Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва. Теперь, когда мы рассмотрели, и историю богословской мысли об Имени Божьем, и то какое отношение имеет сам отец Иоанн к имяславию

Глава 3. Молитва.

Слово.

Теперь, когда мы рассмотрели, и историю богословской мысли об Имени Божьем, и то какое отношение имеет сам отец Иоанн к " имяславию", и то как сама Церковь относится к этому движению и их учению. Можем перейти непосредственно к рассмотрению богословия самого, отца Иоанна. Этому мы и посвятим две последние главы нашей работы.

В данной главе в основном мы будем говорить об учении о. Иоанна о молитве вообще и о молитве Иисусовой. На наш взгляд это учение о. Иоанна очень важно при рассмотрении его богословия имени Божия. Связано это с тем, что в православной традиции именно в молитве чаще всего мы произносим и призываем Имена Божии и имена святых. Можно даже сказать больше, нет ни одной молитвы, в которой бы мы не произнесли бы Имени Божия или имени Матери Его или святых Его. С другой стороны учение о молитве, о. Иоанна очень емкое и раскрытое и это по своему является для нас очень важным, ведь рассмотрев учение мы сможем видеть какое место в нем занимает Имя божие. О. Иоанн постоянно говорит о том как нужно и как нельзя молиться, о том что есть молитва и почему она так необходима.

Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: молясь Духом Святым (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние[1].

В этих словах о. Иоанн сравнивает молитву с дыханием. И как наше тело нуждается в постоянном дыхании чтобы ему не умереть так и наша душа нуждается в молитве. Другими словами молитва жизненно необходима для нашей души.

Но прежде чем основательно рассматривать учение о молитве остановимся на понимании о. Иоанна о слове вообще. Слово это неотделимая часть молитвы, в молитве мы обращаемся, призываем, благодарим Бога, и все это посредством слова. Бывает еще и бессловесная молитва, где необходимость в словах уже отпадает, и о такой молитве говорил, о. Иоанн, но об этом мы поговорим позже.

Теперь же, во первых необходимо обратить внимания на то что в слове о. Иоанн видит не просто буквы и звуки которые в каком либо сочетании еще имеют и смысловую нагрузку но в слове человеческом он видит «образ слова Божия, а в слове Божием усматривает присутствие и действие Самого Бога»[2].

Слово Бога все равно что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога – дело; и твое слово должно быть делом; потому, дав слово, непременно его исполни, потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиной, а не ложью, не притворством, не лестью[3].

Если слово твое не соответствует делу то получается что оно ошибочно, ложно а не истинно. Такое слово от диавола «… ложное слово диавола, – говорит о. Иоанн – будучи образом его, есть смерть; ложь непременно есть смерть, ибо, естественно, причиняет душе смерть то, что само отпало от жизни в смерть»[4]. Таким образом мы видим что для души слово Божие – жизнь, а ложь или ложное слово – смерть.

То что человеческое слово является образом слова Божия о. Иоанн объясняет его творческой способностью. «Слово и в наших устах является уже творческим, образуя членораздельные звуки; со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей даже в нас творительно»[5]. Однако говорит о. Иоанн мы настолько привыкли слышать и видеть это что зачастую не замечаем, и относимся так будто это совершенно не заслуживает особого внимания.

Но не только в слове Божием усматривает о. Иоанн присутствие и действие Самого Бога, а также и слово человеческое – считает он – может стать вместилищем божественного присутствия[6].

В каждом слове – Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцем и Духом[7]?

Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает Вездесущий и вся исполняющий, Единый и Нераздельный Господь. Потому и говорится: не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх 20, 7), что в одном имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая[8].

О. Иоанн дает ясно понять что " слово", сама возможность говорить и произносить слова это дар Божий – один из тех даров что делают нас образом и подобием Божием и отличает нас от безмолвных тварей: «Великая вещь слово! – говорит он – Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей! Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством»[9]. По этому то он и призывает нас быть внимательными, благоговейными со словом и не распыляться им понапрасну:

Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: держа все словом силы Своей (Евр. 1, 3); и однако ж мы, грешные, обходимся со словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, чем слово? Что у нас изменчивее, чем слово? Что мы бросаем, подобно грязи, поминутно, как не слово? О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например, на молитве, при богослужении, в проповедях, при совершении Таинств! Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову, будь тверд в слове, будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни[10].

Слово Бога – дело[11], слово Божие актуализируется в деяниях и чудесах Божиих[12], и наш мир живет и держится словом Божиим, яко той рече, и быша: той повеле и создашася (Пс. 148: 5). Но и слово человеческое способно воплощаться в дела и чудеса и быть делом и чудом, при условии, что сам Бог действует через это слово: «… каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом»[13]; «… думай: я ничто, все делает Господь. Еще думай: я говорю – Бог Слово во мне говорит»[14].

