Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От­ли­чие жи­тей­ских идеа­лов от прин­ци­пов Каб­ба­лы. Жи­тей­ские идеа­лы ос­но­ва­ны на че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях, и по­то­му не мо­гут под­нять­ся вы­ше них






Жи­тей­ские идеа­лы ос­но­ва­ны на че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях, и по­то­му не мо­гут под­нять­ся вы­ше них. То­гда как прин­цип Каб­ба­лы, ис­точ­ник ко­то­ро­го на­хо­дит­ся в Твор­це, по­зво­ля­ет воз­вы­сить­ся над че­ло­ве­че­ски­ми свой­ст­ва­ми.

Ос­но­ва че­ло­ве­че­ско­го идеа­ла — дос­то­ин­ст­во, и пла­та за сла­ву в гла­зах лю­дей — де­ла его, на­прав­лен­ные на то, что­бы про­сла­вить­ся сре­ди лю­дей. И хо­тя ино­гда пре­зи­ра­ем он со­вре­мен­ни­ка­ми, тем не ме­нее, на­де­ет­ся по­лу­чить при­зна­ние в бу­ду­щих по­ко­ле­ни­ях, и это до­ро­го ему как дра­го­цен­ный ка­мень, даю­щий че­ло­ве­ку боль­шое удов­ле­тво­ре­ние, да­же ес­ли ни­кто не зна­ет о нем и не мо­жет оце­нить.

То­гда как прин­цип Каб­ба­лы ос­но­ван на об­ре­те­нии сла­вы в гла­зах Твор­ца, и по­то­му изу­чаю­щий Каб­ба­лу мо­жет под­нять­ся над че­ло­ве­че­ски­ми ка­че­ст­ва­ми.

Так и сре­ди на­ро­дов в на­шем из­гна­нии: до тех пор, по­ка мы при­дер­жи­ва­лись прин­ци­пов Каб­ба­лы, мы бы­ли за­щи­ще­ны. Од­на­ко из-за не­дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ных уче­ни­ков и их стрем­ле­ния реа­ли­зо­вать свои эгои­сти­че­ские за­мыс­лы, ут­ра­ти­ли мы цель жиз­ни, то есть ра­бо­ту над дос­ти­же­ни­ем Твор­ца. А по­сколь­ку цель воз­вы­шен­на, то ка­ж­дый, кто про­ме­нял ее на эгои­сти­че­ские це­ли кра­си­вой жиз­ни, раз­бо­га­тев, ко­неч­но же, вы­став­лял свою цель как дос­той­ную и пре­крас­ную. И ес­ли че­ло­век, изу­чаю­щий Каб­ба­лу, тра­тил ос­тав­шие­ся у не­го день­ги на рас­про­стра­не­ние зна­ний о Каб­ба­ле и об­ще­ст­вен­ные ну­ж­ды, то пре­ус­пе­ваю­щие эгои­сты тра­ти­ли свои лиш­ние день­ги на пре­лес­ти жиз­ни: еду, пи­тье, оде­ж­ду и ук­ра­ше­ния, — и срав­ня­лись с вид­ны­ми дея­те­ля­ми то­го на­ро­да, сре­ди ко­то­ро­го жи­ли.

Этим я хо­чу по­ка­зать, что нау­ка Каб­ба­ла и за­кон ес­те­ст­вен­но­го раз­ви­тия, и да­же сле­пая судь­ба идут вме­сте, ру­ка об ру­ку в чу­дес­ном еди­не­нии. По­это­му при­чи­ной всех ­на­ших зло­клю­че­ний в из­гна­нии (а о днях на­ше­го из­гна­ния мы мо­жем мно­гое рас­ска­зать), яв­ля­ет­ся на­ше не­доб­ро­со­ве­ст­ное от­но­ше­ние к нау­ке Каб­ба­ла. И ес­ли бы мы вы­пол­няли ее тре­бо­ва­ния, с на­ми не слу­чи­лось бы ни­че­го пло­хого.

И вслед­ст­вие это­го, я пред­ла­гаю на­ро­ду Из­раи­ля ска­зать на­шим бе­дам: «До­воль­но!» и про­из­ве­сти рас­чет (пусть это все­го лишь че­ло­ве­че­ский рас­чет), ос­но­вы­ва­ясь на всех тех зло­клю­че­ни­ях, ко­то­рые вновь и вновь воз­вра­ща­лись к нам, и здесь, на на­шей зем­ле, то­же; и за­хо­теть сно­ва на­чать жить по сво­им за­ко­нам, по­сколь­ку нет у нас, как у на­ро­да, ни­ка­кой на­де­ж­ды удер­жать­ся на этой зем­ле, по­ка все­рь­ез не зай­мем­ся изу­че­ни­ем нау­ки Каб­ба­ла, без ка­ких бы то ни бы­ло по­слаб­ле­ний, при со­блю­де­нии ка­те­го­ри­че­ско­го ус­ло­вия ра­бо­тать ра­ди Твор­ца, а не эгои­сти­че­ски, ра­ди се­бя.

Ес­ли же мы не по­сле­ду­ем это­му, то су­ще­ст­вую­щие в нас убе­ж­де­ния без со­мне­ния вы­ну­дят нас от­кло­нять­ся то впра­во, то вле­во, как это про­ис­хо­дит с дру­ги­ми на­ро­да­ми, и да­же на­мно­го боль­ше. Ведь при­ро­да раз­ви­тых та­ко­ва, что их не­воз­мож­но обуз­дать, и мне­ние ка­ж­до­го из них важ­но: оно не пре­кло­ня­ет го­ло­ву ни пе­ред чем и не зна­ет ком­про­мис­сов. И по­то­му ска­за­но муд­ре­ца­ми: «На­род Из­раи­ля — уп­ря­мей­ший из на­ро­дов», — по­сколь­ку, чем об­шир­нее по­зна­ния че­ло­ве­ка, тем упор­нее он сто­ит на сво­ем.

И это за­кон пси­хо­ло­гии. И ес­ли не пой­ме­те ме­ня, иди­те и изу­чи­те его на при­ме­ре на­ше­го на­ро­да. Ведь лишь толь­ко на­ча­ли мы стро­ить, как уже ус­пе­ли про­явить­ся в нас упор­ст­во и ре­ши­тель­ность: то, что один стро­ит, дру­гой раз­ру­ша­ет.

...И это оче­вид­но для всех. Я же вно­шу лишь од­но нов­ше­ст­во: они по­ла­га­ют, что, в кон­це кон­цов, про­ти­во­по­лож­ная сто­ро­на пой­мет опас­ность и то­гда пре­кло­нит го­ло­ву и при­мет их мне­ние, но я знаю, что да­же ес­ли мы за­пря­жем их в од­ну уп­ряж­ку, не ус­ту­пят они друг дру­гу ни на йо­ту. И ни­ка­кая опас­ность не за­ста­вит ни­ко­го от­ка­зать­ся от реа­ли­за­ции сво­их на­ме­ре­ний.

Од­ним сло­вом, по­ка не воз­вы­сим мы свою цель над ма­те­ри­аль­ной жиз­нью, мы не дос­тиг­нем ма­те­ри­аль­но­го воз­ро­ж­де­ния, по­сколь­ку ду­хов­ное и ма­те­ри­аль­ное в нас не мо­гут со­че­тать­ся вме­сте, ибо мы — сто­рон­ни­ки идеи. И хо­тя по­гру­же­ны мы в ма­те­ри­аль­ное, и ду­хов­ное на­хо­дит­ся за со­ро­ка де­вя­тью во­ро­та­ми от нас, тем не ме­нее, мы не от­ка­жем­ся от идеи. И по­то­му на­ша воз­вы­шен­ная цель — дос­ти­же­ние Твор­ца.

