Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 «Деловые» игры в работе школьного психолога






 

Все «большие» игры так или иначе помогают участникам научиться строить собственную деятельность: осознавать ее смысл и ценность, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия, контролировать и оценивать результат и т. д. Однако именно в «деловых» играх построение деятельности и достижение запланированного результата становится основной целью участников. Игровой материал для этого может быть использован различный. Так, в игре «Репор-тер-2», являющейся логическим продолжением игры «Репортер-1», ученики шестых классов превращаются в журналистов, сотрудников редакции и создают настоящую газету. В игре «Экзамен» девятиклассники проживают ситуацию (вроде бы как шуточную) экзамена и получают важный учебный опыт. В «Перспективе» – профориентационной игре – десятиклассники пытаются увидеть свою жизнь в перспективе и осознать логику собственных решений и поступков.

Отдельный вид – проектные игры и семинары, в рамках которых происходит обучение самой логике проектного мышления, а также оттачиваются практические проектные навыки: постановка задачи, планирование, распределение обязанностей и полномочий и т. д. Мы предлагаем три проектных сценария: игру «Мы строим парк» для учеников 3–5 классов, проектный семинар для педагогов и сценария заседания Совета школы.

 

«Репортер-2»

 

Время игры – 2 часа 30 минут.

Игра может проводиться в аудитории или актовом зале.

Возможности игры

Эта игра является продолжением игры «Репортер-1», но ее можно проводить и как отдельное мероприятие. Она предназначена для школьников шестого класса. Мы считаем, что именно в этом возрасте происходит «выход» детей за пределы коллектива класса. Для них становится интересной общественная жизнь школы, им хочется продемонстрировать себя, свои таланты и умения.

Игра состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На каждом из них решаются различные диагностические и развивающие задачи. Первый этап – разминка. Здесь детям предоставляется возможность продемонстрировать свои творческие способности, найти собственный необычный способ взаимодействия друг с другом и представления своего героя. Здесь ведущий может увидеть, насколько участники готовы к сотрудничеству в парах. В ходе второго этапа игры дети отрабатывают навыки делового взаимодействия в парах. Участники также получают возможность для необычного взаимодействия с разными представителями школы. Это способствует расширению представлений детей об индивидуальности и неповторимости личности. Третий этап – создание газеты. Качество конечного продукта игры, газеты зависит от слаженной работы всей группы. Основная задача работы на этом этапе – объединить усилия для достижения общей цели.

Содержание игры и игровая цель

Профессия журналиста овеяна ореолом романтики. Ее представители кажутся людьми яркими, творческими, коммуникабельными. А сколько уникальных личностей встречают журналисты на своем пути! Во время игры детям предоставляется возможность побыть журналистом и пообщаться с интереснейшими людьми в собственной школе. Участники могут узнать о том, какое значение имеет школа в жизни взрослых и детей, как проводят свободное время ученики и учителя. И, конечно, это интересно не только юным журналистам, но и всей школе. Поэтому конечная цель игры – создание общешкольной газеты, в которой будут отражены все собранные материалы.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• карточки для жеребьевки;

• реквизит для разминки;

• бланки с примерной схемой интервью;

• бланки с примерной схемой очерка;

• ватманы для стенгазеты;

• ручки, цветные карандаши;

• фломастеры;

• клей.

Участники

Учащиеся шестого класса, 20 человек, 1–2 старшеклассника, 1 ведущий.

Сценарий игры

В начале игры можно провести любую психодинамическую разминку, перейдя затем к упражнению «Ток-шоу».

 

 

...

Ведущий. У нас появилась необыкновенная возможность принять участие в телевизионном ток-шоу, героями которого станут известные политики, музыканты, актеры. Для того чтобы подготовить передачу, нам необходимо определить, кто же будет выполнять обязанности журналиста, а кто возьмет на себя роль «звезды». Решит эту задачу жребий.

