Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.4. Выразительные средства литературы и синтетических видов искусства






Основные понятия и термины по теме: слово, сюжет, композиция, метафора, гротеск, гипербола, лирика, эпос.

План изучения темы:

1.Характеристика выразительных средств литературы и синтетических видов искусства.

2. Коллективный характер синтетических видов искусства: театра, кинематографа.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Литература - вид искусства, в котором основным выразительным средством является слово. Содержание литературы: драматическое воспроизведение действия, эпическое повествование о событиях, лирическое самораскрытие внутреннего мира человека. Предшественник литературы - устное народное творчество.

Литература художественная, учебная, историческая, научная, справочная.

Основные жанры литературы (лирика, драма, эпос).

Драма – сюжетное произведение, написанное в разговорной форме без авторской речи.

Развитие элементов и составных частей литературного произведения и литературного процесса в ответ на изменения жизни.

Театр – вид искусства, в котором окружающий мир раскрывается через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства, его коллективный характер (творчество драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера).

Жанры театральных постановок: драма, трагедия, комедия, мюзикл, оперетта, водевиль и т.д.

Кинематограф (с греч. движение, пишу) – искусство воспроизведения запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Достижения науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии и рождение киноискусства на рубеже 19-20 веков. Кино и Время.

Синтетичность киноискусства (литература - сценарий, песни); живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме); театральное искусство (игра актеров); музыка, служащая эффективным выразительным средством дополнения зрительных образов.

Жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, исторический и т.д.

План художественного анализа театрального спектакля или кинофильма:

-Каково ваше общее впечатление от просмотренного спектакля (кинофильма)?

-Какова его общая идея?

-Кто является автором литературного сценария?

-Кто является постановщиком (режиссером)?

-Сравните режиссерский замысел с литературным произведением. Удалось ли режиссеру выразить основные мысли литературного произведения?

-Отметьте характерные особенности игры актеров. Какие персонажи, по вашему мнению, получились наиболее достоверными?

-Какие герои вызвали у вас позитивное (или негативное) впечатление? Объясните, почему.

-Что вы можете сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров? Отражают ли они время, в котором происходят изображаемые события?

-Какова роль музыкального оформления спектакля?

-Знакомы ли вам другие критические оценки данного фильма или спектакля? Согласны ли вы с ними?

-Каково ваше личное мнение?

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Охарактеризовать содержание понравившихся вам литературных, театральных, кинематографических произведений по предлагаемому плану: каково ваше общее впечатление, назовите имя автора (режиссёра, сценариста), опишите краткую историю создания, сюжет, драматургию; роль главных выразительных средств в создании художественных образов и передаче основной идеи произведения.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какое выразительное средство является ведущим в литературе?

2. Раскройте содержание понятий: «метафора», «гротеск», «гипербола».

3. Перечислите основные линии драматургического действия?

4. Какие виды искусства присутствуют в театре, кинематографе?

5. Какова роль литературы в создании театрального спектакля?

6. Какова роль музыки в создании кинофильма?

7. Кто из русских художников был известным декоратором?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.