Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 23. По Самарии






 

23.1. ПРОПОВЕДИ В САМАРИИ

В конце июня 27 года н. э., из-за усилившегося противодействия еврейских религиозных правителей, Иисус и двенадцать покинули Иерусалим, отправив свои палатки и скудное личное имущество на хранение в дом Лазаря в Вифанию. По дороге на север, в Самарию, они задержались на субботу в Вефиле. Здесь в течение нескольких дней они проповедовали людям, пришедшим из Гофны и Эфраима. Группа жителей Аримафеи и Фимны прибыла, чтобы пригласить Иисуса посетить их селения. Более двух недель Учитель и Его апостолы учили евреев и самаритян этого района, многие из которых пришли из таких далёких мест, как Антипатрида, чтобы услышать Радостную Весть о Царстве.

Жители южной Самарии с удовольствием слушали Иисуса, и апостолам, за исключением Иуды Искариота, удалось в значительной мере преодолеть своё предубеждение против самаритян. Иуде было очень трудно полюбить их. На последней неделе июля Иисус и Его собратья были готовы отправиться к Иордану, в новые греческие города Фазель и Архелай.

 

23.2 ПРОПОВЕДЬ В АРХЕЛАЕ

В течение первой половины августа центрами деятельности апостольской группы стали греческие города Архелай и Фазель, где им впервые пришлось выступать с проповедями перед аудиторией, состоящей практически из одних иноплеменников – греков, римлян и сирийцев, – так как в двух этих греческих городах было очень мало евреев. Общаясь с этими римскими гражданами, апостолы столкнулись с новыми трудностями при возвещении грядущего Царства и услышали новые возражения против учений Иисуса. На одной из многих вечерних бесед со Своими апостолами Иисус внимательно выслушал эти возражения против Радостной Вести Царства из уст двенадцати, рассказавших о впечатлениях, накопленных за время индивидуального труда.

Филипп задал характерный вопрос, свидетельствующий о тех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

Филипп сказал: «Учитель, эти греки и римляне умаляют значение нашей проповеди, говоря, что такие учения годятся лишь для слабых и рабов. Они утверждают, что языческая религия превосходит наше учение, ибо подвигает на переход к сильному, здоровому и насыщенному поведению. Они утверждают, что мы хотели бы превратить всех людей в лишённых сил, безвольных непротивленцев, которые вскоре исчезли бы с лица земли. Ты, Учитель, нравишься им, и они открыто признаю́ т, что Твоё Учение идеально и исходит с Небес, но они не желают относиться серьёзно к нам. Они утверждают, что Твоя религия – не для этого мира и что люди не могут жить так, как Ты учишь. Что же, Учитель, отвечать нам этим иноверцам?»

Выслушав аналогичные возражения против Радостной Вести Царства от Фомы, Нафанаила, Симона Зелота и Матфея, Иисус сказал апостолам: «Я пришёл в этот мир для того, чтобы исполнить волю Отца Моего и раскрыть Его любвеобильный нрав всему человечеству. В этом, братья Мои, и состоит Моё служение. И Я буду выполнять только его, независимо от непонимания, которое Моё Учение может встретить со стороны евреев или иноверцев этого или иного поколения. Но вы не должны упускать из виду того, что даже божественная любовь предполагает суровую дисциплину. Любовь отца к своему сыну нередко заставляет отца удерживать своего легкомысленного отпрыска от неразумных поступков. Дитя не всегда понимает мудрые и исполненные любви побуждения отца, который сдерживает его дисциплиной. Но Я говорю вам, что Отец Мой в Раю воистину правит вселенной вселенных через побуждающую силу Своей любви. Любовь – величайшее из всего, что существует в духе. Истина – это освобождающее Откровение, но любовь есть высшее отношение. И какие бы просчёты в управлении миром не допускали ваши собратья ныне, настанет время, когда этим миром будет править Радостная Весть, которую Я провозглашаю вам. Высшая цель человеческого развития – благоговейное признание отцовства Бога и претворение исполненного любви братства людей.

