Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление результатов диссертационного исследования в научную статью






 

Научная статья, является строго структурированным текстом характеризующимся стилистической и жанровой спецификой. Принятые в научном мире достаточно жесткие правила изложения научных идей требуют от молодого ученого обращения особого внимания на овладение навыками оформления результатов своих научных поисков в научную статью. Особенно это важно при написании статьи в журналы, входящие в список, рекомендуемый ВАК, так как эта статья является своего рода презентацией основных выводов проделанного диссертационного исследования.

В данном разделе методического пособия представлены рекомендации по написанию и оформлению научной статьи в соответствии с существующими ГОСТами рецензируемых профильных научных журналов.

Специфика педагогической науки не меняет общих правил написания научной статьи. Она должна быть четко структурирована (постановка проблемы, изложение процесса решения проблемы, выводы), выдержанна в стиле научного письма (объективность, понятийная точность, краткость, абстрактность) и соответствовать принятым нормам оформления текста.

Языковая и коммуникативная специфика научного изложения определяется его целевым назначением, а именно текст должен быть максимально понятен адресату. Научная информация нуждается в особом пояснении и соблюдении текстовых норм. Статья в научном журнале должна отражать итоговые или промежуточные результаты исследования проведенного в рамках выбранной автором теоретической концепции. Ее изложение подчиняется заранее продуманному плану, причем все части статьи должны быть логически связаны между собой. Научный текст – это прежде всего цепь рассуждений и доказательств, где необходимо четко обозначать причинно-следственные связи.

Кроме того, необходимо отметить, что исследователь ответствен за достоверность и корректность публикуемого материала. В связи с этим автор должен перед представлением научной статьи в редакцию журнала соей работы тщательно провести самостоятельное критическое редактирование текста. В данном процессе стоит обратить особое внимание на аргументацию актуальности выбора проблемы, мотивацию отбора научной информации, точность ее передачи и обоснованность итоговых выводов.

Первая и одна из самых сложных задач, которая стоит перед автором – это формулировка названия научной статьи. Корректное название статьи должно отражать, с одной стороны, принадлежность исследования к определенной области научных знаний, с другой – конкретную проблему, важную именно для данной работы. В названии статьи допускается использование метаграфических средств (тире, двоеточие, скобки) и нежелательно употребление союза «И», так как он лишает название проблемности. Исследователь, который заинтересован в том, чтобы его статью прочитали, обязательно должен найти адекватный заголовок своим научным материалам. Название статьи, публикуемых в журналах, входящих в перечень ВАК, переводится на английский язык.

После названия в научной статье следует по принятым правилам аннотация на русском и английском языках. Аннотация представляет собой краткое изложение основного содержания работы, состоящая из не более 150 слов. Данный текст, как правило, создается после написания статьи и включает набор наиболее информативных предложений, которые обозначают цель, основные задачи и выводы проведенного исследования.

Обычно за аннотацией перед основным тестом научной статьи размещают перечень ключевых слов (7 - 8) также на русском и английском языках. В перечень могут входить как базовые термины статьи, так и применяемые в ней устойчивые словосочетания, структурирующие текст научной статьи.

Типовая модель структуры научной статьи представляет собой иерархию логико-смысловых частей текста (введение, основная часть, заключение, примечание). Данные части делятся на абзацы (обычно 3 на странице) и предложения (рекомендуется не более 4 строчек). Подобное членение является объемно-прагматическим и обеспечивает логическую организацию сообщения.

В членении научной статьи объединяются как формальный, так и смысловой аспекты. Продуманность последовательности и объема частей текста обеспечивает адекватность понимания читателем презентуемых автором своих научных идей.

В введении формулируется проблема исследования, ее актуальность, а также определяются методы, с помощью которых данная проблема будет решена. Стоит обратить внимание, что в педагогической науке проблема выявляется на основе несоответствия между современными общественными запросами и существующей системой образования. В введении также необходимо определить научную школу, в рамках которой осуществляется исследование, и обосновать, в силу каких причин достижения данной научной школы являются оптимальными для решения поставленной автором статьи проблемы.

Основной раздел статьи содержит описание проведенного исследования, направленного на решение сформулированной во введении научной проблемы. В тексте принято выделять две основные составляющие, а именно: вертикальную структуру и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура научной статьи создается формально-тематическим содержанием, начиная с общего замысла, который развертывается в более мелких фрагментах текста (подтемы). Вертикальная структура текста отражает авторское представление об описываемом объекте исследования и его компонентах.

Горизонтальная структура научной статьи определяется формальными и смысловыми связями между высказываниями. Формальная связанность текста достигается с помощью таких языковых средств, как союзы, повторы основных терминов, слов-заместителей, согласования временных форм.

Смысловое единство текста обеспечивается логической последовательностью изложения, логическими связками, использованием стереотипных формул, отсылками к другим частям статьи. Описание в научной статье выдвигаемой автором концепции должно быть терминологически и методологически непротиворечиво, теоретически обоснованно и информационно полно. Сформулированную на этой основе научную позицию необходимо отразить в описании собственной концепции, где обоснованность проведенного научного анализа подтверждается грамотным прямым или опосредованным цитированием. Причем ссылки на научных предшественников нецелесообразно ограничивать простым пересказом их суждений. Обращение к той или иной ранее высказанной концепции должно быть мотивировано логикой статьи. В авторскую задачу обязательно включается либо развитие выводов процитированного ученого, либо аргументированное их опровержение.

