Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционный кризис






КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС — наиболее острая форма противоречий, сложившихся в конституционной политической системе, создающая угрозу самому ее существованию. К.к. представляет собой всеобщую дестабилизацию конституционной системы государства, чрезвычайно острую форму обнаружения противоречий, пронизывающих экономическую, политическую, духовную сферы общества. Наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, что создает невозможность нормального функционирования конституционной системы без радикальных изменений и обновления всех ее институций. Выходом из К.к. является создание новой конституционной системы, основой которой должна стать обновленная Конституция, способная привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, т.е. должный (установленный действующей Конституцией) и реальный конституционный порядок, прекратить разрушение всего общества. В современной российской истории К.к. имел место в период с мая по декабрь 1993 г. Апогеем этого кризиса стал день 21 сентября, когда Президент подписал Указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ, которым деятельность высших органов государственной власти — Съезда народных депутатов и Верховного Совета была прекращена. Реакцией Президиума Верховного Совета на этот Указ было объявление о прекращении полномочий Президента РФ. К.к. перерос в конституционную войну, в которую включился высший федеральный орган судебной власти — Конституционный Суд, признавший Указ неконституционным и высказавшийся за отрешение Президента от должности. Трагической страницей этого кризиса стало вмешательство армии в подавление попытки сторонников Верховного Совета силой захватить телецентр " Останкино". Кровавые события октября 1993 г. убедительно доказали, насколько губительным может быть бездействие властей в вопросе недопущения и своевременной локализации К к.

 

36. Судебная власть: сущность, структура, проблема развития.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД (англ. Constitutional Court) - в ряде государств специализированный орган судебной системы, главной функцией которого является осуществление предварительного и (или) последующего конституционного контроля (надзора). Основные принципы организации К.с. обычно регулируются конституциями и могут быть конкретизированы в законах (нередко конституционных или органических). В большинстве стран К.с. формируются высшими гос-ными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно. Отношения, связанные с организацией и деятельностью К.с. определяются их регламентами, принимаемыми самими К.с.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ (англ. Supreme Court of RF) - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции, и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов РФ, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов, и дает разъяснения по вопросам судебной практики. B.C. РФ состоит из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей (ст. 126 Конституции РФ*).

Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»** (ст. 19) B.C. РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

B.C. РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда 2-й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

B.C. РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Полномочия, порядок образования и деятельности B.C. РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

В составе B.C. РФ действуют: Пленум B.C. РФ; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по уголовным делам; Военная коллегия; Президиум B.C. РФ. Пленум B.C. РФ является коллегиальным органом, направляющим и координирующим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии B.C. РФ действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых B.C. РФ (его судебными коллегиями) по 1-й инстанции, определяется в соответствии с ГПК* и УПК*. Президиум B.C. РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики.

Акты B.C. РФ как высшего судебного органа окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.

Судебный департамент при B.C. РФ и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества и предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

 

Арбитражный суд — в РФ и ряде других стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, гос. органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В порядке особого производства арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами. Систему арбитражных судов в РФ составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; 10 федеральных арбитражных судов округов, 20 арбитражных апелляционных судов и 81 арбитражный суд в субъектах Российской Федерации.

 

В период активной фазы развития мирового финансового кризиса, как никогда остро, ощущается проблема взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, государством и простыми потребителями. Нарушение условий договорных отношений, усиливающийся контроль со стороны государства, желание потребителей экономить — все это разрушает и без того хрупкий рыночный баланс. На первый план в таких условиях выходит роль судебной системы Российской Федерации. Оперативное создание судебной практики, недопущение расхождений в толковании законодательства, будет служить фактором препятствующим развитию неконтролируемых противоправных действий со стороны участников рыночных отношений.

Важно отметить деятельность государства направленную на противодействие коррупции в органах государственной власти, которая вышла на новый уровень именно в период кризиса. Хозяйствующие субъекты, в надежде экономить средства, естественно пытаются найти выход в преодолении барьеров, путем дачи взяток. Судебная система оперативно отреагировала на действия законодательной власти и создала практику применения антикоррупционных законов.

