Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Выразительные средства изобразительного и музыкального искусства






Основные понятия и термины по теме: композиция, колорит, цвет, свет, палитра, фактура, мелодия, ритм.

План изучения темы:

1. Характеристика выразительных средств музыкального и изобразительного искусства

Краткое изложение теоретических вопросов:

Музыка (греч. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов являются определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Зарождение музыкально-пластического искусства в первобытном обществе. Сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме. Синкретический характер первобытного искусства. Подражание звукам окружающей природы (грома, пения птиц, падающих камней и др.). Со временем к природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (крики, возгласы, стоны), в которых уже можно было выделить мотивы с чётко зафиксированным положением высоты звуков.

Музыку принято разделять на светскую и духовную. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется на роды и виды – театральная (опера, балет, оперетта, водевиль), симфоническая, камерная и др.; на жанры (песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.).

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. В качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств музыка использует звуковые образы. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи – такова природа музыкального образа.

Содержание выразительных средств музыкального искусства: мелодия, ритм, темп, тембр, лад, фактура, регистр. Роль каждого из выразительных средств в создании художественного образа. Особая роль мелодии в создании художественного образа.

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

Графика (греч. – пишу) — это прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа. Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики - линейные соотношения; воспроизводя формы предметов, графика передает их освещенность, соотношение света и тени и т.д.

Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками - акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвид изобразительного искусства.

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Виды живописи (монументальная, станковая).

Жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, иконопись, анималистический).

Содержание выразительных средств изобразительного искусства: композиция, цвет, свет, колорит, палитра, линия. Роль каждого из выразительных средств в создании художественного образа и передаче замысла и основной идеи произведения.

Как проанализировать музыкальное произведение.

Чтобы проанализировать музыкальное произведение необходимо последовательно раскрыть содержание следующих положений:

-Что вы могли бы сказать о характере воздействия данного произведения на ваши чувства и эмоции, и какие оно вызывает ассоциации?;

-Кратко опишите характеристику творческого портрета композитора;

-Что вы знаете об истории создания произведения, и какое место ему отводится в творчестве композитора?;

-Определите принадлежность творчества композитора к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению;

-Определите принадлежность произведения к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения;

-Определите принадлежность к музыкальной форме: одно-, двух- и трехчастная, сонатная вариация, рондо, цикл;

-Найдите связь музыкального произведения с другими видами искусства: с литературой, изобразительным искусством, театр, и т.д.;

-Дайте характеристику основным выразительным средствам создания художественного образа: мелодия, ритм, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика, лад и т.д.;

-Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили?

-Какое место занимает произведение в истории мировой культуры?

-Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства?

-Какова сегодняшняя жизнь этого произведения?

Как проанализировать произведениеживописи

-Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?

-История создания живописного произведения.

-Важнейшие сведения об авторе произведения.

-Какое место занимает это произведение в творчестве автора?

-Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

-Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

-Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

-Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

-Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили.

-Какое место занимает произведение в истории мировой культуры?

-Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства?

-Какова сегодняшняя жизнь этого произведения?

 

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Охарактеризовать понравившиеся вам произведения музыкального и изобразительного искусства по следующему плану: каково ваше общее впечатление, назовите имя автора, опишите краткую историю создания, сюжет, драматургию; какова роль главных выразительных средств в создании художественного образа (мелодии, темпа, ритма, лада, динамики; цвета, света, колорита, композиции).

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта-анализа.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем специфика средств выразительности музыкального и изобразительного искусства?

2. Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

3.Как вы понимаете словосочетания: «живописная музыка», «музыкальная картина»?

4. Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?

5.Перечислите важнейшие выразительные средства изобразительного и музыкального искусства.

6. Сравните жанры изобразительного и музыкального искусства. В чём их отличие?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.