Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И это нормально?






Диссонанс вокруг нас

Аномально? Нет, нормально

И это нормально?

***

 

«Я очень хорошо помню тот день, когда все изменилось. Нет, никакого давно запланированного плавного поворота я не ощущала. Предчувствия приближающейся катастрофы тоже не было. Совершенно обычный выходной день. Мы с мамой радостные и довольные новыми покупками вернулись домой с магазинов. Я, как обычный тринадцатилетний подросток, отгородилась от общения с родителями плотно закрытой дверью и компьютерным монитором. Через несколько минут я слышу, как хлопает входная дверь и тишина...Где тугой звук поворота ключа? Почему никто не подходит? Из кухни доносится странный смех. Решив утолить свое любопытство, я вышла из комнаты и отправилась к источнику сомнительных звуков. Мама навзрыд плакала. Папы больше с нами не было. Не было и его вещей - он собрал их заранее. Иллюзия о том, что у нас счастливая семья - рассеялась за мгновение.»

Так Виктория-студентка третьего курса педагогического колледжа-описывает тот день, когда она узнала, что ее родители больше не будут жить вместе. Они разводятся. Эта сухая, диссонирующая между формой и содержанием фраза знакома очень и очень многим.

 

И даже если тема этой статьи вам не близка, по причине отсутствия личного опыта, я уверена, вокруг вас есть близкие люди, пережившие или переживающие развод. Ведь времена, когда расторжение брачного договора запрещалось законом, давно прошли. Сегодня статистика, которая ведется в ЗАГСах страны, неутешительна. На двести тысяч регистраций заключения брака приходиться полутора тысяч расторжения. Таким образом, процент разводов в России за 2011 год составил 80%. Эту цифру демографы объясняют тем, что в прошлом году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых. Демографический кризис и неблагополучие семей в тот период дают о себе знать.

 

Но давайте не будем удивляться и называть сложившуюся ситуацию аномальной. Очевидно, что в нашем обществе «разводиться» стало таким же нормальным, привычным делом, как и «вступать в гражданский брак» или просто «жить вместе», имея общую жилплощадь, детей и собаку, но разные фамилии. Именно христианское понимание «семьи» с её нерушимостью брачных уз, заботой и воспитанием детей своих, как цель и смысл жизни человека, обесценивается в обществе. Для молодых попросту становится неактуальным. Отсюда и выплывает эта страшная цифра в статистике.

 

Совсем другой вопрос: что со всем этим делать? Ведь и в решении разойтись, и в самой процедуре развода нет такой сложности и весомости, как в судьбоносном действии-разрушение семьи. Семьи, где плодом любви и доказательством ее недавнего существования остается ребенок. Как часто в порыве, безусловно, сильнейших эмоций «уставший от» или «уже все решивший», или «спешащий к» забывает о самом главном, самом ценном, что осталось от его брака- о детях...Уходит просто, хлопнув дверью, быть может, на работу навсегда. А покинутый ребенок все понимает и в 17 лет, и в 13, и в 4. Первая в его жизни трагедия, которая со временем не превратиться в призрак. Предательство любимого человека- тень, всегда за собой оставляющая следы, как бы далеко он не шел по жизненному пути.

 

***

Они не ягоды и не орехи.

Она не ягода и не орех.

Человек в законе природы.

 

Я люблю что они есть. В свободное время я со своей семьей гуляю на свежем воздухе и мы все смотрим на красивые облака. Моя семья всегда меня может поддержать, помочь если у меня например будет плохая отметка. Они обидятся, но они все равно меня любят. (Вероника 10 лет)

Моя мама всегда работает. Мой брат всегда играет. Моя бабушка всегда работает. Я очень расстроилась когда узнала что мама и папа разводятся. Мне было больно в душе. Сейчас, пройдя несколько лет я успокоилась. Но я очень скучаю по папе. Я стремлюсь к тому чтобы жить с папой. Я живу с мамой.(Настя 10 лет)

 

Ученики 3.1 класса средней образовательной школы Калининского района написали небольшой рассказ на тему «Моя семья». Большинство детей, как и Вероника, делились приятными воспоминаниями, признавались в любви к своим родным и даже благодарили их за восстановленную страничку «Вконтакте». На их фоне работа Насти выглядит, как крик о помощи. А помощь этому ребенку действительно нужна. Девочка, охарактеризовавшая свои личностные качества, отталкиваясь от имени, назвала себя «Нервной», «Артистичной», «Симпатичной», «Тактичной» и «Яркой». Если бы я проходила данный тест, думаю на процентов восемьдесят наши с тезкой ответы совпали. Очевидно, что у Насти высокая самооценка. Но ее внутренние ощущения не совпадают со «взглядами из вне». В классе девочка не имеет авторитета, с ней почти никто не дружит, многие даже не знают как зовут одноклассницу. Ее симпатии не взаимны. Не смотря на это Настя постоянно тянется к общению, особенно с окружающими ее взрослым людьми, ищет помощи и поддержки. К сожалению, и классный руководитель, и социальный педагог в школе безразличны к проблемному ребенку, потому что таких много и сменой фамилии после летних каникул уже никого не удивишь.