Предисловие к книге «Древо жизни» Й. Аш­лаг

1. Ска­за­но в трак­та­те «Ук­цин»: «Не на­шел Тво­рец сред­ст­ва луч­ше­го, чем Мир, спо­соб­но­го удер­жать бла­го­сло­ве­ние для Из­раи­ля». Ска­за­но: «Си­лу даст Тво­рец сво­ему на­ро­ду, бла­го­слов­ляя его Ми­ром».

Что­бы разъ­яс­нить ис­тин­ный смыл этой ста­тьи, нам по­тре­бу­ет­ся мно­го вре­ме­ни, так как глу­би­ну серд­ца зна­то­ков Ага­ды не­воз­мож­но по­стиг­нуть. Это оз­на­ча­ет, что все, свя­зан­ное с То­рой и за­по­ве­дя­ми име­ют яв­ный и скры­тый смысл, как ска­за­но: «Зо­ло­тые яб­ло­ки в се­реб­ря­ной оп­ра­ве — го­во­ри о су­ти их». Од­на­ко Ала­хот по­доб­ны пре­вос­ход­но­му ви­ну. Ко­гда да­ешь сво­ему дру­гу се­реб­ря­ный ку­бок с ви­ном в по­да­рок, то важ­ны и внут­рен­нее, и на­руж­ное, ведь ку­бок сам по се­бе так­же име­ет ка­кую-то цен­ность, как и ви­но, что внут­ри не­го.

Но не так с Ага­дой. Она по­доб­на яб­ло­кам в при­ве­ден­ном при­ме­ре — внут­рен­ность съе­да­ет­ся, а ко­жу­ра вы­бра­сы­ва­ет­ся, так как на­руж­ная часть не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния, а вся цен­ность и важ­ность на­хо­дят­ся толь­ко внут­ри, во внут­рен­ней час­ти. Так и в ска­за­ни­ях Ага­ды: в ви­ди­мой гла­зам про­сто­те нет ни­ка­ко­го смыс­ла, а внут­рен­нее скры­то и не­по­нят­но ни­ко­му, кро­ме по­стиг­ших ис­тин­ную муд­рость, ко­то­рая пе­ре­да­ет­ся из­бран­ным еди­ни­цам.

И кто смо­жет из­влечь это из серд­ца масс и оп­ре­де­лить их путь, ко­гда по­сти­же­ние их не­пол­но да­же в двух час­тях То­ры, на­зы­вае­мых Пшат и Друш? А по­ря­док че­ты­рех час­тей То­ры — «ПАРДЭС» по уров­ню их зна­ний та­ков: сна­ча­ла по­сти­га­ют Пшат (про­стое по­ни­ма­ние тек­ста), по­том Друш (тол­ко­ва­ние), по­том Рэ­мез (на­мек) и толь­ко в кон­це по­сти­га­ют Сод (тай­ну).

Од­на­ко в мо­лит­вен­ни­ке Гао­на из Виль­но ска­за­но, что по­сти­же­ние на­чи­на­ет­ся с Сод, а по­сле то­го, как по­стиг­ли тай­ную часть То­ры, мож­но по­стичь Друш и за­тем — Рэ­мез. А по­сле то­го, как удо­сто­ил­ся че­ло­век рас­кры­тия этих трех час­тей То­ры, удо­стаи­ва­ет­ся по­сти­же­ния час­ти Пшат.

Как ска­за­но муд­ре­ца­ми в трак­та­те «Таанит»: «Удо­сто­ит­ся — ста­нет это для не­го элек­си­ром жиз­ни, не удо­сто­ит­ся — ста­нет это для не­го ядом смер­ти». По­то­му как ог­ром­ной ми­ло­сти долж­ны мы удо­сто­ить­ся, что­бы по­нять про­сто­ту на­пи­сан­но­го в свя­тых кни­гах, по­сколь­ку обя­за­ны сна­ча­ла по­стичь три час­ти внут­рен­ней То­ры, на ко­то­рые «оде­ва­ет­ся» Пшат, а про­стое не уп­ро­стить­ся. И ес­ли еще не удо­сто­ил­ся это­го, то в боль­шом ми­ло­сер­дии ну­ж­да­ет­ся, что­бы не ста­ло это для не­го нар­ко­ти­ком смер­ти.

А для про­тив­ни­ков, пре­неб­ре­гаю­щих по­сти­же­ни­ем внут­рен­ней час­ти, го­во­ря­щих в серд­цах сво­их: «Дос­та­точ­но нам по­стиг­нуть Пшат, дай Бог по­стиг­нуть его — бу­дем ра­ды и это­му», — ре­чи их по­хо­жи на ре­чи тех, кто хо­чет под­нять­ся на чет­вер­тую сту­пень, ми­нуя пер­вые три.

2. Од­на­ко, в со­от­вет­ст­вии с этим, не­об­хо­ди­мо по­нять, что во внут­рен­ней То­ре су­ще­ст­ву­ет боль­шое со­кры­тие, как ска­за­но в трак­та­те «Хагига»: «Не обу­ча­ют Маа­сэ Бэ­ре­шит боль­ше двух, а Маа­сэ Мер­ка­ва — боль­ше од­но­го». И все кни­ги, от­но­ся­щие­ся к этой об­лас­ти, за­пе­ча­та­ны и не­дос­туп­ны по­ни­ма­нию масс, кро­ме тех из­бран­ных, ко­то­рых при­звал Тво­рец, и ко­то­рые по­ни­ма­ют уже кор­ни сво­ей муд­ро­сти, по­лу­чен­ной «из уст в ус­та».

Уди­ви­тель­но, как пре­пят­ст­ву­ют в на­ро­де рас­про­стра­не­нию муд­ро­сти и по­зна­ний, ко­то­рые яв­ля­ют­ся жиз­нью его. И ведь вид­но, что это яв­ля­ет­ся тяж­ким пре­сту­п­ле­ни­ем, о чем ска­за­но муд­ре­ца­ми в Тал­му­де «Ра­ба Бе­ре­шит» об Аха­зе, ко­то­рый под­вер­гал на­пад­кам си­на­го­ги и шко­лы, и в том воз­рос­ла ви­на его. Да и за­кон при­ро­ды та­ков, что че­ло­ве­ку пред­став­ля­ет­ся не­сча­сть­ем, ко­гда он дол­жен де­лить­ся с дру­ги­ми сво­им иму­ще­ст­вом и бо­гат­ст­вом, но для не­го со­вер­шен­но не яв­ля­ет­ся не­сча­сть­ем, ко­гда он дол­жен по­де­лить­ся с дру­ги­ми сво­им ра­зу­мом и муд­ро­стью, и да­же на­обо­рот, — «боль­ше, чем те­ле­нок хо­чет со­сать, ко­ро­ва же­ла­ет на­кор­мить».

