Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. «Трудовая деятельность в младшем школьном возрасте»




«Трудовая деятельность в младшем школьном возрасте»

Трудовое обучение в начальных классах школы — первая ступень политехнического обучения детей.
С первых лет школьного обучения и до конца пребывания учащихся в школе формируется у них коммунистическое отношение к труду, воспитывается желание и умение трудиться, любовь и уважение к труженикам.
Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные ценности, нужные обществу.
Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках труда, имеют очень важное значение для формирования у него более сложных трудовых умений.
Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую утомляемость организма ребенка.
Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию красивых, целесообразных и ловких движений.
Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся работают с большим удовольствием.
Еще в дошкольном возрасте у детей (особенно у мальчиков) начинает формироваться устойчивый интерес к машинам, технике, к людям, овладевшим техникой и управляющим сложными приборами.
Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся в нашей стране и труд при царизме и в современных капиталистических странах.
Дети учатся ценить счастливый и свободный труд советских людей в социалистическом государстве. Особенно велика роль учителя начальной школы в воспитании интереса к труду. Он рассказывает детям о героическом труде советских людей, воспитывая у них положительное отношение к труду и к людям труда.
Общественно полезный труд, труд в коллективе, отношения, создаваемые в коллективе — все это новое для ребенка. В начале учебного года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива. В процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива школы.
Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно полезным трудом школы (сажает цветы, деревья, ухаживает за ними и т. д.), он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые познает радость труда.
С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности. Это можно наблюдать, сравнивая учащихся I и II классов. Во II классе кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более сложные трудовые действия, мотивы и цели труда становятся шире и глубже.
Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности, интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Лич«ые мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых, общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в своей трудовой деятельности личными, потребительскими мотивами. Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для всех других, например, так может измениться трудовая деятельность школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для всего класса.
Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда, ценит такой труд, а в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение и господствуют над личными.
На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.
Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они, не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс труда, а качество работы — не очень.
Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники, проводят общественно полезную внеклассную работу, больше участвуют в коллективных мероприятиях школы. Хотя это участие и носит еще очень скромный характер, но имеет большое воспитательное значение, так как дает возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.
Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи, имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол, сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам семьи.
В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду. Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со взрослыми (дома, в колхозе, совхозе) изменяют взгляд ребенка на труд людей и на свой личный труд.
Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что трудовая деятельность создает наиболее благоприятные условия для познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает много нового.
Большое значение в связи с этим приобретает общественно полезный труд учащихся, особенно работа на опытных участках. Например, учащиеся III класса одной школы ухаживали за делянками льна и после этого с интересом рассказывали, что они узнали много нового об уходе за льном и теперь они знают, что будут делать на будущий год, чтобы получить лучший урожай.
У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников. Учащиеся III класса хотят видеть своими глазами, как происходит то или иное явление, у них возникает желание принять участие в интересном труде. Ученик сознает, что взрослый человек своим трудом может многое сделать. В своем стремлении делать самому ученик решает вопрос: «А что я могу?»
Если в процессе труда он получает нужный результат, ученик приходит к выводу: «И я могу». Сознание, что «я сам могу сделать», придает ребенку уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и приобретать новые знания.
Интерес и положительное отношение к труду формируются у школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются учителем. Так, например, IV классу учительница поручила яровизацию картофеля. Ученики на практике убедились, какую роль играют удобрения и яровизация в выращивании картофеля. Так формируются и закрепляются познавательные интересы личности.
Воспитательная ценность труда младших школьников особенно возрастает, когда общественно полезный труд учащихся сочетается с занятиями по труду в классе. Если, например, учащиеся, обучаясь шитью и вышивке, вышивают скатерти и салфетки и дарят их новоселам-целинникам, общественное значение работы вызывает у детей желание сделать ее как можно лучше.
В процессе труда растет активность учащихся, воспитываются новые черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной деятельности. Часто учителя делают «открытия», узнавая в процессе труда о способностях, склонностях своих учеников, об их умении трудиться и об их отношении к труду.
Если младший школьник не интересуется последствиями своего труда и работа для него является неприятной повинностью, которую он выполняет только под усиленным контролем учителя, исчезает воспитательное значение труда школьников.
Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда труд бесцелен, а продукты труда детей никому не нужны. Например, ученики III класса одной школы отказались работать на пришкольном участке, а когда их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру. Выясняя причину такого отношения школьников к труду, мы установили, что в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили овощи, цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а футбольное поле: посевы были уничтожены.
В трудовой деятельности школьников II и III классов все большее значение приобретают общественные мотивы. Личные мотивы еще имеют место, но деятельность учащихся значительно улучшается, когда их личные мотивы совмещаются с общественными.
Неорганизованный, бесцельный труд воспитывает у учащихся отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности: неаккуратность, недисциплинированность.
Неорганизованный труд вызывает у детей чувство досады, недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу.
В таких условиях воспитывается отрицательное отношение к труду не только у отдельных учащихся, но иногда и у всего класса. Организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовольствия, удовлетворения от труда и желание работать.
Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой последовательности — непременные условия организованного труда.
Систематическая работа и требования учителя, организующие труд детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.
Нам пришлось наблюдать, как некоторые учителя неверно понимают организованность. Так было на уроке, когда ученики I класса работали на пришкольном участке, сажали горох. Учительница выстроила детей около грядок, рассказала последовательность работы, строго определив этапы работы и дальше начала командовать: «Раз — все взяли в левую руку горох, два — взяли в правую руку палочку, три — присели» и т. д. Так был «организован» весь процесс посадки.
Эта неправильно понятая учительницей организованность труда превращена ею в муштру, сковывает инициативу ребенка, лишает его самостоятельности, не воспитывает радости труда. Настоящая организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и активности ребенка.
Начальная стадия организованности — подражание. Учитель показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок рабочее место, как спланировать работу, с чего начинать работу.
В процессе трудового обучения подражание вообще всегда имеет место: «Вот смотри, как делаю я, итак постарайся сам», — говорит учитель. Если школьник ошибается, учитель поправляет его и снова говорит: «Ты делаешь не так, как я говорил, посмотри еще раз и сделай правильно». На первых этапах обучения установка самого учителя требует от учащегося подражания. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.
Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, вначале при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность.
Однако следует отметить, что многие первоклассники и второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей последовательности трудового процесса, всех операций. Только систематическая работа учителя приучает учащихся запоминать последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность, используя свои знания.
Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость, целенаправленность — ценные качества личности. Организуя труд учащихся, учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон работы приучает школьников критически относиться не только к чужой работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства обиды.
Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в ее планировании. Школьник еще продолжает работать по плану, предложенному учителем, но постепенно приучается самостоятельно выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу, соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся постепенно вносит свое, личное новаторство — начинается пусть еще простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность, целенаправленность, организованность, которые при воспитательном воздействии учителя становятся привычными формами поведения учащегося.
Планирование приобретает все большее значение в трудовой деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности.
В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные различия учащихся.
Некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все равно ничего не получится» или: «Я не умею».
Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд — не учение, а забава.
Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.
И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и планируют свои действия, особенно если работа несложная и кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.
Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I—IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.