Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3. Выразительные средства архитектуры и скульптуры






Основные понятия и термины по теме: композиция, форма, объём, масштаб, ритм, фактура, материал.

План изучения темы:

1. Характеристика выразительных средств архитектуры.

2. Характеристика выразительных средств скульптуры.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Архитектура (греч. - мастер, строитель) — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Зависимость формы архитектурных сооружений от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т.д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным искусством и др.

Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Содержание выразительных средств архитектуры: масштаб, ритм, фактура, пропорции. Роль каждого из выразительных средств в создании произведения архитектуры.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основные материалы в скульптуре (камень, бронза, мрамор, дерево). Современные материалы (сталь, пластик, бетон и др.).

Основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф).

Монументальная, декоративная, станковая скульптура.

Содержание выразительных средств скульптуры: объём, материал, фактура, масштаб, ритм. Роль каждого из выразительных средств в создании художественного образа и передаче замысла скульптурного произведения.

План анализа произведения архитектуры:

-Какое впечатление оказало данное произведение на ваши чувства и настроение?

-Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ?

-Что вам известно об авторе произведения и истории его создания?

-Определите принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

-Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия: «Польза. Прочность. Красота»?

-Назовите художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорция, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб.

-Определите принадлежность к виду архитектуры: обьемные сооружения (общественные, жилые или промышленные), ландшафтная, (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

-Найдите связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписывается в окружающую среду?

-Какие другие виды искусства использованы в оформлении его архитектурного облика?

-Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили?

-Какое место это произведение занимает в истории мировой культуры?

-Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства?

-Какова сегодняшняя жизнь этого произведения?

План анализа произведения скульптуры:

-Каковы ваши личные впечатления от данного произведения скульптуры?

-История создания произведения.

-Важнейшие сведения об авторе произведения.

-Место данного произведения в творчестве автора.

-Принадлежность к культурно-исторической эпохе, стилю и направлению.

-Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

-Принадлежность к видам скульптуры: монументальной, монументально-декоративной или станковой.

-Использование материалов и техника обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из гипса, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла).

-Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили.

-Какое место занимает это произведение в истории мировой культуры?

-Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства?

-Какова сегодняшняя жизнь этого произведения?

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Охарактеризовать понравившиеся вам произведения архитектуры и скульптуры по следующему плану: общее впечатление, имя автора, краткая история создания, композиция, роль главных выразительных средств: объёма, масштаба, материала, ритма, динамики.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта-анализа.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Как вы объясните то, что архитектуру называют застывшей музыкой?

2. Какое выразительное средство является главным в архитектуре?

3. Какое выразительное средство является ведущим в скульптуре?

4.Перечислите другие выразительные средства в создании произведений архитектуры и скульптуры.

5. Какова роль материала в создании произведений архитектуры и скульптуры?

6. Что такое статуарная пластика?

7. Однажды у великого скульптора Микеланджело спросили о том, каким образом ему удается создавать такие восхитительные скульптуры. Он сказал в ответ: " Я беру камень, а затем просто отсекаю все лишнее". Какой смысл вложен им в эти слова?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.