Результаты анкетирования мамы поражают! Женщина совершенно не представляет, как и чем живет ее дочь. По мнению матери, Настя примыкает к группе детей без проблем, в коллективе занимает временные роли, а в семье тянется к одному из родителей- тобишь к ней. На самом же деле девочка очень нуждается в своем отце, часто вспоминает о нем, стремиться встречаться с ним чаще. Дома ее окружает крайне неблагоприятная обстановка, поэтому Настя мечтает жить с папой.

Всех учеников 3.1 класса попросили нарисовать рисунки на темы: «Я дома», «Я в школе» и «Я на прогулке». Работа Насти снова выделялась на общем фоне-уже не кричала, а истошно выла. Не смотря на приличный выбор радужных красок девочка рисовала простым карандашом. Глядя на серые резкие штрихи, унылые лица и выведенные подписи к ним, (в школе- «я одна», дома- «я и собака», на прогулке- «я и велосипед») не нужно быть психологом, чтобы понять насколько одинок и потерян ребенок.

Макеева Оксана Михайловна- преподаватель психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена дала свою оценку сложившейся ситуации.
«Семья - это один из основных институтов социализации подрастающего поколения, под влиянием которого формируется личность ребенка. В случае Насти, асоциальная семья, где происходит воспитание девочки, оказывает негативное воздействие на ее развитие. В данной ситуации, проблемой должны заниматься специалисты. Ребенку нужна психологическая помощь и педагогическая поддержка, потому что существует опасность девиантного поведения в будущем.»

Конечно, Настя не единственный ребенок на планете, остро переживающий «неизведанное» человечеством. Но полное игнорирование проблем в семье и безразличие в «колыбели» могущественного социума не отдалит ни Настю, ни в целом наших детей от очевидного предсказания эксперта. Время, подростковый возраст, может, и пройдут, но рубцы в душе останутся у каждого и при удобном случае будут напоминать о себе, забытой боли, прошлых ошибках. Ребенок-не просто плод своих родителей. Он не ягода, не орех, который можно сорвать и сохранить в банке до лучших времен. Дети-цветы, безусловно, поникающие без солнечного света неравнодушия окружающих, но процесс увядания, засыхания возможен лишь в «оторванном» от родительского стебля состоянии. И кто сказал, что человек живет по своим законам?!

 

О сложности детской адаптации и необходимом участии в ней пап и мам напоминает и Оксана Михайловна. «Работу необходимо проводить также и с родителями», -утверждает она. «Существует ряд правил, которые нужно выполнять в процессе развода: заранее подготовить ребенка к тому, что близятся перемены, помочь ему преодолеть сложившуюся ситуацию вместе, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Также настоятельно рекомендуется объяснять своему чаду причину ухода из семьи на понятном для него языке. Любые потрясения такого рода неприятны и по-своему катастрофичны для детского сознания. Мамы и папы должны справиться со своими эмоциями, подумать о ребенке и вовремя встать на его сторону. Главное- не опоздать.»

 

 

Опоздали, но на ноги встала.

Она пресная, как вода, без соли в глазу.

 

«Я почувствовала безумный приступ гнева. Обуваюсь, одеваюсь, выбегаю из дома. За две недели до этого я в лесу с подружками пробовала курить сигареты. Помню, что мне очень не понравилось. И как раз, когда все это произошло, я пошла и купила себе первую пачку. Курю по сей день...Осознание глупости того подросткового поступка пришло очень скоро, но избавиться от вредной привычки не получилось. Все это произошло в том возрасте, когда ребенок хочет казаться взрослым, хочет жить взрослой жизнью, и все мои действия носили протестный характер. После папиного ухода с мамой отношения резко ухудшились. Начались сильные скандалы. У меня была цель- ежедневно её нужно было выводить из себя. Когда я видела, что она плачет, со спокойной душой уходила гулять или за компьютер. Я мстила маме за то, что папа живет с другой женщиной. Уже сейчас, когда мне девятнадцать лет, я понимаю ее, признаю свои ошибки, но прошлое не вернуть.»

Маленькая, но совсем неуютная. Ее внешность может заставить врасплох продавца на рынке, привыкшего называть таких «цыпочек» «сладкими». Она пресная, как вода. Без соли в глазу. Всегда пряма в своих суждениях, линейна в действиях. Никогда не услышишь от нее протяжных, местами даже влажных «мне так тяжело», «я очень устала», «жизнь-такая несправедливая штука». Вообще пенять, опираться, надеяться на других не в ее правилах. Все сочетания с этим скользким «на других» вызывает у нее недоверие. Получив в 13 лет ту заветную для большинства сверхопекаемых подростков свободу, Вика научилась правильно ею распоряжаться, повелевать собой и своей жизнью. Она самодостаточная, самостоятельная, стремящаяся к самореализации молодая девушка. Открытая, с нотками беспечности улыбка, роднит её с теми, для кого она просто интересна, возможно пригодится или жизненно необходима. С теми, для кого в процессе своей работы становится веселым другом, внимательным слушателем или близким по духу взрослым человеком. С детьми. Разными. Они же, в свою очередь, меняют ее «само» на «для» и заставляют почувствовать свою значимость и ценность в жизни маленьких «других».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.