Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические основы речи






Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, его тембр и т.д. Назовем основные группы механизмов речи: 1) механизм программирования речевого высказывания; 2) механизмы, связанные с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения; 3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова; 4) механизм выбора звуков речи; 5) механизм, обеспечивающий реальное звучание.

Виды речи. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. В диалогической речи большое значение имеют интонация, мимика и пантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятной для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта ее – логическая связанность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря интонационным средствам, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа и т.п.

Речь письменная – речь посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Развитие речи. Выделим основные аспекты развития речи детей: 1) развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Фонема – это самая маленькая часть языка. Фонематический слух – это способность к восприятию и дифференциации фонем (звуков) родного языка; 2) овладение словарным запасом: активный словарь; пассивный словарь; 3) овладение смысловой стороной речи (семантикой). Условия нормального, т.е. своевременного и правильного речевого развития ребенка: ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение. Только тогда ребенок может постоянно усваивать новые понятия. Важен учет сензитивных периодов в развитии речи. Расстройство речи называется афазией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.