Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследие Бааль Сулама






Наи­бо­лее мас­штаб­ный пе­ри­од по­яв­ле­ния но­во­го под­хо­да в из­ло­же­нии каб­ба­лы при­хо­дит­ся на ХХ в. Ме­то­ди­ку ду­хов­но­го по­сти­же­ния для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка смог соз­дать ве­ли­кий каб­ба­лист XX в., соб­ст­вен­но, наш со­вре­мен­ник, рав Йе­гу­да ­Аш­лаг, по­лу­чив­ший имя Ба­аль Су­лам по на­зва­нию сво­его ком­мен­та­рия «Су­лам» [Pеrush Ha-Sulam] на «Кни­гу Зо­ар». Его тру­ды, по­ми­мо от­ра­же­ния глу­бо­чай­ше­го ду­хов­но­го опы­та, от­ли­ча­ют­ся по­ис­ти­не уни­каль­ной ши­ро­той спек­тра об­су­ж­дае­мых тем и впе­чат­ляю­щим на­бо­ром на­уч­ных фак­тов о строе­нии ми­ро­зда­ния, где ак­цент де­ла­ет­ся на ро­ли и на­зна­че­нии че­ло­ве­ка. Ба­аль Су­лам счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­ной каб­ба­лы, так как яв­ля­ет­ся соз­да­те­лем но­во­го под­хо­да к тру­дам Ари. Им на­пи­са­но бо­лее де­сят­ка книг.

Рав Йе­гу­да Аш­лаг (Ба­аль Су­лам)

Рав Йе­гу­да Аш­лаг (Ба­аль Су­лам) ро­дил­ся в Вар­ша­ве, в 1884 г., и уже с мо­ло­дых лет был от­ме­чен учи­те­ля­ми как че­ло­век, не­пре­стан­но стре­мя­щий­ся к рас­кры­тию тайн ми­ро­зда­ния. Он по­ра­жал сво­их на­став­ни­ков бле­стя­щим зна­ни­ем всех ос­но­во­по­ла­гаю­щих книг иу­да­из­ма, а так­же был зна­ком в ори­ги­на­ле с про­из­ве­де­ния­ми вы­даю­щих­ся за­пад­ных фи­ло­со­фов, сре­ди ко­то­рых Кант, Ге­гель, Шо­пен­гау­эр, Ниц­ше и Маркс. Впо­след­ст­вии в сво­их стать­ях он со­пос­та­вит их взгля­ды с по­зи­ци­ей каб­ба­лы.

По окон­ча­нии Пер­вой ми­ро­вой вой­ны (в 1921 г.) Ба­аль Су­лам по­ки­да­ет Поль­шу и пе­ре­во­зит свою се­мью в Из­ра­иль (Па­ле­сти­ну). Сра­зу по при­бы­тию в Ие­ру­са­лим, он от­прав­ля­ет­ся в древ­нюю каб­ба­ли­сти­че­скую шко­лу «Бейт Эль», быв­шую в те­че­ние 200 лет цен­тром изу­че­ния каб­ба­лы, но до­воль­но ско­ро раз­оча­ро­вы­ва­ет­ся в ие­ру­са­лим­ских каб­ба­ли­стах, уров­не их зна­ний и под­хо­де к изу­че­нию каб­ба­лы. Ви­дя сло­жив­шую­ся си­туа­цию ду­хов­но­го па­де­ния масс и же­лая из­ме­нить ход ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, пред­ве­щаю­ще­го на­сту­п­ле­ние но­вой ка­та­ст­ро­фы, пе­рио­да тя­же­лых стра­да­ний и ли­ше­ний, Ба­аль Су­лам ор­га­ни­зо­вы­ва­ет груп­пу уче­ни­ков и на­чи­на­ет пи­сать кни­ги, что­бы обу­чить лю­дей ме­то­ди­ке пра­виль­но­го вос­при­ятия ре­аль­но­сти и ра­зум­но­го су­ще­ст­во­ва­ния в ней. Уже в Поль­ше он стал из­вес­тен как ве­ли­кий зна­ток каб­ба­лы, уче­ник муд­рей­ших каб­ба­ли­стов, про­дол­жав­ших це­поч­ку пе­ре­да­чи каб­ба­ли­сти­че­ских зна­ний по­сле Ба­аль Шем-То­ва.