 

Дети тянут жребий. В процессе жеребьевки весь класс делится на две группы: журналистов и героев. Технически это выглядит так. Один ребенок вытягивает бумажку, на которой, к примеру, написано: «Ты журналист, сейчас тебе предстоит взять интервью в прямом эфире у знаменитого актера Джеки Чана». А другой вытягивает такую бумажку: «Сейчас ты – знаменитый актер Джеки Чан. Тележурналист в прямом эфире будет брать у тебя интервью». Таким образом, все участники игры получают определенную роль. Пары находят друг друга. Если количество детей нечетное, то классный руководитель становится участником наравне с детьми. В течение нескольких минут вместе готовятся: продумывают вопросы и ответы, способ представления героя, изменяют костюмы. Каждый герой получает маленький реквизит, который помогает перевоплощению. Например, Шварценеггер входит с гирей, Мадонна – в ярком парике, Джеки Чан – в поясе от кимоно. Ведущий по мере необходимости помогает парам, готовит пространство для последующего представления. А затем каждая пара по очереди выступает перед остальными участниками. Выбор героев определяется интересами детей. Образ «звезды» должен быть интересен и знаком всем участникам.

После того как все интервью прослушаны, проводится короткое обсуждение того, насколько легко было взять интервью, какие вопросы показались наиболее удачными, как должен вести себя журналист и т. п.

В конце разминки в классе появляются старшеклассники, ответственные за выпуск газеты в школе. Они просят шестиклассников подготовить специальный выпуск газеты. Состоять он должен из интервью на определенную тему. Старшеклассники называют тему газеты (см. Приложение 1, темы для выпуска газеты), людей, у которых надо взять интервью, и пары, которым предстоит работать вместе. Оговаривается время, необходимое для создания газеты.

Самый тонкий момент – это подбор пар. Естественно, что пары назначают не старшие ребята, а психолог и классный руководитель. В основе деления могут лежать различные основания: дружба детей, объединение по принципу «активность – пассивность» и другое. Важно, чтобы детям было комфортно работать друг с другом и не возникало острого противостояния.

После ухода старшеклассников с детьми обсуждается схема и техника интервью, поведение журналиста.

 

 

...

Ведущий. Давайте вместе подумаем, какие вопросы мы можем задать?

 

Дети называют вопросы, взрослый – записывает их на доске или ватмане. Затем обсуждается вопрос этикета во время общения.

 

 

...

Ведущий. А как должен вести себя репортер, чтобы люди захотели с ним разговаривать?

 

Ведущий на доске, а дети на бланках пишут вопросы на заданную тему. После этого журналисты, взяв схему интервью (см. Приложение 1, схема интервью), отправляются на поиски своих героев и берут у них интервью.

Далее участники возвращаются в кабинет и приступают к написанию и художественному оформлению своей статьи. По желанию ребята могут сделать иллюстрацию к материалу или любым другим способом оформить заметку. Эти материалы крепятся на заранее приготовленную стенную газету. На стенгазете пишется название, фамилии авторов заметок и фамилии старшеклассников, принимавших газету. Газета оформляется, старшеклассники знакомятся с ней, расспрашивают ребят о том, какие трудности возникли при подготовке номера. После того как номер принят и подписан, он вывешивается в школьном коридоре.

Работа, проведенная детьми, обычно имеет отклик во всей школе. Прежде всего те, у кого ребята брали интервью, с удовольствием читают газету и обсуждают ее. Участники получают много отзывов и от «простых читателей». Однажды в нашей практике был такой случай. Во время обсуждения шестиклассники жаловались, что старшие ребята смеялись над ними, отказывались давать интервью. Редактор школьной газеты, ученица одиннадцатого класса, принимавшая газету, была искренне возмущена отношением старшеклассников. Она написала об этом заметку. А наши участники получили поддержку и ощущение важности того дела, которое они сделали.

Участники вновь собираются в классе и проводят обсуждение игры. Возможные вопросы: как парам работалось вместе? Что помогало? Что мешало? Как участники пары распределяли обязанности между собой? Какие трудности возникли во время работы? Было ли интересно создавать газету?

