Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запоминание услышанного








 


 


ки взаимосвязаны, поэтому чем лучше мы запоминаем, тем эффективнее мы воспроизводим, или «вспоминаем», информацию. Важно совершенствовать долговременную память, используя принципы хранения информации, описанные ранее. Повторим наиболее важные из них.

Организуйте информацию, поскольку.это — основа хорошей памяти. Этот прием особенно эффективен, если организовать информацию так, чтобы она отвечала

Вашим целям,.......... ••.•-..

Осознайте, что именно Вы собираетесь запомнить. Значение этого едва ли можно переоценить, поскольку легче запоминается именно то, что имеет для Вас наи­больший смысл.

Опирайтесь на контекст ситуации! Контекст явля­ется ясным ориентиром, поскольку в нем видны много­численные ассоциации и связи. Положим, Вас спросят: «Что Вы делали во время отпуска пять лет назад?» Сначала Вы ответите: «Да это смешно! Можно ли пом­нить такое далекое прошлое?» Но как только Вы нач­нете восстанавливать жизненную ситуацию того време­ни, как-то: где Вы были, с кем отдыхали и т. п., Вы удивитесь, как много помните. Это к тому же и самый распространенный метод поиска утерянного предмета: мы вспоминаем, когда он был у нас последний раз, где мы в это время были и что делали, затем мы прослежи­ваем наши последующие действия, используя в качестве отправной точки контекст нашего поведения.

Совершенствуйте свою память; укрепление памяти
редко кому дается легко. Хорошая память требует вни­
мания, усилий и умений. Более того, чем шире Ваши
знания, тем больше емкость Вашей памяти, так что с
возрастом и опытом память скорее улучшается, чем
ухудшается. Тем не менее каждому из нас приходится
бороться с тем, что эффективность памяти с возрастом
снижается. Такое мнение продолжает жить главным
образом из-за («самовыполняющегося предсказания»
Если телефонный номер забывает двадцатипятилетний
он обычно отделывается шуткой, но когда это случается
с кем-либо значительно старше возрастом, он думает:
«Память-то слабеет!» В результате этот человек уже
прилагает меньше усилий, чтобы лучше запомнить, и
тем самым затрудняет припоминание. Верить этому
мнению не следует: качество Вашей памяти зависит от
Вашей работы по ее совершенствованию.


Почему же подводит память? Причины этого-разно­образные. Когда у Вас, к примеру, какое-то слово вер­тится на языке, но припомнить его Вы не можете-и обычно пытаетесь схватить это слово, повторяя несколь­ко раз что-либо подобное. Но, пока Вам не удастся слу­чайно наткнуться на нужное, этот искусственный прием припоминания не помогает. Памяти помочь можно, пользуясь зрительными, смысловыми и ситуационными ассоциациями.

Когда воспоминания о последнем'событии расходят­ся с воспоминаниями присутствовавших, то это может быть прежде всего потому, что все участники видели это событие по-разному. Противоречивые показания свидетелей есть результат их различного восприятия. Это — известный в судебной практике факт. Мы часто вспоминаем одно и то же событие по-разному потому, что наша память служит удовлетворению наших по-требностей, желаний и воображения. Это значит, что память дает нам смесь действительного и вымышленна-го в большей мере, чем нам этого хотелось бы. Мы склонны перерабатывать все, что у нас хранится в па­мяти, так что каждое последующее воспоминание о прошлом становится все более игрой воображения и все менее отражением действительности.

Большую роль в работе нашей памяти также играют беспокойство и другие эмоции. Они усиливают тенден­цию памяти воспроизводить то, что мы «хотим» при­помнить. Однако это справедливо только -тогда, -. когда ситуация нестрессовая. Когда незавершенное дело бес­покоит, то это беспокойство блокирует память.

Состояние беспокойства также объясняет, почему мы не можем вспомнить, когда. чересчур стараемся. Чем больше мы стараемся, тем «чище» память. В такие моменты лучше всего быстро переключиться на что-нибудь другое, и вскоре или, возможно, на следующий день память, поскольку на нее не оказывается давления, выдаст нам желаемую информацию.-

Многие ошибки происходят потому, что мы нисколь­ко не заботимся о том, как запомнить информацию над­лежащим образом. Один из руководителей, выведенный из себя на совещании, на котором обсуждение вопросов не принесло никаких конкретных результатов, повы­сил их эффективность (или уровень слушания), поль­зуясь следующим простым приемом. Он поручил одно-



Запоминание услышанного



 


 


му работнику записывать каждый вопрос в ходе его об­суждения. Затем в конце совещания все вопросы, которые требовали принятия необходимых мер, обобща­лись и против каждого вопроса, указывалась фамилия работника, ответственного за его решение. В результате каждый участник совещания стал запоминать больше из того, что слышал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.