В 1926 г. Ба­аль Су­лам уез­жа­ет в Лон­дон, где на про­тя­же­ние двух лет ра­бо­та­ет над соз­да­ни­ем ком­мен­та­рия «Сияю­щий лик» [Sеfеr Panim Mеirot u-Masbirot] на кни­гу Ари «Дре­во жиз­ни». Весь этот пе­ри­од он ве­дет тес­ную пе­ре­пис­ку со свои­ми уче­ни­ка­ми, в ко­то­рой объ­яс­ня­ет им ос­нов­ные прин­ци­пы ду­хов­ной ра­бо­ты че­ло­ве­ка*.

Вер­нув­шись в Ие­ру­са­лим (1928), Ба­аль Су­лам про­должа­ет пре­по­да­вать каб­ба­лу и пи­сать, и че­рез не­сколь­ко лет из­да­ет свой мо­ну­мен­таль­ный труд — трак­тат под на­зва­ни­ем «Уче­ние Де­ся­ти Сфи­рот» [Talmud Еsеr ha-Sеfirot]. Де­сять сфи­рот — это внут­рен­няя струк­ту­ра ми­ро­зда­ния, оп­ре­де­ляю­щая все его строе­ние, вклю­чая как ду­хов­ный мир, так и наш.

Кни­га «Уче­ние Де­ся­ти Сфи­рот» со­сто­ит из шес­ти то­мов, это свы­ше 2 000 стра­ниц, и вклю­ча­ет в се­бя все, что бы­ло соз­да­но каб­ба­ли­ста­ми на про­тя­же­нии ис­то­рии каб­ба­лы. В от­ли­чие от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, Ба­аль Су­лам со­ста­вил ее, сле­дуя всем ка­но­нам ака­де­ми­че­ско­го учеб­ни­ка: в ней име­ет­ся спи­сок кон­троль­ных во­про­сов и от­ве­тов для са­мо­про­вер­ки, сло­варь оп­ре­де­ле­ний слов и ос­нов­ных по­ня­тий, ал­фа­вит­ный ука­за­тель, сно­ски на ли­те­ра­тур­ные ис­точ­ни­ки. В пер­вой час­ти кни­ги Ба­аль Су­лам пи­шет о це­ли этой ра­бо­ты: «В этом мо­ем ана­ли­зе я при­ло­жил уси­лия объ­яс­нить де­сять сфи­рот, как это­му нау­чил нас бо­же­ст­вен­ный муд­рец Ари­заль, — в со­от­вет­ст­вии с их ду­хов­ной чис­то­той, сво­бод­ной от ка­ких бы то ни бы­ло ося­зае­мых по­ня­тий, что­бы лю­бой на­чи­наю­щий мог при­сту­пить к изу­че­нию нау­ки каб­ба­ла и не по­тер­петь не­удач по при­чи­не ма­те­риа­ли­за­ции зна­че­ний слов или дру­гих оши­бок, так как по­ни­ма­ние этих де­ся­ти сфи­рот от­кро­ет так­же воз­мож­ность рас­смот­реть и уз­нать, как по­ни­мать ос­таль­ные во­про­сы этой нау­ки»*.

В сво­их ра­бо­тах Ба­аль Су­лам стре­мил­ся вы­ра­зить внут­рен­нюю суть каб­ба­лы, очи­стить ее от при­ми­тив­ных сред­не­ве­ко­вых пред­став­ле­ний о ней, как о мис­ти­ке и ма­гии, пол­ной чу­дес и аб­сурд­ных фан­тас­ма­го­рий; он ви­дел в этой нау­ке мощ­ное ору­дие для из­ме­не­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка.

