Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуации, в которых нерефлексивного слушания недостаточно






Нерефлексивное слушание очень полезно, но пользо-

ваться им надо умело. Иногда неопытный врач подсоз­нательно снимает с себя ответственность перед пациен­том, прибегая к нерефлексивному слушанию тогда, ког­да необходима более активная реакция. Кроме того, молчание, пауза, после которой звучит ни к чему не обя­зывающая реплика, может совершенно сбить собеседни­ка с мысли. Чрезмерно длительные паузы независимо от того, делаются они умышленно или неосознанно, часто выражают незаинтересованность или несогласие. К то­му же мы все знакомы с силой «бойкота», пользуясь ко­торым люди, вынужденные жить или работать вместе, избегают общения друг с другом, используя нехарак- терное для них молчание. Поэтому приемом нерефлек-< сивного слушания следует пользоваться осторожно, по- скольку легко ошибиться и переусердствовать. Его ис: пользование едва ли оправдано в следующих видах си­туаций.

1. Недостаточность и отсутствие желания говорить у собеседника. Поскольку одной из целей нерефлексивно­го слушания является помощь говорящему в самовыра­жении, то предполагается, что у говорящего есть „ак­тивное желание что-либо сказать. Если у собеседника нет никаких неотложных вопросов, важной информации или сильных переживаний, которыми он хочет с нами поделиться, то общение имеет обычный/бытовой харак- тер. В таких случаях нерефлексивное слушание не толь-ко неуместно, но часто невозможно, в противном случае оно свидетельствует о низкой культуре собеседника.

После одного из практических занятий на уроках умения слушать молодая женщина высказала сомнение: «Я пыталась слушать своих детей, но они ничего не могли мне сказать». Она допустила общую ошибку, по­лагая, что другие готовы говорить всегда, когда мы го­товы слушать. Чаще всего происходит наоборот. Люди испытывают желание сказать нам что-то, когда это удобно им, но этот момент может оказаться неудобным для нас. Однако именно в это время мы и должны слу­шать!


2.Нерефлексивное слушание ошибочно истолковы- вается говорящим как согласие слушать, когда оно та­ ковым не является. Одна из опасностей слушания состо­ит в том, что окружающие неверно истолковывают на­шу эмпатию как сочувствие, а понимание как согласие. К тому же это обычно становится очевидным позднее, ' когда наше несогласие делается более явным. Собесед­ник может выразить удивление или разочарование, за­явив что-нибудь вроде: «Я думал, что Вы согласны». По­пытки объяснить, что Вы слушали для того, чтобы по­нять, а никак не согласиться, часто воспринимаются так: либо Вы пересмотрели свое отношение, либо, что даже хуже, проявляете лицемерие. Поэтому, когда мы слушаем собеседника, чтобы понять его мнение или чувства, и в то же время не согласны с тем, что слышим, иногда лучше всего высказать это честно и открыто. Наши чувства могут прервать ход разговора и даже вы­звать открытое несогласие. Но не сделать это — значит рисковать столкнуться позднее с еще большим непони- манием и негодованием.

3. Говорящий стремится получить более активную
поддержку или одобрение. В этих случаях собеседник
хочет не только, чтобы его поняли, но ищет активную
поддержку, одобрение или руководство к действию.

Когда собеседник хочет узнать нашу реакцию, мне- ние или получить наш совет независимо от того, касает­ся ли это подростков, студентов, соседей или покупате­лей, нерефлексивное слушание будет воспринято им как неодобрение. В этих случаях более уместно использовать рефлексивное, эмпатическое слушание наряду с более активным выражением собственных мнений, отношений и эмоций.

4. Нерефлексивное слушание неуместно, когда оно
, противоречит интересам собеседника и мешает его само­
выражению. Однажды во время продолжительного пу­
тешествия невестка решила слушать свою словоохотли­
вую свекровь, как бы долго та ни говорила. Случилось
так, что невестка молчала и свекровь проговорила всю
поездку. Скоро, однако, мелодая женщина поняла, что
она уже не слушает бесконечную болтовню одинокой
старухи. Вместо сочувствия она обнаружила неприязнь
к старой эгоистке, подавившей ее бесконечными излия­
ниями. Она также поняла, что страдальцы не могут
быть хорошими слушателями.


Нерефлексивное слушание




Всегда существует опасность того, что нерефлексив-ным слушанием могут злоупотреблять чрезмерно разго­ворчивые люди, особенно те, кто невосприимчив к нуж­дам окружающих, а также те, кто стремится своей речью их контролировать. Один мой знакомый гордится своим умением общаться по телефону с чрезмерно разговор­чивыми людьми. Он общается, продолжая ручную рабо­ту, и иногда прерывает речь собеседника, чтобы пере­говорить со своим секретарем, т. е. по существу совер­шенно не слушает. Более того, вешая трубку, он делает пренебрежительную гримасу, как будто хочет унизить словоохотливого абонента. В таких случаях было бы лучше твердо сказать болтуну: «Я сейчас занят» или спросить его: «Так что же главное?» В этом случае можно скорее услышать четкий ответ, а затем мягко выправить свое отношение к говорящему.

Преимущества нерефлексивного слушания превосхо­дят его недостатки. Но опыт и здравый смысл опреде­ляют уместность использования нерефлексивного слу­шания конкретной ситуации. Если приемы нерефлек­сивного слушания недостаточны, можно прибегнуть к приемам рефлексивного слушания, которые раскрыва­ются в следующей главе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.