Потому, если ты живою верою и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом триипостасным, проси у Него чего хочешь, чего научит тебя просить Дух Святый, и будет тебе: – или скоро, во мгновение, в один час, или чрез некоторое время, по усмотрению Премудрости божией. – Проси от Мене и дам ти (Пс. 2: 8), – все, чего бы ты не попросил, меньше, без всякого сомнения, безконечно меньше Самого Дателя, как от Него имеющее бытие. А как Сам Податель – Само это безконечное, простое Существо, может быть, некоторым образом, обнято одною нашею мыслию, одним словом, то верь, что одно слово твое, одно прошение твое об исполнении чего-либо, тотчас, по манию Господа, может стать вещию и делом[15].

Таким образом, как учит о. Иоанн даже в наших человеческих словах может заключатся Сила Божия, заключается и действует, если только и сами мы Божии: «…если ты живою верою и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом триипостасным…»[16]. В некоторых же случаях слово человеческое является необходимым условием для того чтобы действие Божие совершилось. Например это мы можем видеть в святых таинствах. В Крещении, например, таинство считается совершонным после троекратного погружения в купель и слов священника: «Крещается раб Божий (или раба Божия имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». А в таинстве покаяния после слов разрешительной молитвы, а в таинстве миропомазания после слов священника: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Так же и в таинстве Евхаристии преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается сразу после слов молитвы произносимой священником: «Сотвори убо хлеб сей…» и благословения крестообразно рукою. Таким образом сами таинства становятся «плодом синергии между Богом и Человеком»[17]:

Бог Отец, в разуме и сердце нашем действующий чрез Слово Свое ипостасное (в слове нашем выражающееся Духом Святым, в ипостасном Слове почивающим), и чрез наше слово веры, упования, кротости, любви, исходящее из уст наших, во мгновение совершает однажды навсегда от сложения мира предопределенные чудесные дела нашего во Христе возрождения, освящения, укрепления, духовного питания и врачевания, хотя приготовительные обряды к этим действиям бывают и очень продолжительны, ибо Бог есть простое всемогущее Существо. Например, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается тотчас по произнесении слов: «Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». После этих последних слов и благословения крестообразно рукою, во мгновение хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, но не прежде, ибо Божественное всемогущество ожидает содействующего Ему слова священника: Богу бо есть споспешник (1 Кор. 3. 9). Крестное при этом благословение именем Господним означает то, что Тайна совершается Духом Святым о имени Иисуса Христа и ради Иисуса Христа, ради Его ходатайства, благоволением Бога Отца[18].

Как мы уже сказали в начале главы, слово является одной из главных частей молитвы. По этому, о. Иоанн уделяет слову особое внимание. На страницах его дневника и других его трудов находим массу тому подтверждений. Мы видим, какое большое значение имеет слово, батюшка постоянно говорит об этом: «Видишь, слово есть сила, дух, жизнь»[19], «Слово есть выражение истины, самая истина, бытие, дело»[20], «Помни, что слово – начало жизни»[21] и т.д.. И имена Божии выражаются словами о. Иоанн об этом говорит: «Веруй твердо в осуществимость всякого слова… памятуя, что Виновник слова есть Бог Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух»[22].

Из всего выше сказанного видно: слово подобно человеку, и как человек образ и подобие Божие, так и слово образ и подобие слова Божия. Слово – есть нечто большее, чем средство для общения, как зачастую мы привыкли считать. И как мы видим из учения о. Иоанна оно способно также приблизить или отдалить нас от Бога, быть нашим спасителем и осуждением, быть нашей связью с Богом или преградой на пути к нему.

 

Молитва

Молитва – что есть молитва? Читая творения о. Иоанна мы можем видеть как много он говорит о молитве. Для него молитва это жизнь, в том понимании, что молитва нужна христианину чтобы жить. Нужна для жизни души человека, нужна как воздух для тела. О. Иоанн так и говорит:

Молитва есть дыхание души, как воздух – дыхание естественное тела. Дышим Духом Святым. Ни одного слова молитвы не можешь сказать от всего сердца без Духа Святого. Молясь, усты ко устам с Господом беседуешь, и если имеешь открытые верою и любовию сердечные уста, в то же время как бы вдыхаешь из Него просимые духовные блага Духом Святым[23].