В 1940 г. Ба­аль Су­лам при­сту­па­ет к соз­да­нию ком­мен­та­рия на «Кни­гу Зо­ар», под на­зва­ни­ем «Пе­руш а-Су­лам» [Pеrush ha-Sulam] (ив­рит — букв. «ком­мен­та­рий ле­ст­ни­цы»). Не­смот­ря на пло­хое со­стоя­ние здо­ро­вья, он не­пре­стан­но ра­бо­та­ет по во­сем­на­дцать ча­сов в су­тки в те­че­ние три­на­дца­ти лет. О не­об­хо­ди­мо­сти соз­да­ния это­го фун­да­мен­таль­но­го тру­да Ба­аль Су­лам пи­шет в «Пре­ди­сло­вии к кни­ге Зо­ар»:

«Из вы­ше­ска­зан­но­го мож­но по­нять при­чи­ну ду­хов­ной тьмы и не­зна­ния, об­на­ру­жи­вае­мые в на­шем по­ко­ле­нии, ко­то­ро­го не на­блю­да­лось во всех пре­ды­ду­щих по­ко­ле­ни­ях. И это по­то­му, что лю­ди пе­ре­ста­ли за­ни­мать­ся изу­че­ни­ем нау­ки каб­ба­ла…

Од­на­ко я знаю, что при­чи­на это­го кро­ет­ся в том, что упа­ла ве­ра, осо­бен­но ве­ра в ве­ли­ких муд­ре­цов по­ко­ле­ний, а кни­ги каб­ба­лы и «Кни­га Зо­ар» пол­ны при­ме­ров, взя­тых из на­ше­го ми­ра. По­это­му страх воз­ни­ка­ет у ка­ж­до­го, что вре­да бу­дет боль­ше, чем поль­зы, по­сколь­ку лег­ко мож­но на­чать пред­став­лять се­бе ове­ще­ст­в­лен­ные об­ра­зы.

Это и обя­за­ло ме­ня сде­лать под­роб­ные ком­мен­та­рии на со­чи­не­ния ве­ли­ко­го Ари, а те­перь и на «Кни­гу Зо­ар», и этим я пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­вал страх, по­то­му как про­яс­нил все ду­хов­ные по­ня­тия, от­де­лив их от ка­ко­го бы то ни бы­ло ма­те­ри­аль­но­го пред­став­ле­ния, вы­ве­дя за по­ня­тия вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, как убе­дят­ся изу­чаю­щие, да­бы по­зво­лить лю­бо­му из масс изу­чать «Кни­гу Зо­ар» и ум­но­жать ра­зум в ее све­те.

Я на­звал этот ком­мен­та­рий «Су­лам» [Ле­ст­ни­ца], да­бы по­ка­зать, что пред­на­зна­че­ние его та­кое же, как у ле­ст­ни­цы, по­сколь­ку, ес­ли пе­ред то­бой пре­крас­ная вер­ши­на, то не хва­та­ет толь­ко ле­ст­ни­цы, что­бы под­нять­ся к ней, и то­гда в тво­их ру­ках ока­жут­ся все со­кро­ви­ща ми­ра. Од­на­ко ле­ст­ни­ца не яв­ля­ет­ся це­лью са­ма по се­бе, по­то­му что, ес­ли ос­та­но­вишь­ся на ее сту­пе­нях и не бу­дешь под­ни­мать­ся, то не вы­пол­нишь тре­буе­мое и за­ду­ман­ное.

