Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее общее онтологическое понимание структуры и системы языка (в контексте проблемы тождества и различий)






Н.Грубером: «Онтология – это спецификация концептуализации»

Стоит пояснить, что под «концептуализацией» понимается строгое описание системы понятий, объектов 6 и других сущностей и отношений, связывающих их друг с другом.

 

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующих более сложное единство, рассматриваемое со стороны элементов - его частей, а под структурой - состав и внутренняя организацию иного целого, рассматриваемого со стороны его целостности.

Язык как система имеет реальное членение на элементы; его образующие, на разных уровнях. Наиболее общим и крупным оказывается членение языка на такие «элементы», которые при­нято называть фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом.

Между ними существуют и действуют мощные связи и отношения, ставшие давно предметом внимания лингвистики. Когда мы говорим “связи” то, очевидно", что предполагаем взаимодействие «связанных» элементов. Когда мы говорим “отношения”, то предполагаем, прежде всего, сходства и различия. Однако эти сходства и различия участвуют в организации целого, создают ту структуру отношений и «оппозиций», от которой зависит и целое, и элементы; между от­ношениями и связями нет непреодолимого рубежа.

а) Лексика и словообразование и связаны, и соотнесены по многим разным направлениям. Образование слов обязательно опирается на уже существующие слова, механизмы словообразования не может работать без такой опоры.

б) Словообразование оказывается связанным и соотнесенным также с морфологией: хорошо известно, что в пределах разных частей речи действуют свои автономные механизмы словообразова­ния.

При переходе на более низкий уровень членения языковой сис­темы элементами такого членения окажутся уже не главные области языкового механизма, а составные части - их грамматические, словообразовательные категории, лексические ряды и плас­ты, морфологические классы Отдельные языковые единицы - слово, морфема, предложение, фонема и т.п.

 

Возьмем для примера один из синонимических рядов современного русского литературного языка: думать, размышлять, раздумывать, помышлять, мыслить, мозговать, соображать. Этот ряд представляет собою одну из лексических микросистем (или микроструктур) внутри словарного состава. В этой микросистеме налицо ее «элементы», т. е. отдельные слова, затем - связи и отношения между элементами, возникающие преж­де всего на базе общности и различия лексических значений отдель­ных слов. Налицо также и целое - особый автономный: синоними­ческий ряд глаголов.

 

Уместно заметить, что зависимости связи и отношения между элементами языковой системы (значит, в частности, и зависимости между типами, моделями предложений) могут быть материальными и семантическими, функциональными и генетическими, двусто­ронними и односторонними, одноуровневыми и межуровневыми, обусловленными внешне и обсуловленны внутренне и т. д.

 

Функциональные связи и отношения между элементами языка обнаруживают себя в процессе функционирования в речи - это связи и отношения прежде всего парадигматические и синтагматические.

Парадигматические связи и отношения существуют между элементами системы языка в отвлечении от ее речевой реализации. Простейшие примеры таких связей и отношений дают нам парадиг­мы склонения или спряжения.

Синтагматические связи и отношения возникают, когда языковые элементы низшего уровня входят в состав элементов высшего уровня (фонема - в состав морфемы, морфе­ма - в состав слова и т.д.) или когда слова и предложения оказываются элементами связной речи.

Луи Ельмслев и его последователи внесли в науку идею коммутации как универсального отношения в любом языке - между единицами плана содержания и между единицами плана выражения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.