Од­на­ко мы на­хо­дим тай­ны муд­ро­сти да­же у ино­зем­ных уче­ных про­шлых по­ко­ле­ний. Раб­би Мо­ше Бут­риль в пре­ди­сло­вии к ком­мен­та­ри­ям на «Сэ­фер Еци­ра», приводит высказывание Пла­тона: «Не пе­ре­да­вай­те муд­рость то­му, кто не зна­ет ее ве­ли­чия». Так пре­дос­те­ре­гал и Ари­сто­тель: «Не пе­ре­да­вай­те муд­рость то­му, кто не­дос­то­ин ее, что­бы не из­вра­ти­ли». И он объ­яс­нил, что ко­гда муд­рец обу­ча­ет зна­нию то­го, кто не дос­то­ин его, он гра­бит муд­рость и раз­ру­ша­ет ее.

Но не так по­сту­па­ют муд­ре­цы на­ше­го вре­ме­ни. Они, на­обо­рот, ста­ра­ют­ся рас­ши­рить вра­та муд­ро­сти для все­го на­ро­да, без вся­ких ог­ра­ни­че­ний и ус­ло­вий. И на пер­вый взгляд, име­ют­ся боль­шие пре­тен­зии к пер­вым муд­ре­цам, ко­то­рые за­кры­ли две­ри муд­ро­сти их за не­боль­шой, из­бран­ной груп­пой лю­дей, ко­то­рых со­чли го­то­вы­ми к ней, а боль­шин­ст­во на­ро­да ос­та­ви­ли ощу­пы­вать сте­ну.

3. …Из­вест­но, что си­ла по­лез­ная и си­ла вре­дя­щая дей­ст­ву­ют па­рал­лель­но. Это зна­чит, что на­сколь­ко мо­жет при­нес­ти доб­ро, на­столь­ко мо­жет и на­вре­дить. В со­от­вет­ст­вии с этим, по­сколь­ку си­ла ка­ж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка пре­об­ла­да­ет над си­лой все­го жи­вот­но­го всех по­ко­ле­ний и вре­мен, то и си­ла зла в нем пре­об­ла­да­ет над все­ми. И по­ка не го­тов воз­вы­сить­ся так, что­бы ис­поль­зо­вать свою си­лу толь­ко для до­б­ра, ну­ж­да­ет­ся он в уси­лен­ной за­щи­те, что­бы не при­об­рел слиш­ком мно­го муд­ро­сти и зна­ний.

По­это­му скры­ли пер­вые муд­ре­цы Зна­ние от масс, из-за стра­ха, что по­па­дут­ся не­по­ря­доч­ные уче­ни­ки, ко­то­рые ис­поль­зу­ют си­лу зна­ния во зло и во вред, что­бы вслед­ст­вие ди­кой жи­вот­ной стра­сти, об­ла­дая боль­шой си­лой че­ло­ве­ка, не раз­ру­ши­ли бы все ми­ро­зда­ние.

Но по­сле то­го как из­мель­ча­ли по­ко­ле­ния, и са­ми муд­ре­цы на­ча­ли же­лать и то и дру­гое — и ду­хов­ную жизнь, и ма­те­ри­аль­ное — при­бли­зи­лось к мас­сам и их зна­ние. И на­ча­лась тор­гов­ля, и про­да­ва­лась муд­рость в уп­ла­ту рас­пут­ни­це, и по це­не со­ба­ки, и то­гда рух­ну­ла креп­кая сте­на, ко­то­рую воз­ве­ли пер­вые, и ог­ра­би­ли их тол­пы, и ди­ка­ри на­пол­ни­лись си­лой лю­дей, и ов­ла­де­ли муд­ро­стью и ра­зо­рва­ли ее. По­ло­ви­ну ее унас­ле­до­ва­ли на­силь­ни­ки, по­ло­ви­ну — убий­цы. И пре­да­ли ее по­зо­ру, низ­верг­нув в ни­зость, где и на­хо­дит­ся она по сей день.

4. …И так бы­ло ус­та­нов­ле­но до се­го­дняш­не­го дня все­ми си­ла­ми удер­жи­вать за сте­ной ис­тин­ную муд­рость, что­бы ни­кто из ино­род­цев и чу­жа­ков не про­ник бы внутрь, не по­ло­жи­ли бы ее в су­мы их и не вы­не­сли бы на ры­нок тор­го­вать ею, как в слу­чае с ино­зем­ны­ми уче­ны­ми. А по­то­му ка­ж­до­го вхо­дя­ще­го семь раз про­ве­ря­ют, по­ка не ос­во­бо­дят­ся от ка­ких бы то ни бы­ло со­мне­ний.

И по­сле этих слов и та­кой прав­ды мы на­хо­дим, на пер­вый взгляд, ог­ром­ное про­ти­во­ре­чие в ре­чах муд­ре­цов, ведь ска­за­но в кни­ге «Зо­ар», что в дни при­хо­да Ма­шиа­ха, муд­рость рас­кро­ет­ся да­же мо­ло­дым. То­гда, в со­от­вет­ст­вии с вы­ше­ска­зан­ным, сле­ду­ет, что пе­ред при­хо­дом Ма­шиа­ха все по­ко­ле­ние уже дос­тиг­нет вы­со­кой це­ли, так, что уже не по­тре­бу­ет­ся ни­ка­кая ох­ра­на, и от­кро­ют­ся ис­точ­ни­ки муд­ро­сти, что­бы на­по­ить все на­ро­ды.

Од­на­ко в трак­та­тах «Сота» и «Сан­эд­рин» ска­за­но муд­ре­ца­ми: «Пе­ред при­хо­дом Ма­шиа­ха на­глость во­зоб­ла­да­ет, пи­са­те­ли бу­дут зло­упот­реб­лять муд­ро­стью, и бо­язнь гре­ха бу­дет пре­зи­рае­ма». И разъ­яс­ня­ет­ся, что нет еще та­ко­го ­зло­го по­ко­ле­ния. Но как же со­еди­нить эти два вы­ска­зы­ва­ния? Ведь не­со­мнен­но, что од­но и дру­гое — жи­вые сло­ва Твор­ца.

Де­ло в том, что вся на­деж­ная ох­ра­на, за­пи­раю­щая две­ри хра­ма муд­ро­сти, — из-за стра­ха пе­ред людь­ми, в ко­то­рых дух за­вис­ти к пи­са­те­лям пе­ре­ме­шан с си­лой во­ж­де­ле­ния и же­ла­ни­ем по­че­та, а не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся за­ви­стью к муд­ро­сти и зна­ни­ям.

Так что пра­вы обе эти ста­тьи, так как сле­ду­ют од­на за дру­гой. Ведь по­сколь­ку «ли­цо у это­го по­ко­ле­ния как мор­да со­ба­ки, и смех лю­дей как лай со­ба­ки, и бо­язнь гре­ха пре­зи­рае­ма, и муд­рость муд­ре­цов смер­дит в них», то мож­но от­крыть вра­та муд­ро­сти и снять на­деж­ную ох­ра­ну, бу­ду­чи уве­рен­ным, что пре­кра­тят­ся гра­беж и раз­бой. И не бу­дет бо­лее стра­ха пе­ред не­по­ря­доч­ны­ми уче­ни­ка­ми, ко­то­рые бро­сят­ся про­да­вать муд­рость тол­пе на рын­ке, так как не най­дет­ся по­ку­па­те­лей на их то­вар, по­то­му как бу­дет он пре­зи­рае­мым в их гла­зах.

И по­сколь­ку не бу­дет боль­ше на­де­ж­ды при­об­ре­сти с по­мо­щью этой муд­ро­сти бо­гат­ст­ва и по­чес­тей, бу­дет за­щи­ще­на она от то­го, что чу­жак при­бли­зит­ся к ней, но лишь стре­мя­щие­ся к муд­ро­сти и по­стиг­шие ее при­бли­зят­ся. И по­это­му сня­ты все ис­пы­та­ния с вхо­дя­щих, так, что да­же мо­ло­дые смо­гут удо­сто­ить­ся ее.