Так и с мо­им ком­мен­та­ри­ем к «Кни­ге Зо­ар»: це­лью мо­ей не бы­ло разъ­яс­нить всю ее глу­би­ну так, что­бы не­воз­мож­но бы­ло вы­ра­зить боль­ше­го, а ука­зать путь и сде­лать из это­го ком­мен­та­рия ру­ко­во­дство к дей­ст­вию для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, что­бы смог он с его по­мо­щью под­нять­ся, вник­нуть в глу­би­ну и уви­деть суть «Кни­ги Зо­ар». Толь­ко в этом за­клю­ча­ет­ся цель мое­го ком­мен­та­рия»*.

По­сле вы­хо­да в свет кни­ги «Пе­руш а-Су­лам» рав Й. Аш­лаг по­лу­чил имя «Ба­аль Су­лам» (ив­рит — букв. «об­ла­да­тель ле­ст­ни­цы» [в ду­хов­ный мир]), со­глас­но при­ня­то­му сре­ди муд­ре­цов То­ры обы­чаю на­зы­вать че­ло­ве­ка не по име­ни, а по его наи­выс­ше­му дос­ти­же­нию.

По­свя­тив всю свою жизнь обу­че­нию и рас­про­стра­не­нию каб­ба­лы, ос­та­вив по­сле се­бя дра­го­цен­ный ма­те­ри­ал, в ко­то­ром из­ло­же­на вся со­вре­мен­ная каб­ба­ли­сти­че­ская ме­то­ди­ка, ве­ли­чай­ший каб­ба­лист XX в., Ба­аль Су­лам, умер в 1954 г. Его де­ло про­дол­жил стар­ший сын — рав Ба­рух Аш­лаг.

Лишь спус­тя 50 лет по­сле смер­ти Ба­аль Су­ла­ма ака­де­ми­че­ский мир на­чал со­вер­шать роб­кие по­пыт­ки в ис­сле­до­ва­нии его тру­дов, не­смот­ря на то, что все они на­хо­ди­лись в сво­бод­ном дос­ту­пе на пол­ках уни­вер­си­тет­ских биб­лио­тек уже мно­гие го­ды. В де­каб­ре 2004 г. из­ра­иль­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет им. Бен-Гу­рио­на со­вме­ст­но с го­су­дар­ст­вен­ным уни­вер­си­те­том «Бар-Илан» и Ин­сти­ту­том ис­сле­до­ва­ния каб­ба­лы им. ра­ва Аш­ла­га (Ashlag Rеsеarch Institutе) ор­га­ни­зо­ва­ли пер­вую ака­де­ми­че­скую кон­фе­рен­цию, по­свя­щен­ную Ба­аль Су­ла­му и его дея­тель­но­сти, в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие ве­ду­щие из­ра­иль­ские ака­де­ми­че­ские ис­сле­до­ва­те­ли каб­ба­лы и пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных школ уче­ни­ков Аш­ла­га. За год до это­го фа­куль­тет фи­ло­со­фии уни­вер­си­те­та «Бар-Илан» при­нял пер­вую док­тор­скую дис­сер­та­цию, по­свя­щен­ную иде­ям Ба­аль Су­ла­ма.