Личный опыт

Эта игра в нашей практической работе стала традиционной и любимой. Мы проводим ее каждый год. И мы можем наблюдать, как по-разному ведут себя дети. Есть те, кто с удовольствием погружается в процесс создания очерков, а кому-то эта деятельность кажется скучной. И это не зависит от интеллектуального потенциала участников. Скорее играет роль направленность интересов. И часть детей, приняв участие в этой игре, продолжают журналистскую деятельность. Они становятся корреспондентами школьной газеты. Таким образом, эта игра выполняет еще и мотивационную задачу.

 

«Экзамен»

 

Время игры – 1 час 40 минут.

Игра может проводиться в аудитории или актовом зале.

Возможности игры

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью большой работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов.

Игру мы проводим на вечере встречи с выпускниками. В нее включаются бывшие ученики школы, педагоги, представители администрации и, конечно, девятиклассники. Присутствие взрослых, учителей и выпускников повышает интерес к игре.

Таблица 1 Общая схема игры «Репортер-2»

 

 

Кроме того, советы тех, кто сам недавно прошел через сложную процедуру экзамена, могут оказаться весьма полезными для будущих студентов. В ходе игры решаются несколько задач:

• изменение отношения к стрессовой ситуации экзамена через его «проживание»;

• обозначение проблем, с которыми предстоит встретиться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления;

• обсуждение опыта тех, кто уже неоднократно проходил через эту процедуру (выпускников и педагогов);

• знакомство девятиклассников с представителями экзаменационной комиссии;

• развитие навыков группового взаимодействия.

Содержание игры и игровая цель

Игра имитирует сдачу экзамена. Комиссия, билеты, ограниченное время подготовки ответа и выставление отметок – все это создает ощущение серьезности происходящего. Шуточный характер вопросов в билетах и конкуренция между несколькими командами снимают напряжение и придают игре легкий юмористический оттенок.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• экзаменационные билеты;

• ватман;

• маркер;

• колокольчик;

• песочные часы – 2 шт. (на 1 и на 3 минуты);

• карточки для жеребьевки;

• листы формата АЗ с текстом правил.

Участники

Это игра для учащихся девятых классов (до 20 человек). Также приглашаются выпускники школы (до 10 человек), представители администрации и педагоги, которые будут включены в экзаменационную комиссию.

Сценарий игры

 

 

...

Ведущий. Сегодня мы собрались для того, чтобы испытать себя в ситуации экзамена. Некоторые участники проходят через эту процедуру впервые, а кто-то уже вполне обоснованно может считать себя «профессионалом». Но для каждого из нас независимо от опыта экзамен является определенным испытанием. Я хочу еще раз произнести слово «экзамен». Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Назовите их.

 

Участники называют ассоциации.

 

 

...

Ведущий. Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Однако есть и различия. Кто-то из участников воспринимает ситуацию как тревожную, чреватую негативными последствиями. А кто-то, напротив, чувствует себя энергичным, бодрым и уверенным в своих силах. И сейчас нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем еще раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый из вас. Традиционно каждый сдает экзамен в индивидуальном порядке. Вам повезло. Этот экзамен проводится в групповой форме. Сейчас участникам нужно разбиться на команды. Есть одно обязательное условие. Девятиклассники и те, кто уже закончил школу, не могут состоять в одной команде. Поэтому сначала мы разобьемся на две группы. С одной стороны встанут ученики девятых классов, а с другой – выпускники и педагоги.

 

Участники делятся на две группы, затем при помощи жребия группы разбиваются на команды. Ведущий организует жеребьевку. Количество человек в команде не должно превышать 7–8 человек.

 

 

...

Ведущий. Я прошу всех сесть в круг таким образом, чтобы участники одной команды находились рядом. Прежде чем мы перейдем непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение. От чего зависит успех на экзамене?