Но кто сказал вам, что Моя Радостная Весть предназначена только для рабов и слабых? Разве вы, Мои избранные апостолы, похожи на людей слабых? Разве Иоанн [Креститель] походил на человека слабого? Разве вы видите, что Я порабощён страхом? Действительно, в этом поколении проповедь Радостной Вести обращена к бедным и угнетённым. Религии этого мира отвернулись от бедных, но Отец Мой нелицеприятен. Кроме того, нынешние бедняки будут первыми, кто откликнется на призыв к раскаянию и принятию сыновства. Радостная Весть Царства должна проповедоваться всем – иудеям и язычникам, грекам и римлянам, богатым и бедным, свободным и подневольным – и в равной мере молодым и старым, мужчинам и женщинам.

Не думайте, что служение Царству отличается однообразной безмятежностью, – раз Отец Мой есть Бог любви и с удовольствием проявляет Своё милосердие. Восхождение к Раю – высшее свершение за всё время, трудное достижение вечности. Служение Царству на земле потребует от вас всей мужественной зрелости, на которую будете способны вы и ваши соратники. Многие из вас примут смерть за вашу верность Радостной Вести этого Царства. Легко умереть в телесном сражении, в строю, когда ваша храбрость укрепляется присутствием сражающихся соратников. Но нужна более высокая и глубокая человеческая храбрость и преданность, чтобы спокойно и в полном одиночестве сложить голову за любовь к истине, живущей в вашем смертном сердце.

Ныне неверующие могут насмехаться над тем, что вы проповедуете Радостную Весть непротивления и живёте жизнью, свободной от насилия, но вы лишь первые добровольцы в длинном ряду искренних верующих в Радостную Весть этого Царства, которые потрясут человечество своей героической преданностью этим учениям. Никакие армии мира никогда не явят такую же храбрость и отвагу, как вы и ваши верные последователи, провозглашающие по всему миру Радостную Весть: отцовство Бога и братство людей. Храбрость плоти – низшее проявление смелости. Отвага разума – более высокое проявление человеческой храбрости, но высшим и верховным является бескомпромиссная верность просвещённого человека своим убеждениям, покоящимся на глубоких духовных основаниях. И такая храбрость есть героизм богопознавшего человека. Все вы познали Бога. Вы поистине – личные соратники Сына Человеческого».

Таковым было вступительное слово Иисуса, после чего Он ещё долго говорил, усиливая и иллюстрируя Свои высказывания. Это было одно из самых прочувствованных обращений Иисуса к двенадцати апостолам. Не часто слова Учителя, обращённые к апостолам, бывали исполнены столь сильного чувства, и это был один из тех редких случаев, когда Он говорил с очевидной серьёзностью и заметным душевным волнением.

Это сразу же сказалось на публичных проповедях и личном служении апостолов. Начиная с этого дня, новая тема мужества стала преобладающей в их проповеди.

 

23.4. О САМООБЛАДАНИИ

На одном из вечерних собраний Андрей спросил Иисуса: «Учитель, следует ли нам придерживаться самоотречения, как тому учил Иоанн, или же стремиться к самообладанию, к которому призывает Твоё Учение? В чём Твоё Учение отличается от учения Иоанна?»

Иисус ответил: «Иоанн действительно учил вас праведному пути согласно просвещённости и законам его отцов, и таковой была религия самопознания и самоотречения. Но Я пришёл с новой проповедью самозабвения и самообладания. Я показываю вам путь жизни таковым, каким он был раскрыт Мне Отцом Моим Небесным.

Истинно, истинно говорю вам: тот, кто владеет собой, более велик, чем тот, кто подчиняет себе город. Самообладание – мерило нравственности человека – являет его духовное развитие. При старом порядке вы постились и молились; но как новых созданий, родившихся в духе, вас учат верить и радоваться. В Царстве Отца вы должны стать новыми созданиями; старое должно уйти; смотри́ те – Я показываю вам, как всё должно стать новым. И через свою любовь друг к другу вы должны убедить мир, что вы пришли от рабства к свободе, от смерти к вечной жизни.