Однако остаются актуальными проблемы связанные с соблюдением сроков рассмотрения дел в судах различных уровней, истцам и ответчикам приходится ожидать рассмотрения споров по несколько месяцев. Это влечет за собой финансовые потери, которые связаны с возмещением упущенной выгоды. В невыгодной ситуации оказываются и истцы и ответчики. Первые в результате огромной задержки по времени, с момента наступления убытков и до момента их компенсации (пусть и в полном объеме). Вторые в результате значительно увеличивающихся потерь связанных с затягивающимся исполнением решений суда.

 

37. Проблема контроля в государственном управлении: сущность, формы, болевые точки.

 

Государственный контросль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и иных правовых актов, издаваемых органами государства, контроль со стороны государственных органов за правомерным ведением финансово-хозяйственной деятельности, уплатой налогов. Г. к. осуществляется различными органами. Традиционно контрольные функции были в основном прерогативой парламента, однако в последнее время во многих государствах получили распространение внепарламентские (но действующие от имени парламента) контрольные инстанции (омбудсманы, счетные палаты и т.п.), возросла роль органов административной юстиции. Во всех государствах широкими правами контроля обладают министерства финансов. В РФ в настоящее время существует следующая система органов Г. к.: конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд РФ, финансовый контроль — Счетная палата (наряду с Министерством финансов и Центральным банком РФ), контроль за соблюдением прав человека — Уполномоченный по правам человека, парламентский контроль (в условиях ограниченных Конституцией РФ полномочий) осуществляют палаты Федерального Собрания и парламентские комиссии по расследованию, ведомственный и межведомственный контроль — специальные контрольно-инспекционные органы Правительства РФ, министерств и ведомств, межведомственные комиссии, контроль за соблюдением избирательных прав граждан — Центральная избирательная комиссия РФ.

виды государственного контроля: 1) президентский контроль; 2) контроль органов законодательной (представительной) власти; 3) контроль органов исполнительной власти; 4) судебный контроль.

Контроль в современной России испытывает немалые труд­ности. Проблемы контрольной деятельности в нашей стране мно­голики, но большинство из них так или иначе связано с явно не­достаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая менеджеров предприятий, государственных и муниципальных чи­новников и, что особенно тревожно, конкретных исполнителей.

 

В многочисленных предлагаемых вариантах реформы эконо­мики на всех уровнях управления, как правило, отсутствуют подпрограммы контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.

 

Совершенствование практики государственного и иного контроля должно основываться на триедином подходе, одновре­менной работе по трем направлениям: развитию теории контро­ля; обучению кадров управления владению научными основами контроля; рационализации всей системы контроля. Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключаю­щийся в переходе от формального к реальному контролю.

 

Суть совершенствования контрольной деятельности государ­ственных, общественных и хозяйственных органов должна заклю­чаться прежде всего в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально вы­полнить. Там, где органы управления взяли на себя невыполни­мый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качест­ва, он перестает быть эффективным.

 

39. Законодательный процесс: сущность, принципы, этапы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.

 

четыре основополагающих принципа:

- Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей.

- Принцип понятийной определенности

9 Язык закона - единственный способ выражения мысли законодателя)

- Принцип модальной сбалансированности («разрешено», «требуется» («обязательно»), «запрещено»)

- Принцип ретребутивной обеспеченности (Ретрибутивная обеспеченность, что в переводе с латыни означает воздаяние, возмещение, оплата, является функциональной спецификой права, условием - его эффективного действия)

 

40. Конфликт между населением и органами государственного управления: сущность, причины, виды. Состояние в России.

Конфликты между государством и населением (проблема легитимности). Если государственная власть не отвечает интересам народа, не обеспечивает эффективность управления, то она теряет авторитет у населения. Падение авторитета власти, ее престижа, утрата общественного доверия – это острые сигналы конфликта между властью и обществом. Наиболее характерный конфликт – гражданское неповиновение, массовые протесты, выступления, демонстрации, пикетирование, забастовки. Еще опаснее создание альтернативных структур власти, незаконное наделение теми или иными правами общественных объединений, съездов, национальных конгрессов, формирование вооруженных отрядов. Все эти действия свидетельствуют о недоверии официальным властям и стремлении решать дела по собственному усмотрению. В этой связи резко обостряется проблема легитимности (т.е. правомочности власти) в ее теоретическом и прикладном аспектах.

