Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая готовность к школьному обучению






Готовность к систематическому обучению в школе – важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход ребенка к новой для него позиции школьника.

Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Кризис 7 лет непосредственно связан с готовностью ребенка к школе.

Социальная ситуация развития

До семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно – личностным.

Ведущая деятельность

Игра как освоение норм поведения и деятельности людей.

Основные новообразования

Иерархия мотивов, произвольность поведения, но непроизвольность всех психических процессов, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, «интеллектуализация аффекта» (Выготский Л.С.), внутренняя позиция (Божович Л.И.). Центральное новообразование – соподчинение мотивов, самосознание, произвольность.

Кризис 7 лет

Основные симптомы: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентировочная основа поступка, утрата детской непосредственности. Внешне он проявляется в демонстративности, манерничаньи, кривляньи. Этот кризис называют рождением социального «Я» в ребенке.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

4. Каковы этапы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте?

5. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

6. Каковы особенности развития воображения в дошкольном возрасте?

7. Каковы этапы развития речи в дошкольном возрасте?

8. Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

9. Какова сущность психологической готовности к школе?

10. Что включает в себя понятия «школьная зрелость»?

11. В чем сущность кризиса семи лет?

Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. Ярославль. 2000.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999. (кризис 7 лет).

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб. – 1999.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1996.

6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль. 2000.

7. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. Ярославль. 2000.

8. Крайг Грейс. Психология развития. СПб, 2000.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.