Следуя прежнему пути, вы стремитесь подавлять, повиноваться и подчиняться правилам жизни. Следуя новому пути, вы должны сначала быть подкреплены Духом истины, чтобы тем самым укрепить свою душу постоянным духовным обновлением своего разума. Так вы обретаете способность уверенно и радостно исполнять благотворную, полезную и совершенную волю Бога. Не забывайте – именно ваша личная вера в величайшие и драгоценные обещания Бога обеспечивает вам причастность к божественной сути. Так, через свою веру и подкрепление духа, вы поистине превращаетесь в храмы Божьи, и дух Его действительно пребывает в вас. Если, в таком случае, в вас пребывает дух, то вы больше не рабы плоти, вы становитесь свободными, освобождёнными сынами духа. Новый закон духа наделяет вас свободой самообладания вместо прежнего закона страха и закрепощения, рабства самоотречения.

Не раз, совершив зло, вы пытались возложить ответственность за свои поступки на козни дьявола, хотя на самом деле вас сбивали с истинного пути ваши собственные желания. Разве давным-давно пророк Иеремия не сказал вам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено [Иер, 17: 9]»? С какой лёгкостью вы обманываете самих себя, предаваясь глупым страхам, всевозможной похоти, порабощающим наслаждениям, злым умыслам, зависти и даже мстительной ненависти!

Спасение достигается перерождением духа, а не лицемерными делами плоти. Ваше оправдание – вера, ваш путь в братство – благоволение, а не страх или самоотречение плоти. Хотя рождённые в духе дети Отца всегда и во всём владеют собой и всем, что связано с желаниями плоти. Когда вы знаете, что вы спасены верой, вы действительно примиряетесь с Богом. И всем, кто следует путём этого Небесного мира, суждено быть причисленными к вечному служению неизменно развивающихся сынов вечного Бога. Отныне не обязанность, а ваша возвышенная награда состоит в том, чтобы очищать свой разум и тело от всякого зла, стремясь достичь совершенства в любви к Богу.

Ваше сыновство основано на вере, и вы должны оставаться безразличными к страху. Ваша радость произрастает из доверия к божественному миру, и потому вы не усомнитесь в наличии любви и милосердия Отца. Сама добродетель Божья приводит человека к настоящему, истинному раскаянию. Ваша тайна владения самими собой связана с вашей верой в дух, который пребывает в вас и всегда действует через любовь. Даже эта спасительная вера не есть ваше собственное достояние: она тоже является Божьим даром. И если вы – дети этой живой веры, то вы уже не рабы своей природы, а её победоносные владыки, освобождённые Божьи сыны.

Итак, дети Мои, если вы рождаетесь в духе, то вы навечно освобождаетесь от понимаемого вами бремени жизни – жизни самоотречения и бдительного отношения к желаниям плоти – и перемещаетесь в радостное Царство духа, где непроизвольно прино́ сите плоды духа в своей повседневной жизни. А плоды духа – это самое главное на высшей ступени чудесного и облагораживающего самообладания, это вершина земного достижения смертных – истинного владения собой».

 

23.4. РАЗВЛЕЧЕНИЕ И ОТДЫХ

Примерно в то же время в среде апостолов и их ближайших учеников возникло огромное нервное и эмоциональное напряжение. Апостолы ещё не успели как следует привыкнуть к совместной жизни и труду. Им было всё труднее сохранять гармоничные отношения с учениками Иоанна. Общение с иноверцами и самаритянами стало тяжёлым испытанием для этих евреев. Кроме того, недавние заявления Иисуса ещё больше усилили их душевное смятение. Андрей начинал терять самообладание. Он не знал, что делать, и поэтому отправился к Учителю, чтобы изложить Ему свои проблемы и трудности.

Выслушав главу апостолов, рассказавшего о своих бедах, Иисус сказал: «Андрей, когда люди достигают такой вовлечённости и когда это касается столь многих людей, испытывающих сильные чувства, то их трудности уже не разрешить словами. Я не могу сделать того, о чём ты просишь, – Я не стану участвовать в решении ваших личных трудностей общения. Однако Я проведу вместе с вами три дня в отдыхе и развлечениях. Ступай к братьям твоим и сообщи им, что все вы отправляетесь вместе со Мной на гору Сартаба, где Я собираюсь отдохнуть день-другой.

Ты должен подойти к каждому из своих одиннадцати братьев и сказать ему с глазу на глаз: «Учитель желает, чтобы мы посвятили вместе с Ним некоторое время отдыху и развлечениям. Так как в последнее время все мы испытали значительное томление духа и ума, я предлагаю не вспоминать во время этого отдыха о наших трудностях и проблемах. Могу ли я рассчитывать на твою помощь в этом деле?»