 

Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости, доброжелательности экзаменационной комиссии, взаимовыручке и т. д. Ведущий подводит итог.

 

 

...

Ведущий. Мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это еще раз проверить. Прежде чем вы начнете сдавать экзамен, я хочу ознакомить вас с правилами.

 

Ведущий вывешивает плакат с текстом правил.

1. Первое правило относится к процедуре проведения игры. Представители каждой команды одновременно подходят к столу, за которым восседает «многоуважаемая экзаменационная комиссия», и тянут билет. Затем идет коллективное обсуждение в командах. Услышав сигнал об окончании времени, к столу экзаменаторов выходит представитель команды. Он и отвечает на вопросы билета. В случае необходимости команда может дополнить ответ.

2. Система оценок – традиционная пятибалльная.

3. Время подготовки к ответу строго ограничено, на нее дается 3 минуты, на ответ – 1 минута. Отсчет времени осуществляется с помощью песочных часов. Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звонок колокольчика. За нарушение правил экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку.

Также существуют требования к построению ответа:

• в ответе должны быть раскрыты все понятия, включенные в вопрос;

• ответ должен быть логичным.

 

 

...

Ведущий. Есть ли у вас вопросы по тем правилам, с которыми вы только что познакомились?

 

Отвечает на вопросы участников.

 

 

...

Ведущий. А теперь позвольте представить вам экзаменационную комиссию.

 

В состав комиссии входят завучи и педагоги. Важно, чтобы в этой роли на игре выступили люди, которым в последующем действительно предстоит принимать у этих ребят экзамены.

 

 

...

Ведущий. Я прошу команды сесть отдельно друг от друга.

 

Пока команды пересаживаются на отведенные им места, ведущий раскладывает на столе билеты (см. Приложение 2, экзаменационные билеты).

 

 

...

Ведущий. Выберите в команде человека «с легкой рукой». Сейчас предстоит тянуть первые билеты.

 

Участники направляют своих представителей за «счастливым билетом».

Все билеты имеют № 13. Первые участники, вытянув билет, этого не знали. И были ужасно этим расстроены. Даже в юмористической игровой ситуации стереотипы восприятия способны повлиять на эмоциональное состояние участников. Это дает интересный материал для дальнейшего анализа.

Ведущий переворачивает песочные часы.

 

 

...

Ведущий. Внимание! Время пошло! Напоминаю, что сигналом прекращения обсуждения является звук колокольчика.

 

По окончании обсуждения звучит колокольчик. После этого представители команд выходят к экзаменационной комиссии. Для того чтобы у команд не было возможности продолжить обсуждение после звонка ведущего, представители всех команд выходят к столу одновременно и по очереди отвечают на вопросы билета. Ведущий отслеживает время.

 

 

...

Ведущий. Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии рассказать, какие результаты получили участники.

 

Комиссия рассказывает о том, какие оценки получили команды, аргументируя свое решение. Юмористические комментарии с акцентами на реальных достижениях отвечавших позволяют участникам сбросить напряжение и легче перенести ситуацию провала. Каждой команде нужно ответить на 3 экзаменационных билета и получить по 3 отметки. Экзаменационная комиссия подсчитывает общий балл, набранный каждой командой, и объявляет победителей.

 

 

...

Ведущий. Я попрошу всех сесть в общий круг. Экзамен завершен. Мы видим, каких результатов добилась каждая команда. Давайте обсудим, что помогало и что мешало при подготовке и ответе на вопросы билетов? Из чего складывался общий результат? Что понравилось? Что не понравилось? Что для вас значил билет № 13? Какие чувства возникли во время игры? Что было самым важным?

Главный итог этой игры заключен не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И независимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это – девятиклассники. Как известно, больше всего страшит неизвестность. После нашей игры девятиклассники смогут более уверенно пройти весенние экзаменационные испытания. Для того чтобы закрепить полученный опыт, предлагаю создать «Памятку по подготовке к экзаменам». Назовите, пожалуйста, что обязательно необходимо учесть при подготовке к экзамену?

