Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра-проект для педагогов






 

Задача «научиться делать дело» актуальна не только для школьников и молодежи, но и для многих и многих взрослых, в том числе тех, кто должен научить этому подрастающее поколение. Умение задавать себе вопрос «Чего я хочу добиться?», а затем совершать практические и интеллектуальные шаги в избранном направлении, не является самым распространенным среди взрослого населения нашей страны. Это не в последнюю очередь объясняет тот факт, что очень перспективные психолого-педагогические приемы обучения, такие, как модульная и проектная технологии, с большим трудом находят применение в школьной практике. Они требуют от педагога знаний и умений, которых у него нет. Знаний о структуре и процессе развертывания человеческой деятельности, умения руководить процессом деятельности и так далее.

Мы столкнулись с этим в своей реальной школьной практике.

Попробовав ввести проектную работу детей в собственной школе, мы увидели, что педагоги с большим трудом осуществляют целенаправленное руководство этой деятельностью. И дело не в недостатке времени или желания. Дело в том, что научное руководство проектом предполагает управление деятельностью ребенка. Причем именно педагог должен задать ученику, автору проекта, параметры этой деятельности, а затем отслеживать ее реализацию. А как это сделать, если сам до конца не осознаешь, не понимаешь того, что делаешь вместе с ребенком? Не на уровне идеи (здесь чаще всего все в порядке), а на уровне практической работы.

Далее, с грехом пополам доведя ряд проектов до удобоваримого состояния, мы смогли принять участие в нескольких проектных конкурсах и семинарах городского уровня. Здесь мы воочию убедились, что трудно не только нам. Более того, многим еще труднее. Похоже, что они еще даже не осознали причин тех затруднений, которые у них возникают в связи с реализацией проектов. Они самих затруднений не увидели, так как в большинстве случаев проектная работа их подопечных сведена к написанию реферата.

Но нам удалось познакомиться и с работой нескольких московских школ, детские проекты которых выполнены просто великолепно. Самое главное их достоинство – они представляют собой воплощение осознанной и целенаправленной деятельности детей. Значит, можно! Значит, нужно думать о том, как создавать в школе условия для разработки и подготовки грамотных, продуманных, структурированных проектов.

И мы решили, что один из первых и наиболее необходимых шагов – это работа с самими педагогами – будущими руководителями детских проектов. Мы ставили перед собой две задачи:

• заинтересовать педагогов работой такого рода (заинтересовать глубоко, затронув «профессиональные» чувства; так, чтобы проектная работа зазвучала для них как некоторая ценность);

• помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации.

И мы провели однодневный семинар – деловую игру с нашим педагогическим коллективом, направленную на решение данных задач.

При входе в зал каждый участник тянул жребий и становился членом одной из рабочих групп. В зале сразу рассаживались общим кругом, но по группам. Руководили работой семинара два ведущих – завуч и психолог. После объявления цели работы (она не скрывалась и звучала так, как это сформулировано выше) педагогам было предложено заслушать два небольших сообщения. Первое сообщение имело идеологически-мотивирующий характер. В нем, обращаясь к личному опыту и опыту всего прогрессивного человечества, по возможности убедительно и страстно показывалось значение тех форм работы с детьми, которые формируют у них свойства Человека-деятеля (человека, ставящего перед собой осознанные и ценностно окрашенные цели и достигающего их в процессе деятельности). Второе сообщение касалось самого понятия «проект» и основных этапов проектной работы. Были перечислены следующие этапы:

• постановка проблемы;

• формулирование цели проекта и предполагаемого результата;

• формулирование задач проекта;

• определение основных направлений работы в рамках проекта;

• определение этапов работы над проектом;

• определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц;

• реализация проекта;

• оценка полученного результата в свете поставленной цели;

• определение перспектив развития проекта.

Участникам было сообщено, что им предлагается на семинаре «прожить» большую часть проектной деятельности, а именно те ее этапы, которые касаются собственно планирования. Каждой группе был предложен конверт с практической проблемой, которая реальна для нашей школы, листы бумаги, карандаши, фломастеры. Участникам объявили, что в их распоряжении 40 минут, после чего каждая группа должна представить результаты своей работы.

