Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль машин и оборудования в мировом экспорте. Главные продавцы и покупатели сырья и машин и оборудования на мировом рынке.






 

Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.

Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран.

 

Большая группа промышленно развитых стран Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Швеция, Швейцария, Чехия, Испания, Польша и др.), новых индустриальных стран (особенно Республика Корея, Сингапур, Бразилия, Мексика) и некоторые страны Азии со сформировавшейся структурой хозяйства (например, Индия, Турция) специализируются на выпуске отдельных видов машиностроительной продукции, с которыми они выходят на мировой рынок.

В мировом машиностроении только первая десятка стран способна производить всю номенклатуру машиностроительной продукции. Это США, Япония, Россия, ФРГ, Великобритания и Франция, а также, в какой-то мере, Китай, Канада, Италия и Украина. Их суммарная доля в выпуске продукции составляет около 3/4 мирового показателя, доля машиностроения в структуре промышленности колеблется от 25% (Китай) до 40% (Япония) по количеству занятых и стоимости производства. Машиностроительные фирмы именно этих стран – основные лидеры мирового научно-технического прогресса.

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии — 25% (на электротехнику), в Германии — 47 и 29%, во Франции — 50 и 43%, в Великобритании — 45 и 40%, в Италии — 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков[i].

 

Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признанным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования, некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3, 5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудование и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экспорта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и сокращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая республики бывшего СССР) снижается.

Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1, 3 млрд. долл. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции)[ii].

В региональном разрезе крупнейшим экспортером машин и оборудования являются промышленно развитые страны Европы (41, 2% мирового экспорта в 2008 г. против 38, 8% в 2000 г.); за ними следуют развивающиеся и новые индустриальные страны Восточной Азии (23, 0% в 2008 г. против 13, 3% в 2000 г.) и Северная Америка (соответственно 12, 3% против 20, 0%)[iii].

Заметной тенденцией текущего десятилетия стало существенное сокращение удельного веса стран Северной Америки в мировом экспорте товаров рассматриваемой группы (почти на 8 процентных пунктов) при соответствующем росте доли восточноазиатских стран (почти на 10 процентных пунктов).

 

Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств (млн. долл.)

  2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Мир в целом 2 619 434 3 896 373 4 463 301 5 017 364 5 452 561
Промышленно развитые страны АТР 338 262 393 819 424 484 466 111 513 298
Япония 329 661 381 290 411 968 451 952 497 573
Промышленно развитые страны Европы 1 016 066 1613 744 1826 845 2073 667 2248 158
Франция 132 952 180 727 197 600 214 875 227 846
Германия 272 345 490 994 550 862 629 551 677 257
Страны Юго-Восточной Европы 2 784 6 737 13 085 18 318  
Страны СНГ 10 603 18 721 22 416 26 186 36 063
Россия 6 422 6 843 11 364 13 254  
Промышленно развитые Сев. мерики 523 665 552 096 617 698 664 508 670 759
США 412 200 433 666 494 453 536 840 556 906
Сев. Африка 1 754 3 944 4 690 5 446 8 384
Страны Африки южнее Сахары 5 328 12 564 14 360 16 565 19 771
ЮАР 4 570 9 574 11 293 13 412 16 229
Лат. Америка 121 942 155 163 182 287 192 936 210 917
Бразилия 15 416 30 560 33 405 36 286 41 823
Вост. Азия 347 603 773 182 936 826 1 105 441 1 252 632
КНР 82 600 352 234 456 343 577 751 677 802
Южн. Азия 4 113 12 470 15 641 19 160 22 396
Юго-Вост. Азия 225 570 308 117 351 013 360 176 371 998
Зап. Азия 21 582 45 550 53 676 65 618 74 144
Австралия и Океания          

 

Источник: 2008 International Merchandise Trade Statistics Yearbook, Volume I - Trade by Country.

 

Россия занимает незначительное место в мировой торговле машинотехнической продукцией. Так, в 2004 - 2008 гг. удельный вес РФ в мировом экспорте продукции общего и электротехнического машиностроения не превышал 0, 3%. Доля товаров машинотехнической группы в мировом экспорте, имевшая в прошлом десятилетии повышательную тенденцию (с 38, 8% в 1995 г. до 40, 0% в 2000 г.), с начала 2000-х годов в условиях опережающего роста цен на товары топливно-сырьевой группы начала сокращаться - до 39, 7% в 2003 г., 37, 9% в 2005 г., 35, 5% в 2007 г. и 34, 6% в 2008 г.

Наиболее динамичными сегментами мирового рынка машин и оборудования в последние годы были изделия с высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичные: электронные и электротехнические товары, оборудование для возобновляемой энергетики и информационно-телекоммуникационные технологии. Их среднегодовой темп прироста в последние 10 лет достигал 12%.

Для продукции автомобильной промышленности среднегодовой прирост в 2000 - 2008 гг. составлял 10%. Динамика мирового рынка машин и оборудования в среднесрочной перспективе будет определяться последствиями глубокой рецессии в экономике большинства промышленно развитых государств, сокращением инвестиций в основной капитал и сохраняющейся потребностью в снижении удельной энергоемкости ВВП. Это обусловит ограниченное расширение спроса на машины и оборудование на мировом рынке, особенно на традиционные их виды. Среднегодовые темпы прироста мирового экспорта машинотехнических товаров в период до 2012 г., согласно большинству зарубежных оценок, будут находиться в пределах 4 - 6%. Одним из важнейших индикаторов положения на мировом рынке машин и оборудования является производство автомобилей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.