Поговори так – лично, с глазу на глаз – с каждым из твоих собратьев».

И Андрей последовал совету Иисуса.

Этот поход стал чудесным событием для каждого его участника. Все навсегда запомнили день восхождения на гору. За всё путешествие практически ни слова не было сказано о проблемах.

Достигнув вершины горы, Иисус усадил их возле Себя и сказал: «Братья Мои, все вы должны усвоить ценность отдыха и полезность развлечения. Вы должны понять, что лучший путь решения некоторых запутанных вопросов – на время оставить их. Возвращаясь же посвежевшими благодаря отдыху или поклонению, вы способны взяться за решение своих трудностей с более ясной головой и более твёрдой рукой, не говоря уже о более решительном сердце. Кроме того, нередко, отдохнув умом и телом, вы видите, что ваши трудности оказываются не такими уж сложными и серьёзными».

На следующий день Иисус дал каждому из двенадцати тему для обсуждения. Весь день был посвящён воспоминаниям и беседам на темы, не связанные с их религиозным трудом. На мгновение они были шокированы тем, что Иисус даже не произнёс вслух молитву благодарения, когда преломил хлеб для их совместной полуденной трапезы. Это был первый случай на их памяти, когда Он пренебрёг такими формальностями.

Когда они поднимались на гору, голова Андрея была полна проблем. Иоанн находился в состоянии чрезвычайного духовного смятения. Иаков ощущал сильные душевные муки. Матфей испытывал острую нехватку денег в связи с тем, что они жили среди иноверцев. Пётр был переутомлён и в последнее время проявлял бо́ льшую несдержанность, чем обычно. Иуда страдал от очередного приступа обидчивости и эгоизма. Симон был необычайно расстроен, пытаясь совместить свой патриотизм и любовь к братству людей. Филипп приходил во всё большее замешательство из-за развития событий. Нафанаил реже шутил с тех пор, как они вошли в контакт с языческим населением, а Фома пребывал в глубокой депрессии. Только близнецы Алфеевы сохраняли нормальное состояние духа и невозмутимость. Все они находились в сильном замешательстве из-за того, что не знали, как поддерживать мирные отношения с учениками Иоанна Крестителя.

На третий день, когда они начали спускаться с горы назад в свой лагерь, с ними произошла огромная перемена. Они сделали важное открытие, увидев, что многие человеческие трудности в действительности не существуют, что многие неотложные проблемы являются порождением чрезмерного страха и плодом преувеличенных опасений. Возвращение назад после отдыха положило начало существенному улучшению отношений с последователями Иоанна. Многие из двенадцати действительно повеселели, когда, в результате трёхдневного отдыха от рутинных обязанностей, они заметили всеобщую перемену в душевном состоянии и увидели, что избавились от раздражительности.

Мало кто из иноверцев двух греческих городов, Архелая и Фазеля, поверил в Радостную Весть, зато двенадцать апостолов приобрели ценный опыт своей первой продолжительной работы с исключительно языческим населением. Однажды утром, в понедельник, примерно в середине месяца, Иисус сказал Андрею: «Мы отправляемся в Самарию». И они сразу же направились в город Сихар, находившийся неподалёку от колодца Иакова.

 

23.5. ЕВРЕИ И САМАРИТЯНЕ

Более шестисот лет евреи Иудеи, а позднее и евреи Галилеи, враждовали с самаритянами. Неприязнь между евреями и самаритянами возникла следующим образом. Примерно в 700 году до н. э. ассирийский царь Саргон, подавляя восстание в центральной Палестине, увёл в плен более двадцати пяти тысяч евреев северного Израильского царства и заменил их почти таким же числом потомков кутийцев, сепарян и емафян. Позднее Ашшурбанипал послал новых колонистов для поселения в Самарии.

Начало религиозной вражде между евреями и самаритянами было положено возвращением евреев из вавилонского плена, когда самаритяне попытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалима. Позднее они оскорбили евреев, оказав дружескую помощь армиям Александра Македонского. В ответ на это Александр разрешил самаритянам построить храм на горе Гаризим, где они поклонялись Яхве (Господу) и своим племенным богам и делали жертвоприношения с соблюдением ритуалов, во многом напоминавших храмовые богослужения Иерусалима. Это вероисповедание сохранялось у них по крайней мере до эпохи Маккавеев, когда Иоанн Гирканский разрушил их храм на горе Гаризим. Во время своих трудов среди самаритян после смерти Иисуса, апостол Филипп провёл много встреч на месте этого древнего храма.