Конфликт между чиновниками и гражданами. Государство реализует свои функции через государственную службу. Обеспечивая результативность органов государственной власти, содействуя реализации законов, защищая права и законные интересы граждан и, тем самым, связывая общество и государство, государственная служба призвана отвечать за прочность и стабильность государственной жизни, реализацию на деле демократической сущности государства, поддержание жизнедеятельности и устойчивости общества в целом. Но, когда государственные чиновники подменяют служение общенациональным интересам своими корпоративными интересами, мы получаем один из самых значительных видов конфликтов в системе государственного управления – конфликт между гражданами и государственными служащими, поскольку нарушается система обратных связей между обществом и государством.

 

41. Государственная политика: сущность, принципы, проблемы формирования.

Государственная политика - основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политики.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Проводимый в странекурс на переводроссийской экономики на инновационный путь развития невозможен без формирования национальной инновационной системы, которая включает в себя совокупность государственных, частных и общественных организаций, образующих инфраструктуру инновационной деятельности и механизмы их взаимодействия, с помощью которых осуществляется создание, хранение, продвижение и освоение новых знаний, продуктов и технологий. Россия вступила на инновационный путь развития как единственно возможный для создания конкурентоспособной экономики. В стране имеются все предпосылки для реализации программы научно-технического развития на ближайшую перспективу: значительный научный задел, инновационный потенциал, активно развивающаяся национальная инновационная система. Национальная инновационная система состоит из элементов (государственных, частных, общественных организаций) различной направленности действий и связей, обеспечивающих взаимодействие этих организаций в процессе получения, накопления, распространения знаний, создания на их основе конкурентоспособной продукции и удовлетворения общественных потребностей.

 

42. Современные тенденции изменения государственного управления в мире.

Государственное управление изменяется вслед за преобразованиями, которые протекают в обществе.
Современные теории государственного управления содержат универсальные принципы, применимые для любых государств. Наблюдается тенденция к конвергенции государственных систем и моделей управления. В основном образцом для подражания служит опыт англо-саксонских стран. Однако причины заимствований в государственном управлении следует искать в процессах глобализации. В настоящее время в качестве целостной системы выступает не отдельная страна, а мировое сообщество в целом. Процессы, происходящие на мировом уровне, немедленно отражаются на развитии многих стран. С этим приходится считаться правительствам государств, не только активно выступающих на международной арене, но и странам, которые сталкиваются с многочисленными внутренними проблемами вследствие изменений в международной политике. Конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») — процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромисса, стабилизации.

 


43. Социальный механизм осуществления государственного управления (проблема формирования публичной политики).

Публичная политика – понятие для российской политической науки новое. В развитых странах этот термин устоялся. На западе он трактуется следующим образом: с одной стороны, под понятием публичной политики понимаются новейшие технологии политического менеджмента, применяемые для анализа и оценки результатов и последствий принимаемых государственных решений в различных сферах вкупе с соответствующими государственными расходами. Такой «проектный» подход подразумевает и экспертизу государственных решений со стороны заинтересованных групп и независимых экспертов. Подобные модели принятия решений и оценки последствий, результатов (цели, задачи, сроки, планируемый результат, обоснованные расходы) применяются и в практике правительственных структур Европейского Союза.

В западной политологической литературе сохраняются и более традиционные трактовки публичной политики. Так, для объяснения данного феномена сопоставляются два понятия (имеющих в русском языке один и тот же перевод!) – «politics» и «policy».

Если первое понятие в самом общем смысле подразумевает «план действий», будь то индивид, группа, бизнес или правительство, то второе понятие, «публичная политика», – это легитимные, принятые со всеми надлежащими процедурами, и формальные (оформленные в правовых документах) решения правительственных органов.

Такое понимание публичной политики в советской и постсоветской традиции было замещено понятием «государственная политика». Кстати, в России XIX века термин «публичный» применительно к решениям и статьям бюджетных расходов центральных и губернских органов власти, затрагивающих интересы каких-то слоев, социальных страт населения, применялся достаточно широко и не вызывал затруднений с соответствием русскому языку того времени.

Как явление политической культуры, «государственная политика» в советской традиции, что во многом унаследовано и постсоветской Россией последнего десятилетия, подразумевает закрытость процесса принятия решений. Непроницаемая «государственная машина» радует или огорчает своими телодвижениями подданных, во многом не отвечая за результаты.


44. Административная реформа в РФ: сущность, этапы, проблемы реализации.

Администрати́ вная рефо́ рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.