И пой­ми в этом ска­зан­ное муд­ре­ца­ми: «Не при­дет сын Да­ви­да ина­че, чем в по­ко­ле­ние, в ко­то­ром бу­дут од­ни пра­вед­ни­ки, или од­ни греш­ни­ки». И очень стран­но это, ведь ес­ли най­дет­ся не­сколь­ко пра­вед­ни­ков в по­ко­ле­нии, то за­дер­жит­ся спа­се­ние, но ес­ли ис­чез­нут они с ли­ца зем­ли, то бу­дет воз­мо­жен при­ход Ма­шиа­ха.

Од­на­ко очень важ­но по­нять, что ос­во­бо­ж­де­ние и при­ход Ма­шиа­ха, ожи­дае­мый на­ми сей­час, оз­на­ча­ет дос­ти­же­ние вы­со­ты со­вер­шен­ст­ва по­сти­же­ния и зна­ния. Как ска­за­но: «И не бу­дет боль­ше учить че­ло­век ближ­не­го сво­его по­сти­же­нию Твор­ца, по­то­му что все бу­дут знать Ме­ня — от ма­ла до ве­ли­ка». Но с со­вер­шен­ст­вом ра­зу­ма об­ре­тет со­вер­шен­ст­во и те­ло, как ска­за­но: «Юно­ша сто­лет­ним ум­рет».

А ко­гда об­ре­тут сы­ны Из­раи­ля со­вер­шен­ст­во ра­зу­ма, пе­ре­пол­нят­ся ис­точ­ни­ки ра­зу­ма и зна­ний, вы­плес­нут­ся они че­рез гра­ни­цы Из­раи­ля и пе­ре­да­дут­ся всем на­ро­дам ми­ра, как ска­за­но: «И на­пол­нит­ся зем­ля зна­ни­ем Твор­ца», «и при­те­кут к Твор­цу и бла­гам Его».

И уве­ли­че­ние это­го зна­ния оз­на­ча­ет рас­про­стра­не­ние цар­ст­ва Ма­шиа­ха на все на­ро­ды. А гру­бые лю­ди, во­об­ра­же­ние ко­то­рых при­зна­ет со­вер­шен­ст­вом си­лу ку­ла­ка, пред­став­ля­ют се­бе рас­про­стра­не­ние цар­ст­во­ва­ния Из­раи­ля над на­ро­да­ми толь­ко в ви­де вла­сти тел над те­ла­ми и по­лу­ча­ют свое воз­на­гра­ж­де­ние в боль­шой гор­до­сти, гор­дясь пе­ред всем че­ло­ве­че­ст­вом.

И что я мо­гу сде­лать с ни­ми, ес­ли да­же муд­ре­цы от­толк­ну­ли их и та­ких, как они, от стре­мя­щих­ся к Твор­цу, ска­зав: «Ка­ж­до­му гор­де­цу го­во­рит Тво­рец: «Не мо­жем Я и он су­ще­ст­во­вать вме­сте». А так­же от­толк­ну­ли про­тив­ни­ков — тех за­блу­ж­даю­щих­ся и счи­таю­щих, что су­ще­ст­во­ва­ние те­ла пер­вич­но по от­но­ше­нию к су­ще­ст­во­ва­нию ду­ши и со­вер­шен­но­му зна­нию, что со­вер­шен­ст­во те­ла и обес­пе­че­ние его нужд долж­но пред­ше­ст­во­вать по­сти­же­нию ду­ши и со­вер­шен­ст­ву зна­ния, так как сла­бое те­ло пре­пят­ст­ву­ет по­сти­же­нию со­вер­шен­но­го зна­ния.

Ведь это горь­кая и гру­бей­шая, ху­же смер­ти ошиб­ка. Ведь не мо­жет быть со­вер­шен­ным те­ло пре­ж­де дос­ти­же­ния со­вер­шен­но­го зна­ния, бу­ду­чи са­мо по се­бе ды­ря­вым меш­ком и за­бро­шен­ной ямой, не имею­щим ни­ка­кой поль­зы ни для се­бя, ни для дру­гих, кро­ме как ис­поль­зо­ва­ния его для по­сти­же­ния со­вер­шен­но­го зна­ния, ко­гда и те­ло од­но­вре­мен­но с этим ста­но­вит­ся со­вер­шен­ным. И это за­кон, дей­ст­вую­щий как в от­но­ше­нии ча­ст­но­го, так и в от­но­ше­нии об­ще­го.

5. И от­сю­да пой­ми ска­зан­ное в «Зо­ар»: «Бла­го­да­ря этой кни­ге вый­дут сы­ны Из­раи­ля из из­гна­ния». И это встре­ча­ет­ся так­же еще во мно­гих ис­точ­ни­ках, в ко­то­рых го­во­рит­ся, что толь­ко рас­про­стра­не­ни­ем нау­ки Каб­ба­ла в мас­сах, удо­сто­им­ся мы пол­но­го ос­во­бо­ж­де­ния. И ска­за­но муд­ре­ца­ми: «Свет ее воз­вра­ща­ет к ис­точ­ни­ку». И разъ­яс­ни­ли это с чет­ким на­ме­ре­ни­ем по­ка­зать нам, что толь­ко свет, со­дер­жа­щий­ся в ней, как зо­ло­тые яб­ло­ки в се­реб­ря­ной оп­ра­ве, яв­ля­ет­ся сред­ст­вом, спо­соб­ным воз­вра­тить че­ло­ве­ка к его Ис­точ­ни­ку. Так что ка­ж­дый в от­дель­но­сти и все вме­сте не смо­гут вы­пол­нить сво­его пред­на­зна­че­ния, ра­ди ко­то­ро­го бы­ли соз­да­ны, кро­ме как по­сти­же­ни­ем внут­рен­ней час­ти То­ры и ее тайн.

И со­вер­шен­ст­во зна­ния да­ет нам на­де­ж­ду на при­ход Ма­шиа­ха — из­ба­ви­те­ля, од­на­ко ска­за­но: «Да­ет муд­рость муд­ре­цам». И ска­за­но: «И в серд­це ка­ж­до­го муд­ре­ца по­се­лил Я муд­рость». И по­это­му сна­ча­ла нам не­об­хо­ди­мо рас­про­стра­не­ние нау­ки Каб­ба­ла сре­ди масс на­ро­да, так, что­бы ста­ли мы дос­той­ны по­лу­че­ния воз­на­гра­ж­де­ния — при­хо­да Ма­шиа­ха, из­ба­ви­те­ля. И в со­от­вет­ст­вии с этим, рас­про­стра­не­ние нау­ки Каб­ба­ла и при­ход Ма­шиа­ха за­ви­сят друг от дру­га.

И коль ско­ро это так, обя­за­ны мы от­кры­вать шко­лы и пи­сать кни­ги, что­бы ус­ко­рить рас­про­стра­не­ние нау­ки сре­ди на­ро­да. И не бы­ло это­го ра­нее из-за опа­се­ния уча­стия не­дос­той­ных уче­ни­ков, как мы уже объ­яс­ни­ли вы­ше. И по­то­му бы­ло это ос­нов­ной при­чи­ной про­дле­ния на­ше­го из­гна­ния в мно­го­чис­лен­ных пре­гре­ше­ни­ях на­ших до се­го­дняш­не­го дня.

