Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивный подход к изучению развития






Специфика когнитивного подхода заключается в исследовании всего многообразия процессов, происходящих в человеческом развитии, через призму развития когнитивных функций, и прежде, всего интеллекта. Один из основоположников когнитивного подхода, великий швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект человека как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию (приспособление) человека к условиям своей среды. Он полагал, что структура нашего интеллекта, способы образования и существования понятий, причинные схемы имеют в основе «внутреннее устройство» мозга. Он ввел такие определения, как: ассимиляция – включение нового объекта в старую схему, аккомодация – приспособление самой схемы к новому объекту.

В исследованиях Ж. Пиаже показано своеобразие детского мышления, как оно меняет свой характер на протяжении детства. Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. Процесс развития интеллекта представляет собой последовательное продвижение через 4 качественно различные стадии.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Речь не развита Представления отсутствуют, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Интеллект опирается на данные органов чувств и телесные движения.

2. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) – она начинается в то время, когда ребенок начинает говорить. Мышление имеет тенденцию чрезмерной конкретности; не способен к доказательству, рассуждению. Не рассуждая, ориентируется на внешние признаки объектов. Развит эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает внешний мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) связана со способностью к рассуждению, доказательству. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность.

4. Стадия формальных операций (от 12 лет) – высший период интеллектуального развития. Подросток приобретает возможность оперировать абстрактными понятиями, также как взрослый. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Итак, основными закономерностями возрастной периодизации Ж. Пиаже являются следующие:

1. Стадии развития целостны и внутренне структурированы.

2. Операции, присущие высшей стадии, надстраиваются над низшими, которые входят в них как компонент.

3. Порядок следования стадий остается постоянным.

Пиаже считал, что когнитивное развитие ведет за собой все остальные сферы и в своих работах проследил взаимосвязь интеллектуального развития с моральным развитием, развитием чувств, социальных отношений и т.д.

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы основные стадии психосексуального развития по З. Фрейду?

2. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?

3. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»?

4. Что такое эгоцентризм детского мышления?

5. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

6. Каковы четыре формы общения по Лисиной М.И.?

7. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.?

8. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б.

Литература:

1. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2003.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пос. М.: Изд-во Моск. соц-психолог. института: Воронеж, 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.