Для научной статьи необходимым является ранжирование информации на главную, фоновую, дополнительную и метаинформационную. В связи с тем, что любая научная статья представляет собой гипертекстовое образование, его содержательная «многослойность» должна быть корректно представлена адресату статьи.

В заключении статьи формулируются основные выводы проведенного исследования. В данном разделе необходимо доказательно представить значимость полученных результатов решения обозначенной в начале статьи научной проблемы. Кроме того, в заключении обозначаются возможные дальнейшие направления данного исследования.

В примечаниях статьи дается материал, дополняющий основной текст, уточнения, разъяснения, ссылки, выведенные из основного текста. В примечаниях обязательно должна быть представлена информация об использованной литературе. Она оформляется в форме списка, в котором фамилии авторов перечисляются в алфавитном порядке. Если в списке указаны несколько изданий одной и той же работы, они располагаются в обратнохронологическом порядке. Если же в списке присутствуют несколько работ одного и того же автора, то они ставятся по алфавиту, исходя из первой буквы их названия.

Одним из важнейших критериев научной достоверности представленных в статье материалов является цитация. Автор на основе цитирования актуализирует научную преемственность, опираясь на уже известные в науке знания. В статье могут быть использованы такие формы цитирования, как опосредованное цитирование или сноска (упоминание автора или источника в примечаниях), точное цитирование (цитата заключается в кавычки) и косвенное цитирование (краткое изложение основных положений автора или источника).

Включение в текст цитат должно быть строго мотивировано самим содержанием статьи. Цитирование способствует дополнительной аргументацией значимости высказанной научной идеи и подчеркивания достоверности научных результатов. Кроме того, обращение к различным точкам зрения ученых по рассматриваемому вопросу придает изложению необходимый для научной статьи проблемный характер.

Цитаты в научном стиле, как правило, вводятся при помощи активных конструкций, в основе которых такие глаголы, как считать, утверждать, отмечать, подчеркивать. Стоит специально подчеркнуть, что при любой форме цитирования не допускается искажение мысли автора или помещение его высказывания в иной смысловой контекст.

Правила научной этики предполагают не только корректность в цитировании, но и отсутствие категоричности собственных высказываний. Диалогичность является одним из неотъемлемых приемов научного письма. Диалогичность предполагает использование вопросов, обозначение возможной позиции адресата, сомнения автора в некоторых выдвигаемых им положениях. Следует заметить, что в последнее время наиболее распространенным стало использование в научном тексте определенно-личных, безличных или неопределенно-личных односоставных предложений (без местоимений «я» или «мы»)

Привлечение потенциального читателя статьи достигается, в том числе, созданием научной интриги. Автор должен построить свой текст таким образам, чтобы адресат дочитал статью и при этом у него не возникло желания пропустить некоторые абзацы. Усилению адресованности научной речи способствует также употребление таких метаоператоров, как «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны…с другой стороны», «наконец», «в целом», «следовательно», «таким образом».

Для точного понимания научного текста необходимо актуализировать в нем наиболее важные фрагменты. Это возможно достичь с помощью определенного набора конструкций («стоит обратить внимание», «особо отметим», «важным моментом», «одним из принципиальных вопросов»). Авторы статей могут также сделать более понятной сообщаемую ими научную информацию с помощью специальных пояснений, уточнений и определений.

Уважение к читателю как коммуникативному партнеру проявляется и в мегаграфическом оформлении текста. Рекомендуется при необходимости использовать шрифтовые возможности, пунктуационные и символические знаки, выделение актуальной информации с помощью подчеркивания и отступов.

В заключение данных методических рекомендаций приведем перечень наиболее типичных ошибок, допускаемых при написании научной статьи.

1. Нарушение последовательности изложения.

2. Выбор неадекватных понятий, приводящих к смысловой неточности.

3. Нарушение связности между частями текста.

4. Отсутствие четко сформулированной проблемы в начале научной статьи.

5. Расплывчатость выводов и неясность формулировок.

6. Несоответствие выводов заявленной проблеме.

7. Усложненная форма подачи информации.

8. Отсутствие проблемности в изложении материала.

9. Неоправданные отступления от описания заявленного предмета исследования.

10. Небрежность в цитирование или частое использование прямого цитирования.

Литература

1. Беляева Л.Н., Шубина Н.Л. Научная статья и ее жанрово-стилистические особенности. СПб., 2007.

2. Манаков Н.А., Маскальчук Г.Г. Ваша первая научная работа. Оренбург. 2006.

3. Совко И.Э. Русский язык. От фонетики до текста. Минск. 2005.

4. Сухая Е.В. Тексты первичной и вторичной информативности в сфере научной коммуникации. Вестник МГОУ. Сер. Лингвистика. 2011. № 3.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.