Как ска­за­но муд­ре­ца­ми: «Не при­дет Ма­ши­ах сын Да­ви­да ина­че, чем в по­ко­ле­ние, в ко­то­ром бу­дут од­ни пра­вед­ни­ки», — то есть, ко­гда все пе­ре­ста­нут гнать­ся за вла­стью и по­чес­тя­ми, и то­гда ста­нет воз­мож­но от­крыть мно­же­ст­во школ, что­бы под­го­то­вить по­ко­ле­ние к при­хо­ду Ма­шиа­ха сы­на Да­ви­да. «Или в по­ко­ле­ние, в ко­то­ром бу­дут од­ни греш­ни­ки», — то есть в та­кое по­ко­ле­ние, «ли­цо ко­то­ро­го как мор­да со­ба­ки, и боя­щие­ся гре­ха пре­зи­рае­мы, и нау­ка муд­ре­цов смер­дит в них». А с дру­гой сто­ро­ны, то­гда мож­но бу­дет снять уси­лен­ную ох­ра­ну, и ка­ж­до­му, ос­тав­ше­му­ся в до­ме Яко­ва, чье серд­це бьет­ся лишь ра­ди по­сти­же­ния муд­ро­сти и це­ли, Тво­рец ска­жет, и при­дет, и нау­чит, по­то­му что нет боль­ше опа­се­ния и стра­ха, что не ус­то­ит и пой­дет тор­го­вать ею на рын­ке, так как не най­дет­ся боль­ше по­ку­па­те­ля во всем на­ро­де, по­то­му что пре­зи­рае­ма бу­дет эта нау­ка в их гла­зах, ведь с ее по­мо­щью нель­зя дос­тичь ни бо­гат­ст­ва, ни по­чес­тей.

А по­то­му, вся­кий, кто за­хо­чет вой­ти, пусть при­дет и вой­дет. И бу­дут блу­ж­дать мно­гие, и то­гда ум­но­жит­ся зна­ние в тех, кто дос­то­ин это­го. Тем са­мым удо­сто­им­ся мы вско­ре при­хо­да Ма­шиа­ха, и ско­рей­ше­го спа­се­ния душ на­ших в на­ши дни. Амен!

И в со­от­вет­ст­вии со ска­зан­ным, от­вел я от се­бя серь­ез­ное об­ви­не­ние в том, что ос­ме­лил­ся по срав­не­нию со все­ми мои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми рас­крыть в сво­ей кни­ге ос­но­вы муд­ро­сти, обыч­но скры­вае­мой, ко­то­рую еще не по­знал ни один че­ло­век, то есть сущ­ность 10-и сфи­рот со все­ми их за­ко­на­ми, в пря­мом и об­рат­ном, внут­рен­нем и ок­ру­жаю­щем, тай­ну уда­ра и тай­ну ис­тон­че­ния, ко­то­рые пи­сав­шие до ме­ня пред­на­ме­рен­но раз­бро­са­ли здесь и там тон­ки­ми на­ме­ка­ми так, что­бы че­ло­век не­дос­той­ный не смог со­брать их, то­гда как я с по­мо­щью све­та Твор­ца, оза­рив­ше­го ме­ня, и с по­мо­щью учи­те­лей мо­их со­брал их и рас­крыл дос­та­точ­но яс­но, в ду­хов­ных об­раз­ах вне про­стран­ст­ва и вре­ме­ни.

И мог­ли бы от­не­стись с боль­шим по­доз­ре­ни­ем: нет ли здесь до­пол­не­ний к ска­зан­но­му мои­ми учи­те­ля­ми, ведь са­ми Ари и Ха­им Ви­таль, а так­же ис­тин­ные со­ста­ви­те­ли и ком­мен­та­то­ры их тру­дов, мог­ли бы рас­крыть и яс­но разъ­яс­нить ска­зан­ное ими, как это сде­лал я. И ты мо­жешь ска­зать, что у них бы­ло рас­кры­тие, а кто та­кой этот со­ста­ви­тель (для ко­то­ро­го, ко­неч­но же, бы­ло бы ог­ром­ной на­гра­дой быть пра­хом под их но­га­ми), что­бы ска­зать, что его удел был луч­ше их уде­ла?

Од­на­ко тут я ни­че­го не до­ба­вил к мо­им учи­те­лям и не от­крыл ни­че­го но­во­го. Как ты уви­дишь в ссыл­ках при со­став­ле­нии, все, ска­зан­ное мной, уже за­пи­са­но и опи­са­но в «Шмо­на Ша­рим», в «Эц Ха­им» и в «Ма­во Шаа­рим» Ари. И я не до­ба­вил к это­му ни еди­но­го сло­ва, но на­ме­ре­ва­лись они скрыть ска­зан­ное, и по­это­му рас­сея­ли это по­всю­ду – кое-что здесь и кое-что там.

И это по­то­му, что все по­ко­ле­ние еще не со­стоя­ло из од­них греш­ни­ков, и не­об­хо­ди­ма бы­ла уси­лен­ная ох­ра­на. То­гда как в нас осу­ще­ст­ви­лось все, пред­ска­зан­ное муд­ре­ца­ми о при­хо­де Ма­шиа­ха, что в та­ком по­ко­ле­нии сно­ва не бу­дет стра­ха пе­ред рас­кры­ти­ем муд­ро­сти, как мы уже го­во­ри­ли вы­ше, и по­это­му сло­ва мои от­кры­ты и упо­ря­до­че­ны.

6. А те­перь слу­шай­те ме­ня, сы­ны: дей­ст­ви­тель­но нау­ка эта вы­плес­ну­та на­ру­жу, и вот сей­час с пло­ща­дей взы­ва­ет к вам: «Кто за Твор­ца — ко мне, не пус­тая вещь я для вас. Ибо я — жизнь ва­ша и дол­го­ле­тие ва­ше. Ведь соз­да­ны вы бы­ли не для то­го, что­бы вер­нуть­ся по­сле за­вер­ше­ния по­ле­вых ра­бот, вы и ос­лы ва­ши, к од­ним яс­лям. И как не бу­дет пред­на­зна­че­ни­ем ос­ла слу­жить всем ос­лам его по­ко­ле­ния в ми­ре, так не бу­дет пред­на­зна­че­ни­ем че­ло­ве­ка слу­жить те­лам всех соз­да­ний, со­вре­мен­ни­ков его жи­вот­но­го те­ла. Но пред­на­зна­че­ние ос­ла – слу­жить че­ло­ве­ку, ко­то­рый вы­ше его, что­бы при­но­сить ему поль­зу. А пред­на­зна­че­ние че­ло­ве­ка — слу­жить Твор­цу и вос­пол­нить Его на­ме­ре­ние».

Предисловие к книге «Зоар»Й. Аш­лаг

…57. Из вы­ше­ска­зан­но­го мож­но по­нять при­чи­ну ду­хов­ной тьмы и не­зна­ния, об­на­ру­жи­вае­мые в на­шем по­ко­ле­нии, че­го не бы­ло во всех пре­ды­ду­щих по­ко­ле­ни­ях. И это по­то­му, что да­же ра­бо­таю­щие на Твор­ца пе­ре­ста­ли за­ни­мать­ся изу­че­ни­ем нау­ки Каб­ба­ла.