Традиционно враждебные отношения между евреями и самаритянами уходили в глубь веков. Со времён Александра они всё меньше общались друг с другом. Двенадцать апостолов не противились тому, чтобы проповедовать в греческих и других языческих городах Десятиградья и Сирии, но их преданность Иисусу подверглась суровому испытанию, когда Он сказал: «Отправимся в Самарию». Однако более чем за год, проведённый с Иисусом, у них сформировалась такая личная преданность, которая превосходила даже их веру в Его учения и их предубеждение против самаритян.

 

23.6. ЖЕНЩИНА ИЗ СИХАРА

Когда Учитель и двенадцать прибыли к колодцу Иакова, уставший с дороги Иисус остался у колодца, в то время как апостолы отправились вместе с Филиппом, чтобы помочь ему принести из Сихара палатки и еду, так как они собирались на некоторое время задержаться в этом районе.

Пётр и сыновья Зеведея хотели остаться с Иисусом, но Он попросил, чтобы они пошли вместе со своими собратьями, сказав: «Не тревожьтесь за Меня. Эти самаритяне будут дружелюбны. Только наши братья, евреи, стремятся навредить нам».

Так, летним вечером, около шести часов, Иисус остался у колодца дожидаться возвращения апостолов. Вода колодца Иакова была меньше насыщена минеральными солями, чем вода колодцев Сихара, и потому высоко ценилась в качестве питьевой воды. Иисуса мучила жажда, но Ему было нечем набрать воды. Поэтому когда к колодцу подошла женщина из Сихара со своим кувшином и приготовилась зачерпнуть воды, Иисус сказал ей: «Дай мне попить».

По внешности Иисуса и Его одежде самаритянка поняла, что перед ней еврей, а по Его акценту она заключила, что Он из Галилеи. Её звали Налда, и она представляла собой миловидное создание. Она была премного удивлена тем, что еврейский Мужчина обращается к ней в такой манере у колодца и просит воды, ведь в те времена считалось неприличным для уважающего себя мужчины прилюдно говорить с женщиной, тем более для еврея вступать в разговор с самаритянкой.

Поэтому Налда спросила Иисуса: «Как же это Ты, Еврей, просишь у меня, самаритянки, пить?»

Иисус ответил: «Я действительно попросил у тебя попить, но если бы ты только могла понять, то сама попросила бы у Меня глоток живой воды».

Тогда Налда (подумав, что речь идёт о проточной воде) сказала: «Но, Господин, Тебе и зачерпнуть нечем, а колодец глубок. Где же Ты возьмёшь эту живую воду? Неужели Ты превосходишь нашего праотца Иакова, который дал нам этот колодец и сам пил из него вместе со своими детьми и скотом?»

Иисус ответил: «Всякого, кто попьёт этой воды, вскоре снова будет мучить жажда. Тот же, кто попьёт воды, исполненной живого духа, никогда не испытает жажды. И эта живая вода превратится в нём в животворный источник, текущий в жизнь вечную».

Тогда Налда сказала: «Дай мне этой воды, чтобы Я никогда больше не испытывала жажды и чтобы мне не пришлось больше приходить сюда за водой. Кроме того, самаритянка с радостью примет всё, что может предложить ей столь достойный Еврей».

Налда не знала, как объяснить желание Иисуса поговорить с ней. Она видела на лице Учителя печать справедливости и святости, но ошибочно приняла дружелюбие за обычную фамильярность и ложно истолковала Его образную речь как заигрывание.

И, будучи женщиной лёгкого поведения, она была уже готова к откровенному кокетству, когда Иисус, смотря ей прямо в глаза, сказал непререкаемым тоном: «Женщина, пойди, позови своего мужа и приведи его сюда».

Этот приказ привёл Налду в чувство. Она поняла, что неверно оценила доброту Иисуса, и увидела, что неправильно истолковала Его манеру говорить. Налда испугалась, начиная понимать, что перед ней – необыкновенный Человек.

