Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину






1 ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВА

Кризис новорожденности (Кризис отношения)

Младенческий возраст (0-1 год).

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение [ I тип].

Кризис одного года (Кризис мировоззрения)

Раннее детство (1-3 года)

Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная [II тип].

Кризис трех лет (Кризис отношения)

 

2 ЭПОХА ДЕТСТВА

Дошкольное детство (3-7 лет)

Ведущий тип деятельности – ролевая игра [ I тип].

Кризис семи лет (Кризис мировоззрения)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Ведущий тип деятельности – учебная деятельность [II тип].

Подростковый кризис (Кризис отношения)

 

3 ЭПОХА ПОДРОСТНИЧЕСТВА

Подростковый возраст (11-15 лет)

Ведущий тип деятельности – интимно - личностное общение (Д.Б. Эльконин, 1971), общественно–полезная деятельность, которая включает в себя трудовую, учебную, общественно-организаторскую, спортивную, художественную и т. д. (В.В. Давыдов, 1990) [Iтип].

Кризис 15 лет (Кризис мировозрения)

Ранняя юность. Старший школьный возраст (15-17 лет)

Ведущий тип деятельности – учебно–профессиональная [II тип]

Кризис 17 лет (Кризис отношения)

Формы общения по Лисиной М.И.

М.И. Лисина понимает общение как деятельность, направленную на субъекта. Она выделяет формы общения, свойственные детям различного возраста и показывает их взаимосвязь с ведущим типом деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь формы общения и ведущего типа деятельности

(по М.И.Лисиной)

 

Период Ведущая деятельность Форма общения
Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Ситуативно-личностное (0-6мес.)
Раннее детство Предметно-манипулятивная Ситуативно-деловое общение (6мес.-2 года)
Дошкольное детство Игра Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет)
Младший школьный возраст Учебная деятельность Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).
Подростковый возраст Интимно- личностное общение   ? (определите сами)

 

Итак, основные положения культурно-исторического подхода следующие:

1) Процесс развития – процесс непрерывного самодвижения, в ходе которого возникают качественно новые, не существовавшие прежде качества – новообразования возраста.

2) Развитие человека происходит под действием опосредованных самим ребенком воздействий среды.

3) Возраст как качественно своеобразный этап психического развития и единица анализа процесса развития характеризуется уникальным сочетанием социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности и основных новообразований развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.