И го­во­рит об этом Рам­бам, при­во­дя жиз­нен­ный при­мер: «Ес­ли ко­лон­на из ты­ся­чи сле­пых лю­дей идет по до­ро­ге, и есть во гла­ве ко­лон­ны хо­тя бы один зря­чий, то все они уве­ре­ны в том, что идут по пря­мой до­ро­ге и не упа­дут, ве­до­мые тем, кто ви­дит путь, но ес­ли не бу­дет в го­ло­ве ко­лон­ны зря­че­го по­во­ды­ря, не­со­мнен­но, со­бьют­ся с пу­ти и за­те­ря­ют­ся».

Так и в на­шем слу­чае. Ес­ли бы на­шлись ра­бо­таю­щие на Твор­ца, за­ни­маю­щие­ся внут­рен­ней ча­стью То­ры, и при­тя­ну­ли бы пол­ный свет Бес­ко­неч­но­сти, то все по­ко­ле­ние по­шло бы за ни­ми, и все бы­ли бы уве­ре­ны, что не оши­бут­ся на этом пу­ти. Но ес­ли и ра­бо­таю­щие на Твор­ца от­да­ли­лись от нау­ки Каб­ба­ла, ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что все по­ко­ле­ние оши­ба­ет­ся по их ви­не.

58. Но знаю я, что при­чи­на это­го в том, что упа­ла ве­ра, осо­бен­но ве­ра в ве­ли­ких муд­ре­цов по­ко­ле­ний, а кни­ги Каб­ба­лы и кни­га «Зо­ар» пол­ны при­ме­ров, взя­тых из на­ше­го ми­ра. По­это­му страх воз­ни­ка­ет у ка­ж­до­го, что вре­да бу­дет боль­ше, чем поль­зы, по­сколь­ку лег­ко мож­но на­чать пред­став­лять се­бе ове­ще­ст­в­лен­ные об­ра­зы.

И это то, что обя­за­ло ме­ня сде­лать под­роб­ные ком­мен­та­рии на со­чи­не­ния ве­ли­ко­го Ари, а те­перь и на «Зо­ар», и этим я пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­вал страх, по­то­му как про­яс­нил все ду­хов­ные по­ня­тия, от­де­лив их от ка­ко­го бы то ни бы­ло ма­те­ри­аль­но­го пред­став­ле­ния, вы­ве­дя их за по­ня­тия вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, как убе­дят­ся изу­чаю­щие, да­бы по­зво­лить лю­бо­му из масс изу­чать кни­гу «Зо­ар» и ум­но­жать ра­зум в ее све­те.

И на­звал я этот ком­мен­та­рий «Су­лам» [Ле­ст­ни­ца], да­бы по­ка­зать, что пред­на­зна­че­ние его та­кое же, как у ле­ст­ни­цы, по­сколь­ку ес­ли пе­ред то­бой пре­крас­ная вер­ши­на, то не хва­та­ет толь­ко ле­ст­ни­цы под­нять­ся к ней, и то­гда в тво­их ру­ках все со­кро­ви­ща ми­ра. Но ле­ст­ни­ца не яв­ля­ет­ся це­лью са­ма по се­бе, по­то­му что ес­ли ос­та­но­вишь­ся на ее сту­пе­нях и не бу­дешь под­ни­мать­ся, то не вы­пол­нишь тре­буе­мое и за­ду­ман­ное.

Так и с мо­им ком­мен­та­ри­ем к кни­ге «Зо­ар»: це­лью мо­ей не бы­ло разъ­яс­нить всю глу­би­ну «Зоа­ра» так, что не­воз­мож­но бы­ло бы вы­ра­зить боль­ше­го, а ука­зать путь и сде­лать из это­го ком­мен­та­рия ру­ко­во­дство к дей­ст­вию для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, что­бы смог он с его по­мо­щью под­нять­ся, вник­нуть в глу­би­ну и уви­деть суть кни­ги «Зо­ар». Толь­ко в этом за­клю­ча­ет­ся цель мое­го ком­мен­та­рия.

…66. Знай, что во всем есть внут­рен­нее и внеш­нее. Из­ра­иль (по­том­ки Ав­раа­ма, Иц­ха­ка и Яко­ва) от­но­сит­ся к внут­рен­ней час­ти все­го ми­ра, а ос­таль­ные на­ро­ды счи­та­ют­ся его на­руж­ной ча­стью. И сам Из­ра­иль де­лит­ся на внут­рен­нюю часть — это со­вер­шен­ные, ра­бо­таю­щие на Твор­ца, и на­руж­ную часть — те, ко­то­рые этим не за­ни­ма­ют­ся. Так­же и в на­ро­дах ми­ра, есть внут­рен­няя часть — это пра­вед­ни­ки на­ро­дов ми­ра, и есть на­руж­ная часть — гру­бые и при­но­ся­щие вред лю­ди.

А так­же в сре­де ра­бо­таю­щих на Твор­ца в на­ро­де Из­раи­ля: есть в них внут­рен­няя часть — те, кто удо­сто­ил­ся по­нять внут­рен­нюю ду­шу То­ры и ее тай­ны, и на­руж­ная часть — те, кто за­ни­ма­ет­ся толь­ко ме­ха­ни­че­ским вы­пол­не­ни­ем То­ры. И в ка­ж­дом че­ло­ве­ке из на­ро­да Из­раи­ля есть внут­рен­няя часть — часть Из­раи­ля, пред­став­ляю­щая со­бой точ­ку в серд­це, и на­руж­ная часть — часть на­ро­дов ми­ра, то есть са­мо его те­ло. Но да­же на­ро­ды ми­ра в нем счи­та­ют­ся ге­ра­ми, по­сколь­ку «при­ле­п­лен­ные» к его внут­рен­ней час­ти они по­доб­ны пра­вед­ни­кам, пе­ре­шед­шим от на­ро­дов ми­ра в Из­ра­иль.

67. И ко­гда че­ло­век из на­ро­да Из­раи­ля воз­вы­ша­ет и ува­жа­ет свою внут­рен­нюю часть — Ис­ра­эль, над на­руж­ной — на­хо­дя­щие­ся в нем на­ро­ды ми­ра, то есть при­кла­ды­ва­ет ос­нов­ные свои уси­лия для воз­вы­ше­ния и уси­ле­ния сво­ей внут­рен­ней час­ти на поль­зу сво­ей ду­ши, а ма­лые уси­лия и толь­ко в не­об­хо­ди­мой ме­ре он на­прав­ля­ет на под­дер­жа­ние су­ще­ст­во­ва­ния час­ти на­ро­дов ми­ра, что в нем, то есть для обес­пе­че­ния по­треб­но­стей те­ла, то, как ска­за­но, «де­ла­ет То­ру сво­им по­сто­ян­ным за­ня­ти­ем, а свою спе­ци­аль­ность — вто­ро­сте­пен­ным», и то­гда дей­ст­вия его, как во внут­рен­ней, так и в на­руж­ной час­ти все­го ми­ра, при­во­дят к то­му, что на­род Из­раи­ля воз­вы­ша­ет­ся в сво­ем со­вер­шен­ст­ве, а на­ро­ды ми­ра, пред­став­ляю­щие со­бой на­руж­ную часть об­ще­го ми­ра, осоз­на­ют и це­нят ве­ли­чие сы­нов Из­раи­ля.