Пытаясь подыскать подходящий ответ, она, страшно смутившись, вымолвила: «Но, Господин, Я не могу позвать своего мужа, потому что у меня его нет».

Тогда Иисус ответил: «Ты сказала правду, ибо хотя когда-то ты и могла быть замужем, тот, с кем ты сейчас живёшь, не твой муж. Было бы лучше, если бы ты перестала легкомысленно относиться к Моим словам и пожелала бы живой воды, которую Я предложил тебе сегодня».

Эти слова подействовали на эту женщину отрезвляюще, и в ней пробудилось всё лучшее. Ведь Налда стала распутной женщиной не только по собственной воле. Жестоко и несправедливо отвергнутая мужем, отчаявшись, она согласилась жить с неким греком, не выходя за него замуж.

Теперь самаритянка чувствовала огромный стыд оттого, что столь легкомысленно разговаривала с Иисусом, и, в глубоком раскаянии, она обратилась к Учителю со словами: «Мой Господин, Я сожалею о том, что говорила с Тобой таким тоном, потому что вижу: Ты Святой или, быть может, Пророк».

И она была уже готова просить у Учителя непосредственной и личной помощи, когда совершила то, что совершали столь многие до и после неё, уходя от вопроса о личном спасении и обращаясь к обсуждению богословия и философии.

Показывая на гору Гаризим, она продолжала: «Наши отцы поклонялись на этой горе, и тем не менее, вы утверждаете, что именно Иерусалим – то место, где людям следует поклоняться. Так где же нужно поклоняться Богу?»

Иисус заметил, что душа этой женщины пытается уйти от прямого и испытующего прикосновения к её Творцу, но также увидел в этой душе желание познать путь лучшей жизни. В конце концов, сердце Налды действительно жаждало живой воды.

Поэтому Он проявил к ней терпение, сказав: «Женщина, позволь сказать тебе, что недалёк тот день, когда не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Ныне же вы поклоняетесь тому, чего не знаете, – смешению религий многих языческих богов и философий. Евреи, по крайней мере, знают, кому поклоняются. Они освободились от всякой путаницы, сосредоточив свою веру на одном Боге – Господе. Но ты должна поверить Мне, что настанет время – и уже настало, – когда все искренне верующие будут поклоняться Отцу в духе и в истине, ибо именно таких поклоняющихся ищет Отец. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и в истине. Твоё спасение не в том, чтобы знать, как или где должны поклоняться другие, а в том, чтобы принять в своё сердце эту живую воду, которую Я сейчас предлагаю тебе».

Но Налда сделала ещё одну попытку уклониться от обсуждения щекотливого вопроса о её личной жизни на Земле и положении её души перед Богом.

В очередной раз она прибегла к вопросам на общерелигиозные темы, сказав: «Да, я знаю, Господин, что Иоанн [Креститель] проповедовал приход Обращающего – Того, Кого назовут Спасителем, – и что Он, явившись к нам, возвестит нам всё…»

И тут Иисус, перебив Налду, сказал с поразившей её уверенностью: «Я, говорящий с тобой, и есть Он».

Это стало первым прямым, уверенным и открытым объявлением Своей божественной сущности и сыновства, сделанным Иисусом на Земле. И оно было сделано женщине, самаритянке, причём женщине, вплоть до того времени имевшей сомнительную репутацию в глазах людей.

Когда Налда уже собиралась высказать своё подлинное, личное стремление к лучшему, более благородному образу жизни, как раз тогда, когда она была готова раскрыть истинное желание своего сердца, двенадцать вернулись из Сихара, и остолбенели, увидев Иисуса наедине с этой женщиной – этой самаритянкой – за дружеской беседой. Они быстро сложили свои припасы и удалились, и ни один из них не осмелился укорить Его.

Иисус же сказал Налде: «Женщина, иди своим путём. Бог простил тебя. Отныне ты будешь жить новой жизнью. Ты получила живую воду, и в твоей душе родится новая радость, и ты станешь дочерью Всевышнего».

И женщина, видя неодобрительное отношение апостолов, оставила свой кувшин и поспешила в город.

Она вернулась в город, возвещая каждому встречному: «Идите к колодцу Иакова, да поспешите, ведь там вы увидите Человека, рассказавшего мне всё, что я когда-либо делала. Быть может, это Обращающий?»