По средством молитвы душа получает свой кислород, то чем она жива – Бога, " Дышим Духом Святым". И это духовное дыхание делает нас причастными духовному миру и Богу, связывает нас с Богом:

Молитва - златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом - Источником жизни; от Бога изшла душа, к Богу и да грядет всегда чрез молитву. От молитвы великая польза для молящегося: она упокоевает душу и тело; она упокоевает не только душу самого молящегося - Аз упокою вы (Мф. 11, 28), - но и часто души преставльшихся праотец, отец и братий наших. Видите, как важна молитва[24]!

Молитва это связь с Богом, от Которого " изшла душа". Бог дал жизнь душе и только в Нем и с Ним возможна жизнь – Он и есть жизнь. А молитва связывает человека с Господом, дает ему эту жизнь. Без молитвы не возможна жизнь в Боге, душа теряет связь с Богом и как тело без воздуха, воды и пищи погибает. Мы постоянно нуждаемся в Боге, а значит и в молитве, «Молитва нужна не для Бога, а для тебя, ленивый молитвенник или не молящийся вовсе; она – сила, свет, пища и питие для души твоей»[25]. Но молитва не только связывает человека с Богом но и защищает его от диавола, изгоняет его из души, из сердца:

Молитва [26] - охрана твоя, страж твой, безопасность твоя. В тебе сидит, глубоко закутавшись во всякий вид греха, глупый, капризный, своенравный и злой больной твой ребенок и вместе старый, ветхий человек, унаследованный от первого родоначальника, поддавшегося лести диавола – отца лжи, всякого зла. Вот для него-то крайне нужна молитва постоянная как врачевство, как свет и пища, как руководство; как согрешающему, ему нужно и непрестанно покаяние[27].

Отсюда мы видим как ничтожен и немощен человек без Бога и без молитвы которая соединяет с Богом и напротив видим как велик, всемогущ и милостив Бог давший человеку это бесценное сокровище. Саму возможность в молитве, в призывание имени Его, познать Его любовь, милость, силу и волю. И о. Иоанн очень живо осознавал эту ценность молитвы и наполнял ей свою жизнь и жизнь всех приходящих к нему людей.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу (Православный катехизис свт. Филарета), созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его. Молитва - постоянное чувство своей немощи, или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва - сообщество с Ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва - исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ; ожидание всемирного Судии, общего Воскресения, жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души, вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23)[28].

Таким пониманием молитвы обуславливается и то обилие наставлений о. Иоанна о том какой должна быть молитва, как она должна твориться, о том как необходима вера в деле молитвы и сердце. В частности вере, живой вере, а также сердечному вниманию и сердечной молитве пропущенной через сердце и идущей из сердца о. Иоанн уделяет особое, можно сказать животрепещущее внимание.

Так как молитва является воздухом для души человека то о. Иоанн видит необходимость как можно чаще прибегать к молитве, к ее живительной силе. Молитва как бы необходима для полноценной жизни каждого христианина как то без чего христианин перестает им быть.

Доколе стоим на усердной молитве, дотоле и спокойно, и тепло, и легко, и светло на душе оттого, что тогда мы с Богом и в Боге, а как с молитвы долой, так и пошли искушения, разные смущения. О, преблаженное время молитвы[29]!

Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, - для этого единственное средство - самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в наше сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно[30].

Сердце наше ежедневно умирает духовною смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотою духовною, то легко скоро умереть духовно[31].

Дальше стоит обратить внимание на следующей аспект, на который о. Иоанн также обращает особое внимание и который, по его мнению, особенно важен. Это качество молитвы, и здесь о. Иоанн формулирует следующие требования: во-первых это внимание или внимательное отношение к молитве, другими словами требуется постоянное осознание того что происходит, что есть молитва и для чего она совершается. Ведь если человек не внимательно, не вникая, без осознания произносит слова молитвы, как говорит о. Иоанн – «устами, а не сердцем»[32], или «устами они как будто молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце спит и не знает, что уста говорят»[33], то получается, что нет в его словах искренности, он сам не знает о чем, он говорит. По этому такая молитва бесполезная или лучше даже сказать мертвая, ведь дело бывает успешным, когда в нем заинтересованы[34]. Сюда же можно отнести и необходимость искренности в молитве, потому, что не искренность, как и не внимание порождает лицемерие в деле молитвы.

Другим важным требованием в деле молитвы у о. Иоанна является наличие живой искренней веры. Ведь только веря что Господь подаст можно искренне просить, только веря что Господь простит можно сердечно каиться, только веря что Господь услышит можно из глубины души взывать. А делая что либо заранее не веря в результат это безумие. Потому-то о. Иоанн и говорит: «если ты живою верою и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом триипостасным, проси у Него чего хочешь, чего научит тебя просить Дух Святый, и будет тебе»[35].

Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги, т.е. без теплоты сердечной. Молитва - то бывает храмина на песце, то - храмина на камне (Мф. 7, 24, 26). На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностью, - такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся; на камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи, вперенные в Господа, и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними[36].

Теперь когда мы рассмотрели учение о молитве перейдем непосредственно к тому как о. Иоанн относился к имени Божиему в молитве. Для начала следует сказать что молитва и имена Божии очень связаны, во всех молитвах мы обращаемся к Богу, Божией матери или святым по средствам имен Божиих, матери Божией или святых. Произнося имя Божие или святых мы обращаемся или призываем к самому Богу или святым:

Когда покроет тебя тьма окаянного - сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице[37].

От сюда мы видим как велико значение имени Божьего в молитве. Как ценна сама возможность призвать в помощь Бога, обратиться к Нему, благодарить Его, в Имени Его и молитве. Имя Божие по сути и является основной, центральной частью молитвы:

Великие имена: Пресвятая Троица, – или: Отец, Сын и Святой Дух, – или: Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображенные в душе – суть Сам Бог; и низводят в нашу душу Самого Бога в Трех Лицах[38].

Когда молишься, тогда представляй, что как бы един только и был пред тобою Бог, Троичный в Лицах, и кроме Него ничего не было[39].

Таким образом Имя Божие которое существует ради нас (поскольку Сам Бог не нуждается в каких либо именах) все равно принадлежит Богу, и посредством молитвы связывает нас с Богом, низводит Бога в наше сердце. Как говорит А. Ф. Лосев: «Бог и человек владеют одним и тем же именем, но имя это в одном случае неразрушимо и абсолютно (по отношению к Богу), а в другом — колеб­лется, пробуждается и сияет мерцающим светом (по отношению к человеку)»[40] и как раз токи это колебание, пробуждение и сияние и есть человеческая молитва. И эта молитва бывает, как маятник который качает человека, то приближая то удаляя от Бога, бывает как порыв ветра, то сильный то слабый, или сияет мерцающим светом которого не всегда хватает для того чтобы разглядеть сквозь мрак грехов, Бога. Напротив по отношению к Богу, Его Имя неразрушимо и абсолютно.

 


[1] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 259.

[2] Еп. Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви. I Том. – Алетея. Санкт-Петербург, 2002. С. 274.

[3] Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Санкт-Петербург. 1991. С. 14.

[4] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя Жизнь во Христе. Изд-во Белорусского Эгзархата. Минск, 2005. С. 175.

[5] Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Санкт-Петербург. 1991. С. 13.

[6] Еп. Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви. I Том. – Алетея. Санкт-Петербург, 2002. С. 274.

[7] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 2. СПб., 1893. С. 144.

[8] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 197.

[9] Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Санкт-Петербург. 1991. С. 14.

[10] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 196.

[11] Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Санкт-Петербург. 1991. С. 14.

[12] Еп. Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви. I Том. – Алетея. Санкт-Петербург, 2002. С. 274.

[13] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 260.

[14] Там же. С. 263.

[15] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 2. СПб., 1893. С. 251.

[16] Там же.

[17] Еп. Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви. I Том. – Алетея. Санкт-Петербург, 2002. С. 274.

[18] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя Жизнь во Христе. Изд-во Белорусского Эгзархата. Минск, 2005. С. 246.

[19] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 2. СПб., 1893. С. 135.

[20] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 260.

[21] Там же. С. 196.

[22] Там же. С. 290.

[23] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 2. СПб. 1893. С. 196.

[24] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб. 1893. С. 177.

[25] Симфония по творениям св. прав. Иоанна Кронштадтского. Изд-во ДАРЪ. Москва. 2007. С. 355-356.

[26] Курсив здесь наш.

[27] Там же.

[28] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя Жизнь во Христе. Изд-во Белорусского Эгзархата. Минск, 2005. С. 529.

[29] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, репринт. Изд. 2-е. Т. 1. СПб. 1893. С. 308.

[30] Там же. С. 26.

[31] Там же. Т. 2. С. 419.

[32] Там же. С. 116.

[33] Там же. Т. 1. С. 106.

[34] Об этом о. Иоанн говорит в следующих местах: Там же. Т. 1. С. 4, 14, 105, 198, 383. Т. 2. С. 4, 408. и т.д.

[35] Там же. Т. 2. С. 251.

[36] Там же. Т. 1. С. 16. и еще о вере в молитве: С. 409.

[37] Там же. Т. 2. С. 424.

[38] Там же. С. 251.

[39] Там же. С. 362.

[40]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хоругви – честь,а спис наш – здобуття. | Этапы маркетинговых исследований




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.