Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных методов психологии






Основными методами психологии называют наблюдение и эксперимент. В чем специфика данных методов?

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды наблюдений: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное), выборочное и сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Компоненты процедуры наблюдения:

· определение задачи, цели;

· выбор объекта, предмета, ситуации;

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации;

· выбор способов регистрации наблюдаемого явления;

· обработка и интерпретация полученной информации.

Достоинства метода: наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.

Недостатки метода: наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений; исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность людей, психическое явление может и не проявиться, если не случайность; возможно нарушение объективности; невозможность быстрого сбора материала и проверки первоначальных фактов; трудность фиксации и интерпретации из-за описательной формы фиксации.

Эксперимент предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными. Виды эксперимента: лабораторный, естественный (Лазурский А.Ф. первый разработал методику «естественного эксперимента), полевой (при минимуме оборудования, в ситуации, близкой к естественной). Эксперимент констатирующий (констатация связей независимо от обучения и воспитания) и формирующий (прослеживающий изменения психики в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого). Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико – моделирующий. Эксперимент асссоциативный разработан К. Юнгом. Он базируется на изучении содержания, формы, скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое, пришедшее в голову слово.

Контрольные вопросы по теме:

1. Раскройте сущность подхода Ананьева Б.Г. к изучению человека.

2. Перечислите индивидные свойства человека.

3. Дайте характеристику субъекта деятельности.

4. Что такое индивидуальность человека?

5. Дайте определение личности.

6. Что такое метод? В чем специфика методов психологии?

7. Охарактеризуйте основные методы психологии.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001.

3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. – 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

4. Игры –обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского / / В четырех книгах. М.: Новая школа, 1994.

5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК, препод. пед. дисциплин. М.: Просвещение, 1985.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.