 

Ведущий вывешивает лист ватмана на стенд и записывает на него все предложения участников. Они могут носить как серьезный, так и шуточный характер.

 

 

...

Ведущий. Общими усилиями мы подготовили важный документ. Мы передаем его на хранение девятиклассникам. Надеемся, что это послужит хорошим подспорьем в процессе подготовки к экзаменам. Наша игра завершена. Спасибо всем за участие.

 

Личный опыт

Несмотря на то что игра организуется как соревнование, победителей здесь не бывает. И дети и взрослые легко принимают провал. Обсуждая итоги, говорят о том, что, несмотря на юмор и царившую атмосферу игры, переживаемые чувства во многом сходны с переживаниями на реальном экзамене. Этому способствует и ограничение во времени, и экзаменационная комиссия, состоящая из реальных педагогов, и процедура вытягивания билетов. Участники признавались, что очень волновались, боялись не справиться с заданием. Хотелось продемонстрировать себя с лучшей стороны и получить высший балл. Пройдя через игру, старшие и младшие на равных делились секретами, позволяющими справиться с экзаменационным стрессом. Результатом игры становится памятка по подготовке к экзамену. Она всегда носит шутливо-деловой характер. Этот документ торжественно вывешивается в холле, где учатся девятиклассники.

 

Профориентационная игра «Перспектива»

 

Время игры – 1 час 40 минут.

Игра может проводиться в аудитории или актовом зале.

Возможности игры

Игра «Перспектива» является одним из этапов профориентационной работы психологической службы НОУ «ЭШЛ», но вполне может проводиться и как самостоятельная акция. Основная цель игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.

Оптимальным временем для проведения игры «Перспектива» мы считаем начало – середину десятого класса, время, когда старшеклассникам необходимо определиться с планами по продолжению образования после окончания школы.

Таблица 2 Общая схема игры «Экзамен»

 

Содержание игры и игровая цель

Старшеклассникам предлагается уникальная возможность почти за 2 года до окончания школы ощутить себя выпускником, студентом, начинающим специалистом, попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего.

Игровая цель: попробовать спланировать свое будущее, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• 3–4 набора восковых мелков, фломастеров, маркеров различных цветов;

• ручки всем участникам;

• бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);

• бланки «зачетных листов» (см. Приложение 3, бланк «зачетного листа») – для каждого участника;

• текст теста с помеченными цветами ответов (см. Приложение 3, таблица 5, Бланк к тесту с пометками цветов) – для каждого участника;

• таблички с перечнем целей студенчества (см. Приложение 3, таблички с перечнем целей студенчества);

• плакаты с перечнем видов деятельности студента – 6–7 экземпляров (см. Приложение 3, плакаты с перечнем видов деятельности студента);

• листы ватмана с перечнем жизненных целей, на каждом листе – 1 цель (см. Приложение 3, перечень жизненных целей);

• по 1 листу цветной бумаги (формата А4) следующих цветов: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый.

• магнитофон;

• музыкальная запись «Школьные годы чудесные»;

• воздушные шары.

Участники

Эта игра – для учащихся десятых классов (она вполне может проводиться для учеников одной параллели, не являющихся одноклассниками). Необходимо участие классного руководителя и психолога. Должно быть не менее двух ведущих: два психолога или психолог и классный руководитель.

Сценарий игры

Тематическая разминка (см. Приложение 3, упражнения для тематической разминки) и погружение в игровую ситуацию проводятся ведущими в отдельном помещении (желательно, чтобы это место нравилось участникам).

 

 

...

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе». А сейчас я прошу всех пройти за мной.

 

Ведущие уводят старшеклассников в холл перед актовым залом, где уже звучит музыка «Школьные годы чудесные…». Раздаются «зачетные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за ними громко захлопывается и закрывается на замок. Музыка обрывается. В зале все присутствующие садятся в круг на стулья.

 

 

...

