Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психических процессов






Восприятие. Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в ходе которой он учится ориентироваться на цвет, форму, размеры предметов. Постепенно ребенок переходит от внешнеорудийной ориентировки в свойствах предметов к зрительной. В памяти ребенка сохраняется представления воспринятых им ранее предметов, которые в дальнейшем выступают в качестве эталонов при восприятии новых предметов (зелёный «как огурец», круглый «как шарик» и т.д.). Узнавание предметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали.

К концу раннего возраста ребенок усваивает представление об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, круг, овал), основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), развивается фонематический слух. Ребёнок, воспринимая слово, ориентируется уже не на его ритмическую и интонационную стороны, а выделяет отдельные звуки родного языка (сначала гласные, а затем согласные).

Внимание становится более устойчивым, ребенок теперь может заниматься интересной для него деятельностью до 8-10 минут; оно удерживается не только на предметах, но и на речи (слушает песенки, сказки, стихи), на музыке (восприятие музыки должно поддерживаться собственными движениями ребёнка в такт).

В целом внимание носит непроизвольный характер; ребёнка привлекает новизна, яркие признаки объектов. Объем внимания остаётся узким (если что-то рассматривает, то перестаёт слушать).

Память. Развивается образная память (ребёнок узнаёт близких людей по голосу), вербальная память (растёт словарь, усваивается грамматика родного языка). Память постепенно освобождается от восприятия. Если младенец не столько вспоминает, сколько узнает знакомые объекты, то в раннем возрасте он способен к воспроизведению (ищет мяч под диваном, если он укатился туда накануне).

Развитие получает долговременная память. В начале второго года жизни ребёнок узнаёт знакомых людей после 1, 5 -2 месяцев разлуки, к концу третьего года жизни этот период возрастает уже до 1 года и более. Формируются первичные исполнительные действия (застегивание пуговиц, умывание и т.п.). Однако эти действия в раннем возрасте не превращаются в устойчивый навык и быстро забываются с прекращением повторений.

Память носит непроизвольный характер, ребёнок не может выполнить специальных действий с целью запомнить. Основным фактором в запоминании является частота повторений и включение активных действий самого ребёнка (при заучивании стихотворения - притопывание в такт, хождение в круге и т. п.).

Воображение в раннем возрасте развивается в связи с сохранением, накоплением в памяти впечатлений, представлений и носит воссоздающий характер. Оно проявляется в том, что ребенок узнает знакомые предметы на картинках, сопереживает героям рассказов, сказок. Появляется способность к преобразованию образов восприятия, в одном предмете начинает видеть другой (палочка превращается в лошадку, кубик – в мороженое и т.п.).

Основной особенностью мышления в раннем возрасте является его наглядно-действенный характер. Ребенок устанавливает существенные связи и отношения между предметами путем практических проб. Например, если ломается механическая игрушка, ребенок тут же начинает ее трясти, крутить ее части, как бы методом проб и ошибок пытаясь ее исправить. Однако уже в раннем возрасте делаются попытки разрешить проблемную ситуацию.

Оперируя образами, ребенок планирует собственные действия, прогнозирует результат. Это дает основание говорить о возникновении наглядно-образного мышления.

Социальная ситуация развития

Ребенок – предмет – взрослый. Разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого: ситуация «Мы» (Л.С. Выготский). Наступает этап психологического отделения от матери.

Ведущая деятельность

Предметно – манипулятивная.

Ребенок не играет, а манипулирует с предметом, сосредоточиваясь на действии.

Основные новообразования

Развитие речи. Предметная деятельность. Прямохождение.

Центральное новообразование – возникновение сознания. Обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности.

Кризис трех лет. В литературе получил образное название «Я – сам!» Основные симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.

Кризис 3лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к взрослым.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Какова характеристика кризиса новорожденности?

2. Какова сущность понятия «комплекс оживления»?

3. Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода.

4. Что включает в себя кризис первого года жизни?

5. Чем характеризуется социальную ситуацию развития в раннем детстве?

6. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве?

7. Какая деятельность является ведущим видом деятельности в раннем детстве?

8. Какова характеристика кризиса трех лет?

 

Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.

3. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998.

5. Крайг Грейс. Психология развития. С-Пб, 2000.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. М., 2001.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.

9. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

10.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.

11.Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.