Но ес­ли на­обо­рот че­ло­век из сы­нов Из­раи­ля воз­вы­ша­ет и це­нит свою внеш­нюю часть, ко­то­рая яв­ля­ет­ся ча­стью на­ро­дов ми­ра, то его на­руж­ная часть воз­вы­ша­ет­ся, а сам он, то есть внут­рен­няя часть — на­род Из­раи­ля в нем, опус­ка­ет­ся. И то­гда свои­ми дей­ст­вия­ми он при­во­дит к то­му, что на­руж­ная часть во всем ми­ре, на­ро­ды ми­ра, воз­вы­ша­ют­ся над на­ро­дом Из­раи­ля, по­вер­гая его в прах, и сы­ны Из­раи­ля, внут­рен­няя часть ми­ра, опус­ка­ют­ся все ни­же и ни­же.

68. И не удив­ляй­ся, что один че­ло­век мо­жет вы­звать воз­вы­ше­ние или па­де­ние все­го ми­ра. Это не­ру­ши­мый за­кон, со­глас­но ко­то­ро­му часть и це­лое рав­ны как две ка­п­ли во­ды, и все со­вер­шаю­щее­ся в це­лом со­вер­ша­ет­ся так­же и в его час­ти. И на­обо­рот, со­вер­шае­мое час­тя­ми про­ис­хо­дит в це­лом, так как не про­явит­ся це­лое, по­ка не про­явят­ся его час­ти, со­от­вет­ст­вен­но сво­ему ко­ли­че­ст­ву и ка­че­ст­ву. Так что, не­со­мнен­но, дей­ст­вие со­от­вет­ст­вую­щей час­ти опус­ка­ет или воз­вы­ша­ет все це­лое. Та­ким об­ра­зом, разъ­яс­ня­ет­ся ска­зан­ное в «Зо­ар», что изу­че­ни­ем кни­ги «Зо­ар» и ис­тин­ной муд­ро­сти удо­сто­ят­ся вый­ти из из­гна­ния к пол­но­му из­бав­ле­нию, что на пер­вый взгляд не­по­нят­но: ка­кое от­но­ше­ние име­ет изу­че­ние «Зо­ар» к спа­се­нию на­ро­да Из­раи­ля от на­ро­дов ми­ра?

69. И из ска­зан­но­го ста­но­вит­ся яс­но, что в То­ре, как и во всем ми­ре, так­же есть внут­рен­няя и на­руж­ная час­ти. В со­от­вет­ст­вии с этим, в за­ня­ти­ях То­рой есть две сту­пе­ни. И ес­ли че­ло­век уве­ли­чи­ва­ет свои уси­лия в изу­че­нии внут­рен­ней час­ти То­ры и ее тайн, то в этой сте­пе­ни при­во­дит к воз­вы­ше­нию внут­рен­ней час­ти ми­ра, ко­то­рой яв­ля­ет­ся на­род Из­раи­ля, над на­руж­ной ча­стью ми­ра, ко­то­рой яв­ля­ют­ся на­ро­ды ми­ра, и все на­ро­ды при­зна­ют пре­вос­ход­ст­во Из­раи­ля над ни­ми, по­ка не ис­пол­нит­ся ска­зан­ное: «И возь­мут на­ро­ды Из­ра­иль и при­ве­дут в ме­сто его; и дом Из­раи­ля при­мет их в на­сле­дие на зем­ле Твор­ца».

И ска­за­но так­же: «Так ска­зал Тво­рец: «Вот Я про­тя­ну к на­ро­дам ру­ку мою, и пе­ред пле­ме­на­ми под­ни­му зна­мя мое, и они при­не­сут сы­но­вей тво­их в по­ле, и до­че­ри твои не­со­мы бу­дут на их пле­чах».

Но ес­ли, не дай Бог, на­обо­рот: че­ло­век из на­ро­да Из­раи­ля при­ни­жа­ет важ­ность внут­рен­ней час­ти То­ры и ее тайн, го­во­ря­щих о пу­тях раз­ви­тия ис­прав­ле­ния на­ших душ и сту­пе­нях их ду­хов­но­го воз­вы­ше­ния, а так­же смысл и вку­сы за­по­ве­дей от­но­си­тель­но на­руж­ной час­ти То­ры, го­во­ря­щей толь­ко об их ме­ха­ни­че­ском ис­пол­не­нии; или ес­ли за­ни­ма­ет­ся внут­рен­ней ча­стью То­ры, но уде­ля­ет это­му ми­ни­мум вре­ме­ни, как че­му-то не­зна­чи­тель­но­му, то этим при­во­дит к по­ни­же­нию до са­мо­го низ­ше­го уров­ня внут­рен­ней час­ти ми­ра, сы­нов Из­раи­ля, и уси­ле­нию внеш­ней час­ти ми­ра, на­ро­дов ми­ра, ко­то­рые уни­зят и бу­дут пре­зи­рать сы­нов Из­раи­ля, счи­тая их чем-то не­нуж­ным и лиш­ним, в чем мир со­вер­шен­но не ну­ж­да­ет­ся.

И бо­лее то­го, при­во­дят этим к то­му, что да­же внеш­няя часть на­ро­дов ми­ра уси­ли­ва­ет­ся над их же внут­рен­ней ча­стью так, что наи­худ­шие из них, наи­боль­шие вре­ди­те­ли и раз­ру­ши­те­ли ми­ра, уси­ли­ва­ют­ся и воз­вы­ша­ют­ся все вы­ше над их внут­рен­ней ча­стью - пра­вед­ни­ка­ми на­ро­дов ми­ра. Вот то­гда и про­ис­хо­дят все ужас­ные раз­ру­ше­ния и убий­ст­ва, че­му бы­ло сви­де­те­лем на­ше по­ко­ле­ние. Да по­ща­дит нас Соз­да­тель!

Та­ким об­ра­зом, мы ви­дим, что из­бав­ле­ние Из­раи­ля и все его ве­ли­чие за­ви­сит толь­ко от изу­че­ния кни­ги «Зо­ар» и внут­рен­ней час­ти То­ры. И, на­обо­рот, все раз­ру­ше­ния и все па­де­ния сы­нов Из­раи­ля — толь­ко вслед­ст­вие то­го, что ос­та­ви­ли они внут­рен­нюю часть То­ры, при­ни­зи­ли ее зна­че­ние до са­мо­го низ­ше­го уров­ня и сде­ла­ли ее ве­щью, в ко­то­рой во­об­ще нет ни­ка­кой по­треб­но­сти.

70. Ска­за­но в кни­ге «Зо­ар»: «Встань­те и про­бу­ди­тесь ра­ди ду­ши Из­раи­ля, ведь пус­то серд­це ва­ше без муд­ро­сти зна­ния и по­сти­же­ния Твор­ца, хо­тя Он и на­хо­дит­ся внут­ри вас». И как на­пи­са­но (Йе­шайя, 40): «Го­лос Его сту­чит­ся в серд­це ка­ж­до­го из на­ро­да Из­раи­ля, при­зы­вая мо­лить­ся, что­бы под­нять из пра­ха свя­тую Шхи­ну — об­щую ду­шу все­го на­ро­да Из­раи­ля. Но Шхи­на от­ве­ча­ет: «Нет во мне си­лы са­мой под­нять­ся из пра­ха — все как жи­вот­ные, жую­щие тра­ву». То есть ис­пол­ня­ют за­по­ве­ди без вся­ко­го ра­зу­ма, как жи­вот­ные, и все, что де­ла­ют они — де­ла­ют лишь для се­бя са­мих.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, в ис­пол­не­нии за­по­ве­ди нет у них на­ме­ре­ния дос­та­вить ра­дость Твор­цу — лишь ра­ди са­мих се­бя ис­пол­ня­ют они за­по­ве­ди. И да­же наи­луч­шие из них, про­во­дя­щие вре­мя за за­ня­тия­ми То­рой, де­ла­ют это толь­ко для вы­го­ды их те­ла, без же­ла­тель­но­го на­ме­ре­ния дос­та­вить на­сла­ж­де­ние Твор­цу.