Первый ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

 

Первый ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения второй ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».

 

Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущие раздают каждому по половинке листа А4.

 

 

...

Первый ведущий. Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

 

Второй ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, второй ведущий предлагает им объяснить свою позицию.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки или интересны.

 

Ребята объединяются в группы.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.

 

Группы представляют списки своих аргументов. Второй ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоззренческих позиций: что важнее – обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т. д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.

 

 

...

Первый ведущий. Еще раз подумайте о принципе, следуя которому, вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе?

 

Участники переходят.

 

 

...

Первый ведущий. Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

 

Второй ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

 

 

...

Первый ведущий. Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.

 

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает на стендах или стенах большие листы (А4) цветной бумаги.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.

 

Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, зеленый – активная студенческая жизнь, синий – устройство личной жизни, коричневый – карьерные устремления. Важным моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. (Участники переходят.) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

 

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.

 

 

...

Первый ведущий. Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача – выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.

 

Ведущие раздают группам по плакату (см. Приложение 3, таблички с перечнем целей студенчества), дети составляют список дел студента. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.

 

 

...

Первый ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

 

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.

 

 

...

Второй ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?

 

Первый ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу.

 

 

...

Второй ведущий. Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

 

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

Первый ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего – счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями.

Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей (см. Приложение 3).

 

 

...

Первый ведущий. Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

 

В зале задернут сценический занавес, за ним ведущими были заранее развешаны листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе – одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него участников, определившихся с выбором цели жизни. Участники проходят за занавес и встают около листов.

 

 

...

Первый ведущий. Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется наиболее важной?

 

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущие организовывают обсуждение.

 

 

...

Первый ведущий. Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».

 

...

Второй ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?

 

Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.

 

 

...

Второй ведущий. Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы», встречаемся через 10 минут в кабинете для обсуждения игры.

 

Ребята расходятся, ведущие готовятся к обсуждению, для которого желательно организовать другое помещение (это помогает ребятам быстрее выйти из игровой ситуации).

 

 

...

Первый ведущий. Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!

 

Личный опыт

Эта игра позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Она дает психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивидуальной или групповой профессиональной ориентации учащихся.

Игра очень четкая, структурированная и «живая»: в зависимости от готовности детей могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих принципиальные позиции. Игра крайне насыщена эмоционально и интеллектуально. Игра формирует ценности и создает мотивации для дальнейшей серьезной учебы: десятиклассников увлекает возможность попробовать себя в роли студентов, они вдохновенно работают над выстраиванием учебной стратегии, поражаются объему труда, который надо вложить в свое профессиональное становление.

Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего ведущими и дается возможность его изменять на каждом этапе действия.

Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принципиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятельность и демонстрировать уважительное отношение к самым различным – и иногда совершенно неожиданным – взглядам подрастающего поколения.

 

Психологическая игра-проект «Мы строим парк»

 

Время игры – 1 час 40 минут.

Место проведения – аудитория или актовый зал.

Возможности игры

Проектные формы работы со школьниками сейчас очень популярны. Проводятся конференции, конкурсы… Участие в них детей из нашей школы убедило нас в том, что не только у самих учащихся, но и у взрослых, курирующих проекты, часто отсутствует четкое понимание того, что они делают. И вообще – что же такое проект?

Таблица 3 Общая схема игры «Перспектива»

 

Очень часто за проект выдается обыкновенный реферат или этакое эссе, реже – научно-исследовательская работа, что уже само по себе неплохо. Но проект – это не реферат и даже не научное исследование. Проект – это технология решения некоторой практической проблемы, создания конкретного «продукта». Проект – это воплощенная в реальном продукте продуманная деятельность человека. Мы очень надеемся, что увлечение педагогов проектами – не только дань моде, но и новое направление в образовательных технологиях. Проект имеет огромную образовательную ценность, потому что учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической работы: от момента постановки проблемы и цели, связанной с решением этой проблемы, до этапа оценки результата. Проектная технология – замечательный инструмент, позволяющий формировать у человека субъектную позицию. Есть, правда, маленькая проблема: важно, чтобы умение работать над проектом, которое мы хотим выработать у школьника, имелось у его наставника – педагога. То есть педагог прежде всего должен быть носителем субъектной позиции и, кроме того, он должен владеть способами передачи этой позиции ребенку.