Для проектной разработки были предложены следующие проблемы.

«Ученики начального звена нашей школы проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузки, лишает их возможности полноценно отдыхать и переключаться на игровую деятельность. Предполагается, что снять большую часть таких проблем можно было бы за счет создания специальной игровой комнаты».

«У многих государственных и частных школ крупных городов России в настоящее время имеются свои сайты в Интернете. Как правило, они многофункциональны и позволяют решать много задач: рекламных, информационных, формируют общее пространство общения учеников и педагогов школы и т. д. Вопрос создания сайта нашей школы весьма актуален».

«Значительная часть жизни наших детей протекает в школе. В том числе именно в школе они питаются большую часть дня. Не секрет, что многие дети плохо принимают ту кухню, которая, с точки зрения взрослых, является для них оптимальной. В настоящее время актуальной стала проблема изменения системы школьного питания. Как вариант предлагается “шведский стол”».

Были предложены и другие проблемы, касающиеся оформления территории школы или представительского холла. Эти проблемы важны именно для нас, в другой образовательной среде значимыми для проектной разработки на подобном семинаре могут оказаться совсем другие темы.

Надо сказать, что многие педагоги с трудом включались в работу своих групп. Ведущим семинара приходилось все время перемещаться по школе, присоединяясь к работе то одной, то другой команды: помогая, стимулируя, объясняя… Но постепенно люди втянулись в общение друг с другом (достаточно необычное для педагогов по своему содержанию и форме). Им стало интересно. А интерес зачастую – это первый шаг к созданию собственно мотивации.

На общую встречу люди возвращались уже совсем в другом состоянии. Они воспринимали себя и тех, с кем пришлось взаимодействовать, как единую команду. Они сделали дело, были довольны и рвались продемонстрировать свои успехи. Группы по очереди получали слово. После выступления каждой группы наступало время вопросов, уточнений, с которыми мог выступить любой участник другой группы, а также ведущие. Большая часть критических замечаний и вопросов сначала исходила от ведущих, затем более активную позицию заняли и сами участники. Конечно, проекты оказались очень разными по качеству исполнения. Нашей задачей было, с одной стороны, поддержать людей, показать положительные, творческие моменты их работы, а с другой – помочь всем участникам довести проекты до уровня продуманных, логически выстроенных планов. Не обошлось без мелких обид, но в целом удалось сохранить рабочую, конструктивную атмосферу. Итогом обсуждения стали несколько готовых проектов, которые вполне годились для реализации.

Следующим этапом работы было обсуждение. Вопросы были такие: удалось ли прояснить для себя, что такое проектная работа? Есть ли место такой работе в вашей профессиональной деятельности в школе? Появились ли идеи относительно конкретных тем проектов? Имеет ли проектная работа педагогическую ценность и какую?

Участники были практически единодушны: удалось изнутри почувствовать психологическую прелесть коллективной проектной работы. Она стала более понятной с технологической точки зрения; ее педагогическая, образовательная ценность так же, как и собственно профессиональная, несомненны. Было высказано несколько интересных идей относительно конкретных проектов. И был еще один, можно сказать, – «побочный» эффект семинара, очень близкий сердцу именно психологов. Участники говорили о том, что на собственном опыте убедились, насколько важно «прожить» какую-либо идею или проблему для того, чтобы сделать ее личностно значимой.

Этот семинар педагоги в течение года вспоминали не раз. Он действительно помог многим посмотреть на процесс обучения с иной, непривычной точки зрения, с точки зрения осмысленной, целенаправленной активности самих детей, выступающих по отношению к своей учебе деятелями, а не исполнителями.

Данная игра, практически в неизмененном виде, была предложена участникам городского семинара «Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции школьников и педагогов», проводившегося педагогическим коллективом нашей школы. Она получила очень высокую оценку участников, что позволяет нам предложить уважаемым читателям этот частный опыт в качестве возможной формы работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.