В та­ком слу­чае ска­за­но о по­доб­ном по­ко­ле­нии, что дух ухо­дит и не воз­вра­тит­ся ни­ко­гда. То есть дух Ма­шиа­ха, не­об­хо­ди­мый для из­бав­ле­ния на­ро­да Из­раи­ля от всех его стра­да­ний, для пол­но­го ос­во­бо­ж­де­ния, ко­гда во­пло­тит­ся ска­зан­ное: «И на­пол­нит­ся зем­ля Из­раи­ля зна­ни­ем Твор­ца», — дух этот ис­че­за­ет и не све­тит боль­ше в ми­ре.

Го­ре тем, кто яв­ля­ет­ся при­чи­ной то­го, что дух Ма­шиа­ха ис­чез­нет и, мо­жет быть, ни­ко­гда не смо­жет вер­нуть­ся в мир, по­то­му что они де­ла­ют То­ру су­хой, без ка­кой-ли­бо при­ме­си ума и зна­ния, по­то­му как ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся толь­ко ис­пол­ни­тель­ной ча­стью То­ры и не же­ла­ют по­ста­рать­ся ­по­нять нау­ку Каб­ба­ла, по­знать и изу­чить тай­ны То­ры и смысл за­по­ве­дей. Го­ре им, вы­зы­ваю­щим свои­ми по­ступ­ка­ми го­лод, бед­ность, жес­то­кость, уни­же­ние, убий­ст­ва и гра­беж в ми­ре.

71. И смысл ска­зан­но­го, как бы­ло разъ­яс­не­но, в том, что за­ни­маю­щие­ся внеш­ней То­рой, пре­неб­ре­га­ют сво­ей внут­рен­ней ча­стью и внут­рен­ней ча­стью То­ры, от­но­сясь к ней так, как буд­то нет в ней ни­ка­кой не­об­хо­ди­мо­сти, уде­ляя ее изу­че­нию ни­чтож­но ма­лое вре­мя. Они по­доб­ны сле­пым, ты­каю­щим­ся в сте­ну, так как уси­ли­ва­ют свою внеш­нюю часть, то есть иду­щее лишь на поль­зу те­ла. А так же, при­да­вая важ­ность внеш­ней То­ре бо­лее чем внут­рен­ней То­ре, они при­во­дят к то­му, что все, что от­но­сит­ся к внеш­ней час­ти ми­ра, уси­ли­ва­ет­ся по от­но­ше­нию к его внут­рен­ней час­ти.

И как внеш­няя часть на­ро­да Из­раи­ля, то есть на­ро­ды ми­ра в нем, уси­ли­ва­ет­ся и при­ни­жа­ет внут­рен­нюю часть на­ро­да Из­раи­ля — муд­ре­цов То­ры, так и внеш­няя часть на­ро­дов ми­ра, раз­ру­ши­те­ли, уси­ли­ва­ют­ся и ан­ну­ли­ру­ют их внут­рен­нюю часть — пра­вед­ни­ков на­ро­дов ми­ра. Так же и внеш­няя часть все­го ми­ра (на­ро­ды ми­ра) уси­ли­ва­ет­ся и ан­ну­ли­ру­ет сы­нов Из­раи­ля, ко­то­рые яв­ля­ют­ся внут­рен­ней ча­стью ми­ра.

И в та­ком по­ко­ле­нии все раз­ру­ши­те­ли на­ро­дов ми­ра под­ни­ма­ют го­ло­ву и, в ос­нов­ном, же­ла­ют унич­то­же­ния сы­нов Из­раи­ля, как ска­за­но в Тал­му­де: «Все стра­да­ния при­хо­дят в мир толь­ко для Из­раи­ля». Как ска­за­но в «Ти­ку­ней Зо­ар»: «Они вы­зы­ва­ют свои­ми по­ступ­ка­ми го­лод, бед­ность, жес­то­кость, уни­же­ние, убий­ст­ва и гра­беж во всем ми­ре».

И по­сле на­ших боль­ших пре­гре­ше­ний, мы ста­ли сви­де­те­ля­ми все­го пред­ска­зан­но­го в кни­ге «Зо­ар», тем бо­лее что на­ка­за­ние ка­са­ет­ся, в пер­вую оче­редь, луч­ших из нас, как ска­за­но в Тал­му­де: «Все­гда на­чи­на­ют имен­но с пра­вед­ни­ков». И от все­го цве­та То­ры, что был у Из­раи­ля в Поль­ше и Лит­ве, не ос­та­лось нам ни­че­го, кро­ме жал­ких ос­тат­ков в на­шей стра­не. И те­перь толь­ко на нас, на эти ос­тат­ки, воз­ло­же­но ис­пра­вить это страш­ное ис­ка­же­ние.

И ес­ли ка­ж­дый из нас, ос­тат­ков про­шло­го, при­мет на се­бя всей ду­шой и ра­зу­мом, обя­зан­ность воз­ве­ли­чить от­ны­не и да­лее внут­рен­нюю часть То­ры и пре­дос­та­вить ей дос­той­ное ме­сто, в со­от­вет­ст­вии с ее ис­тин­ной зна­чи­мо­стью по от­но­ше­нию к внеш­ней час­ти То­ры, то­гда ка­ж­дый из нас удо­сто­ит­ся уси­лить свою внут­рен­нюю часть, то есть часть Из­раи­ля в се­бе — по­треб­но­сти его ду­ши, над внеш­ней сво­ей ча­стью — на­ро­да­ми ми­ра, что в нем, по­треб­но­стя­ми те­ла.

И про­явит­ся эта си­ла так­же во всем на­ро­де Из­раи­ля, так, что на­ро­ды ми­ра, что в нас, осоз­на­ют и уз­на­ют важ­ность и ве­ли­чие ве­ли­ких из Из­раи­ля над ни­ми, ус­лы­шат их и бу­дут по­ви­но­вать­ся им. И то­гда внут­рен­няя часть на­ро­дов ми­ра, пра­вед­ни­ки на­ро­дов ми­ра, уси­лят­ся и по­ко­рят их внеш­нюю часть — раз­ру­ши­те­лей ми­ра. А внут­рен­няя часть ми­ра, Из­ра­иль, пре­взой­дет во всем ве­ли­чии и в важ­но­сти внеш­нюю часть ми­ра — на­ро­ды ми­ра.

И то­гда все на­ро­ды ми­ра осоз­на­ют и при­мут важ­ность Из­раи­ля над ни­ми и ис­пол­нит­ся ска­зан­ное: «И возь­мут на­ро­ды Из­ра­иль и при­ве­дут в ме­сто его; и дом Из­раи­ля при­мет их в на­сле­дие на зем­ле Твор­ца», как ска­за­но: «И при­не­сут сы­но­вей тво­их в по­ле, и до­че­ри твои не­со­мы бу­дут на их пле­чах».

И ис­пол­нит­ся это, как пред­ска­зы­ва­ет кни­га «Зо­ар»: «Си­лой этой кни­ги вый­дут из не­во­ли ми­ло­стью Твор­ца». Да бу­дет к это­му же­ла­ние. Амен!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.