Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации






Основная составляющая прибыли отчетного периода является прибыль от реа­лизации товаров, продукции, работ и услуг. Поэтому основное внимание в анализе при­были должно быть уделено исследованию причин и факторов изменения именно этого показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (УД), себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отри­цательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной про­дукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция яв­ляется убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение сум­мы прибыли.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наобо­рот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Приведем методику формализованного расчета влияния отдельных факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (DП) от реализации продукции:

DП = По – Пб

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме реализованной продукции (DП 1ф):

DП 1ф = Пб*Кр – Пб = Пб*(Кр – 1), где

Кр – коэффициент роста объема реализации продукции: Кр = С усл..: Сб

Сусл. - себестоимость реализованной продукции за базисный период при объеме реа­лизации за отчетный период; Сб - себестоимость базисного периода.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализованной продукции (DП 2ф):

DП 2ф =Пусл. – Пб*Кр, где

Пусл. - прибыль за базисный период при объеме и структуре реализации за отчетный период.

4. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную про­дукцию (DП 3ф):

DП 3ф = BP1 – ВРусл. = å Цф*Нф - å Цб*Нф, где

BP1 = å Цф*Нф - фактическая выручка в отчетном периоде

(Ц - цена изделия; Н - количест­во изделий); ВРусл. = å Цб*Нф - выручка в отчетном периоде в ценах базисного периода.

5. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции

(DП 4ф):

DП 4ф = Cф – Сусл.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли можно выполнить, используя данные, приведенные в таблице 3.

Последовательно определим степень влияния на прибыль анализируемых факторов.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 

Показатель Базисный период По базису на фактически реализован­ную продук­цию Отчетный пе­риод
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 324261, 5 352286, 0 378761, 4
Полная себестоимость реализо­ванной продукции 289485, 4 305567, 9 334232, 4
Прибыль (убыток) от реализации 34776, 1 46718, 1 44529, 0

1. Увеличение объема реализации продукции. Для расчета влияния этого фак­тора рассчитаем коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базис­ной себестоимости. В нашем примере он равен:

1, 056 = 305567, 9: 289485, 4

Затем скорректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычтем из нее сумму базисной прибыли:

DП вр= 34776, 1 * 1, 056 - 34776, 1 = 1947, 5

2. Изменение структуры реализованной продукции. Для расчета влияния данного фактора из условной прибыли вычтем прибыль, за базисный период скорректиро­ванную на коэффициент роста объема реализации:

DП уд= 46718, 1 -34776, 1 * 1, 056 = 9994, 5

3. Изменение отпускных цен на продукцию. Влияние этого фактора рассчитывают как разность между фактической выручкой в отчетном периоде и выручкой в этом периоде в ценах базисного периода:

Ц= 378761, 4 - 352286, 0 = 26475, 4

4. Изменение полной себестоимости продукции. Влияние этого фактора уста­навливают сравнением фактической суммы затрат на продукцию в отчетном периоде с базисной на фактический объем продукции:

DП с= 334232, 4 - 305567, 9 = -28664, 5

Результаты анализа представлены в таблице 4, где сумма влияния отдельных факторов равна общему изменению прибыли в отчетном периоде.

Таблица 4

Влияние отдельных факторов на изменение прибыли

 

Показатели Тыс. руб.
Изменение прибыли, всего 9752, 9
в том числе за счет: изменения объема реализации 1947, 5
изменения структуры продукции 9994, 5
изменения цен реализации 26475, 4
изменения полной себестоимости продукции -28664, 5

Эти же результаты можно получить способом цепной подстановки (универсаль­ного способа детерминированного факторного анализа), последовательно заменяя ба­зисную величину каждого фактора фактической (табл. 5).

Таблица 5

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

 

 

 

 

Пока­затель Факторы Алгоритм расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
объем реали­зации струк­тура продук­ции цена себесто­имость
Базис Базис Базис Базис Базис ВРб-Сб 34776, 1
Усл.1 Отчет Базис Базис Базис Пб*Крп 36723, 6
Усл.2 Отчет Отчет Базис Базис ВРусл-Сусл. 46718, 1
Усл.3 Отчет Отчет Отчет Базис BPо-Сусл. 73193, 5
Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет BPо-Со 44529, 0

 

Изменение суммы прибыли произошло за счет:

 

объема реализации продукции

DП вр = Пусл.1 - Пб = 36723, 6 - 34776, 1 = 1947, 5 тыс. руб.

структуры товарной продукции

DП уд = Пусл.2 – Пусл.1 = 46718, 1 - 36723, 6 = 9994, 5 тыс. руб.

средних цен реализации

DП ц = Пусл.3 – Пусл.2 = 73193, 5 - 46718, 1 = 26475, 4 тыс. руб.

себестоимости реализованной продукции

DП с = По – Пусл.3 = 44529, 0 - 73193, 5 = -28664, 5 тыс. руб.

Итого = 9752, 9 тыс. руб.

Расчеты показывают, что предприятие получило в отчетном периоде больше прибыли, чем в базисном, за счет повышения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции и рост объема ее реализации также способствовали увеличению суммы прибыли на 11942, 0 тыс. руб. В связи же с повышением себестои­мости реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 28664, 5 тыс. руб.

Анализ изменения величины прибыли от реализации отдельных видов продук­ции осуществляется с использованием следующей факторной модели:

П = VРП * (Ц –С)

Пример. На основе данных таблицы 6 определить влияние на изменение при­были объема реализованной продукции, цены и себестоимости продукции.

Таблица 6

Исходные данные для анализа изменения прибыли

 

Показатели Базовый год Отчетный год Отклонение, +, -
Количество реализованной продукции, тыс. ед.     +8
Выручка, тыс. руб.     +3360
Средняя цена реализации, одной единицы, руб.     +20
Себестоимость реализованной продукции: всего, тыс. руб. единицы продукции, руб.     +4280 +30
Прибыль, тыс. руб.     -920

 

Рассчитаем влияние факторов методом цепных подстановок:

Пб = VРПб*(Цб- Сб) = 100000 (150 - 130) = 2000 тыс. руб.,

Пусл.1 = VPПо* (Цб - Сб) = 108000 (150 - 130) = 2160 тыс. руб.,

Пусл.2 = VPПо* (Цо - Сб) = 108000 (170 - 130) = 4320 тыс. руб.,

По = VPПо* (Цо – Со) =108000 (170 - 160) = 1080 тыс. руб.,

DП общ. = По - Пб = 1080 - 2000 = -920 тыс. руб.,

DП vрп = Пусл.1 - Пб = 2160 - 2000 = +160 тыс. руб.,

DП ц = Пусл.2 – Пусл.1 = 4320 - 2160 = +2160 тыс. руб.,

DП с = По – Пусл.2 = 1080 - 4320 = -3240 тыс. руб.

 

Аналогичные результаты могут быть получены при использовании и другого метода факторного анализа - метода абсолютной разницы:

DП vрп = (VРПб – УРПо)* (Цо - Со) = 8 *(150 - 130) = +160 тыс. руб.,

DП ц = VРПо* (Цо - Цб) = 108000 * 20 = +2160 тыс. руб.,

DП с = - VРПо* (Cо- Сб) = - 108000 * 30 = - 3240 тыс. руб.

Результаты анализа показывают, что сокращение прибыли на 920 тыс. руб. связано, прежде всего, с увеличением себестоимости продукции. Этот фактор снизил при­быль на 3240 тыс. руб.; увеличение объема реализации продукции снизило влияние роста себестоимости продукции на величину прибыли на 160 тыс. руб., а более высокие цены реализации на 2160

тыс. руб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.