Как помочь взрослым и школьникам научиться проектному методу, освоить деятельную позицию? Мы в своей школе много думаем об этом и кое-что уже придумали. Формы используются разные, в том числе – игровые. Вниманию читателей мы предлагаем игру для учащихся 3–5 классов и описание деловой игры, в которой принял участие педагогический коллектив нашей школы.

Основная цель игры «Мы строим парк» – обучение детей навыкам проектирования в рамках групповой практической деятельности. В процессе игрового действия могут решаться следующие психологические задачи:

• погружение всего детского коллектива и каждого ребенка в ситуацию, требующую ответственного поведения;

• обучение детей умению ставить перед собой конкретные задачи и совершать определенные шаги для их решения;

• развитие кооперативных умений и «вкуса» к командной работе.

Чрезвычайно перспективным и актуальным для решения такого рода задач мы считаем возраст 10–11 лет – этап перехода из начального в среднее звено школы. Выпускники начальной школы, при условии проведения всей необходимой педагогической и психологической работы с ними, готовы к освоению проектного метода в его простейших формах. Более того, они с удовольствием включаются в деятельность такого рода: в ней есть привлекающий их момент практической реализации, творчества, игры, общения друг с другом и общественной значимости получаемого результата. Навыки коллективной проектной деятельности будут очень полезны им в средней школе, так как многие учителя-предметники уже с пятого класса начинают практиковать различные формы обучения в микрогруппах.

Лучше всего проводить игру «Мы строим парк» для учащихся пятого класса, но у нас есть опыт ее успешного проведения и для третьеклассников. Правда, в этом случае речь идет о детях, прошедших обучение по психологической программе «Профессия – школьник» и имеющих разнообразный опыт коллективной учебной деятельности.

Помимо развивающего игра имеет значительный диагностический потенциал. Очень полезно присутствие на игре в качестве наблюдателей и педагогов-предметников, и классного руководителя. В процессе игры проявляются лидерские качества отдельных учеников, кооперативные умения детей, становятся более очевидными их межличностные отношения. Игра также выявляет уровень развития класса как учебной группы: становится понятным характер коллективных учебных задач, к решению которых они готовы (сами или при минимальной помощи взрослого) и которые им пока не по силам.

Содержание игры и игровая цель

Мановением волшебной палочки ученики класса на время переносятся в волшебный город, где многое устроено не так, как в их обычной жизни. В этом городе живут взрослые и дети, а управляют городом добрые феи, при этом учитывая мнение только взрослых обитателей. Обиженные такой «несправедливостью» дети волшебного города решаются заявить свой протест: они требуют, чтобы им тоже было предоставлено право управлять жизнью города наравне с феями и взрослыми. Феи не возражают, но предлагают детям пройти испытание, доказать свою готовность и способность решать важные задачи и проблемы. Детям предлагается создать макет городского парка отдыха, в котором были бы учтены интересы всех детей города, а также соблюдались бы еще некоторые важные правила. На это им дается полтора часа и все необходимые технические средства. Но никакого волшебства!

Когда макет будет выполнен и оценен феями и взрослыми жителями волшебного города (естественно, что результат будет зависеть только от качества проделанной работы), дети по велению волшебной палочки возвращаются в «реальность». Чему научила их эта работа? Как они смогут использовать полученный опыт в своей настоящей жизни? Что бы они посоветовали на будущее детям волшебного города?

Игровая цель: создание макета парка отдыха, который удовлетворял бы требованиям, сформулированным в техническом задании, и давал бы детям право принимать участие в управлении городом.

Материалы и требования к организации игры






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.