сила Отшельника – это уход в тот мир, существовать в котором удобно. Это некритичность к настоящей и истинной реальности: если Отшельник выберет тот мир и ту действительность, которые его устраивают, равнодушие к мирским благам может превратиться у него в душевную и духовную слепоту в мире действительности, в сфере отношений и поступков. Радикальный вариант этого теневого аспекта Отшельника – иконографически близкие ему «фанатики в балахонах с капюшонами», скрывающих лица и фигуры. Они тоже приходят и размахивают… но уже не фонарями, а факелами.

В очень интересной колоде «Пифагорейское Таро» эта карта представляет старца, похожего на персонажа колоды Висконти-Сфорцы, с песочными часами и серпом. Это, безусловно, усиление аспекта Старости и подтверждение темы сенексной силы этой карты. Не случайно также отрицательные аспекты архетипа Старца ассоциируются с Кроном, который серпом оскопил своего отца, а затем поглотил собственных детей: негативный аспект Старца – отец, пожирающий своих детей, ревнующий и не дающий им вырасти. Таково отношение отрицательной сенексной фигуры (независимо от пола) к молодости и разнообразию ее возможностей.

Одного из самых красивых Отшельников в Таро я встретила в колоде «Богемские Барочные коты»: очень усталый и старый кот в плате с капюшоном, опирающийся на жезл с головой Анубиса, бредет мимо закрытых наглухо дверей храма, но на старом дереве неподалеку уже начинает пробиваться листва, и новая весна еще возможна.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.