Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы государственного строя Японии






Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора. Согласно ст. 1 конституции император является сим­волом государства и единства народа, статус которого определяется волей наро­да, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:

• является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда импе­ратора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственны­ми церемониями, уходящими корнями в средневековье);

• не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнитель­ной силы решениям других государственных органов);

• император, в частности, промульгирует законы и правительственные ука­зы. созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, прини­мав г верительные грамоты от иностранных послов.

Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к стар­шему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет соб­ственное летоисчисление.

Организационным обеспечением деятельности императора занимается осо­бый орган - Совет императорского дома.

Высшим органом государственной власти Японии и единственным зако­нодательным органом государства является парламент, состоящий из двух па­лат: Палаты представителей и Палаты советников.

Палата представителей («нижняя» палата) состоит из 500 депутатов, кото­рые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3 - 5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за 1 кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1-го по 3-е (по 4-е, 5-е) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей.)

Палата советников («верхняя» палата) состоит из 252 депутатов (советников):

• 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с гра­ницами префектур (то есть советники избираются от префектур), по систе­ме единственного непередаваемого голоса;

• 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

• срок полномочий Палаты советников - 6 лет;

• каждые 3 года переизбираются половина советников.

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

• право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников - с 30 лет;

• кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллоти­рующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Пала­ту советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голо­сов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

• избирательная кампания очень короткая - 2 недели;

• в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других канди­датов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

наиболее распространенная форма агитации - выступления в округе и встречи с избирателями;

как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Япо­нии - конкуренция уже сложившихся репутаций;

• распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов - дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

Главные функции парламента - принятие законов, бюджета, формирование правительства. «Верхняя» Палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий - 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, не может быть распущена.

«Нижняя» Палата представителей, наоборот, может быть досрочно распуще­на императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в Палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально - раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государствен­ных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр Японии - ключевая фигура Кабинета министров. Премьер-министр фактически является действующим руководителем страны. Формиро­вание Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности фор­мирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

• согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победив­шей на выборах;

• половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

• назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на прак­тике почти все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновре­менно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями;

• Кабинет министров, как правило, заседает тайно;

• решения принимаются только консенсусом - единогласно;

• за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение воту­ма недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

• при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо цели­ком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; на практике пра­вительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

• Кабинет министров Японии - недолговечное образование, в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет;

• согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоян­но меняться: министры - каждый год, премьер-министр - каждые два года;

• министры в первую очередь являются представителями парламента (и пра­вящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как прави­ло, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

• это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждо­го министерства стоят сам министр и два его заместителя - политический и административный; политический заместитель, как и министр, - предста­витель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы - в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают политические партии и их кандидаты. В этой связи актуален вопрос о партийной системе Японии.

Длительное время, в течение 38 лет (1955 - 1993 гг.) в Японии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, каковой являлась Либерально-демократическая партия. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министер­ских постов, определяли внутреннюю и внешнюю политику страны.

ЛДПЯ - партия крупного бизнеса, высшей бюрократии, предпринимателей. Будучи долгое время единственно правящей партией, ЛДПЯ тем не менее име­ла множество течений по своему составу: в партии насчитывалось 6 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии.

В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянны­ми расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вто­рых, выросли и окрепли другие политические партии и движения:

• Социал-демократическая партия Японии (создана в 1945 г., в 1945 - 1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии);

• партия «Комэйто» (чистой политики) - основана на буддистских идеях;

• Партия демократического социализма;

• Коммунистическая партия (маловлиятельна как в прошлом, так и в насто­ящее время);

• партия «Сакигакэ» - отколовшаяся часть ЛДПЯ.

Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирую­щей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается классическая двухпартийная си­стема (по образцу США, а больше - Великобритании), где соперничают две основные партии - правоцентристская (либеральные демократы) и левоцентристская (социал-демократы).

Япония - унитарное государство, административно-территориальными единицами которого являются:

• Токийский столичный округ;

• остров Хоккайдо;

• 43 префектуры.

В префектурах (областях) избираются местный представительный орган и губернатор.

Судебную систему Японии составляют:

• 50 окружных судов;

• 8 высших судов:

• Верховный суд;

•суды по семенным делам (в том числе рассматривают дела о преступлени­ях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

• дисциплинарные суды - рассматривают незначительные гражданские и мел­кие уголовные дела.

Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

• состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

работает либо пленарно (кворум - 9 человек), либо по отделениям (5 чело­век каждое, кворум - 3);

• является высшей судебной инстанцией:

• осуществляет конституционный контроль;

• дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.

Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголо­суют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

Однако практика пересматривать конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.