И до захода солнца огромная толпа собралась у колодца Иакова, чтобы услышать Иисуса. Он же продолжал говорить им о воде жизни – даре пребывающего в человеке духа.

На следующий день Налда пересказала этот случай апостолу Иоанну, который никогда не раскрывал его в полной мере другим апостолам, а Иисус, говоря о нём с апостолами, не касался подробностей. Налда поведала Иоанну, что Иисус рассказал ей «всё, что я когда-либо делала». Иоанн не раз хотел спросить у Иисуса о беседе с Налдой, но так и не сделал этого. Иисус рассказал ей только об одном факте из её жизни, но Его проницательный взгляд и манера общения привели к тому, что перед ней в одно мгновение промелькнула пёстрая панорама её жизни. Именно поэтому она связала раскрывающуюся ей прошлую жизнь со взглядом и словом Учителя. Иисус никогда не говорил ей, что у неё было пять мужей. После того как её отверг муж, она жила с четырьмя разными мужчинами, и это, вместе со всем её прошлым, чрезвычайно ярко проявилось в её сознании в тот момент, когда она увидела в Иисусе Божьего Человека. Поэтому впоследствии она повторила Иоанну, что Иисус действительно рассказал о ней всё.

 

 

23.7. ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕРЫ В САМАРИИ

В тот вечер, когда Налда привела из Сихара толпу людей, желавших увидеть Иисуса, апостолы только что вернулись с едой, и они упрашивали Иисуса поесть вместе с ними вместо того, чтобы говорить с людьми, ведь они весь день провели без пищи и проголодались. Но Иисус знал, что вскоре стемнеет. Поэтому Он настоял на том, чтобы поговорить с людьми, прежде чем отпустить их.

Когда Андрей попытался уговорить Его немного поесть, прежде чем выступать перед толпой, Иисус сказал: «У Меня есть такая пища, о которой вы и не знаете».

Когда апостолы услышали это, они начали спрашивать друг у друга: «Разве кто-нибудь приносил Ему еды? Быть может, женщина дала Ему не только воды, но и еды?»

Иисус услышал, о чём они говорят между собой, и перед тем, как обратиться к людям, сказал апостолам: «Пища Моя в том, чтобы исполнять волю Пославшего Меня и завершить Мой труд. Не говорите больше: осталось столько-то времени до жатвы. Посмотрите на этих людей, пришедших из самаритянского города, чтобы услышать нас. Я говорю вам, что нивы уже созрели для жатвы. Тот, кто жнёт, уже получает награду и собирает урожай для вечной жизни, так чтобы и сеятель, и жнец оба могли радоваться. Ибо в этом правдива пословица: один сеет, другой жнёт. Я посылаю вас жать то, над чем вы не трудились сами. Другие трудились, а вы собираете плоды их трудов».

Он сказал это, имея в виду проповедь Иоанна Крестителя.

Иисус и апостолы отправились в Сихар и проповедовали там в течение двух дней, прежде чем разбить лагерь на горе Гаризим. И многие из обитателей Сихара поверили в Радостную Весть и просили крестить их, однако в то время апостолы Иисуса ещё не крестили.

В первый вечер, проведённый в лагере на горе Гаризим, апостолы опасались, что Иисус станет упрекать их за их отношение к женщине у колодца Иакова, но Он ни словом не обмолвился об этом. Вместо этого Он выступил перед ними с незабываемой речью, в которой говорил, что желает, чтобы все люди видели в Боге Отца и Друга, точно так же как Иисус является для них Братом и Другом.

Иисус столь полно раскрыл Себя самаритянам потому, что мог делать это, не подвергая Себя риску, а также поскольку знал, что не сможет вторично посетить глубинные районы Самарии с проповедью Царства.

Иисус и двенадцать апостолов жили в лагере на горе Гаризим до конца августа. День они проводили в городах, проповедуя самаритянам Радостную Весть Царства – отцовство Бога, а на ночь возвращались в лагерь. Работа, проведённая Иисусом и апостолами в самаритянских городах, привела в Царство многие души и в значительной мере подготовила почву для трудов Филиппа в этих местах после смерти и Вознесения Иисуса, когда жестокие гонения на верующих в Иерусалиме рассеяли апостолов по всему миру.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.