Док­тор Ави Эль­ка­ям, спе­циа­лист в об­лас­ти ис­сле­до­ва­ния каб­ба­лы из уни­вер­си­те­та «Бар-Илан», ви­дит в при­зна­нии, пусть и позд­нем, зна­чи­мо­сти ра­ва Й. Аш­ла­га ака­де­ми­че­ским ми­ром ис­прав­ле­ние ис­то­ри­че­ской ошиб­ки, до­пу­щен­ной тео­ре­ти­че­ски­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми каб­ба­лы. «Уже сей­час мы мо­жем ска­зать со­вер­шен­но точ­но, — го­во­рит Эль­ка­ям, — что бы­ло не­даль­но­вид­но со сто­ро­ны Гер­шо­ма Шо­ле­ма не раз­гля­деть но­ва­тор­ст­ва Аш­ла­га… Рав Аш­лаг стро­ит в нас по­ни­ма­ние со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, ос­но­ван­ное на каб­ба­ли­сти­че­ском со­ци­аль­но-на­уч­ном под­хо­де. Что­бы хо­ро­шо по­нять Аш­ла­га, нуж­но по­свя­тить это­му мно­гие го­ды, с ут­ра до ве­че­ра. Мы все, весь ака­де­ми­че­ский мир, на­хо­дим­ся еще толь­ко в на­ча­ле на­чал, мы все по­ка еще «в пе­лен­ках» во всем, что ка­са­ет­ся Аш­ла­га»*. Его кол­ле­га из уни­вер­си­те­та им. Бен-Гу­рио­на, док­тор Бо­аз Хус, до­бав­ля­ет: «Аш­лаг аб­сор­би­ру­ет в каб­ба­ле по­ня­тия со­вре­мен­но­го мыш­ле­ния. Мар­кси­ст­ские идеи, на­при­мер, пре­вра­ща­ют­ся в каб­ба­ле Аш­ла­га в часть «диа­лек­ти­че­ской ле­ст­ни­цы», ве­ду­щей к об­ще­ст­вен­но­му из­бав­ле­нию. В из­ло­же­нии Аш­ла­га вся каб­ба­ла вос­при­ни­ма­ет­ся как мо­дель про­грес­са»*.

Док­тор То­ни Ла­ви, ав­тор пер­вой док­тор­ской дис­сер­та­ции по на­сле­дию Ба­аль Су­ла­ма, ви­дит при­чи­ну уни­каль­ной при­тя­га­тель­но­сти каб­ба­лы Аш­ла­га в от­кры­вае­мом ею пу­ти к са­мо­реа­ли­за­ции лич­но­сти. «Сис­те­ма Аш­ла­га, — го­во­рит он, — да­ет че­ло­ве­ку прак­ти­че­ские ин­ст­ру­мен­ты для то­го, что­бы в лю­бой си­туа­ции, в ка­кой бы он не на­хо­дил­ся, взгля­нуть на се­бя и по­нять, где он на­хо­дит­ся с точ­ки зре­ния ду­хов­но­сти. Она пред­ла­га­ет кон­цеп­ту­аль­ную, со­вер­шен­ную сис­те­му. В те­че­ние де­ся­ти лет каб­ба­ла Аш­ла­га рас­про­стра­нит­ся не толь­ко на весь Из­ра­иль, но и на весь мир»*.

Рав Ба­рух Аш­лаг (Ра­баш)

По­след­ним зве­ном в це­поч­ке ве­ли­ких каб­ба­ли­стов древ­но­сти, на­хо­дя­щим­ся бу­к­валь­но на сты­ке про­шло­го и бу­ду­ще­го по­ко­ле­ний, стал стар­ший сын Ба­аль Су­ла­ма — рав Ба­рух Аш­лаг (со­кра­щен­но Ра­баш).

Рав Ба­рух Аш­лаг ро­дил­ся в 1906 г. Еще под­ро­ст­ком он пе­ре­ехал с от­цом из Поль­ши в Ие­ру­са­лим и всю свою жизнь учил­ся у не­го. По­сле смер­ти Ба­аль Су­ла­ма Ра­баш про­дол­жил его де­ло: пол­но­стью из­дал ком­мен­та­рий «Су­лам» и ос­таль­ные ру­ко­пи­си от­ца, а за­тем на­чал пи­сать ста­тьи, в ко­то­рых из­ло­жил чет­кую ме­то­ди­ку внут­рен­ней ра­бо­ты че­ло­ве­ка, стре­мя­ще­го по­стичь ис­тин­ную ре­аль­ность, че­го не сде­лал ни один каб­ба­лист до не­го. В этих стать­ях он дал под­роб­ное опи­са­ние всех эта­пов ду­хов­но­го пу­ти че­ло­ве­ка — от его на­ча­ла и до кон­ца. Впо­след­ст­вии из них был со­став­лен пя­ти­том­ный сбор­ник «Эта­пы по­сти­же­ния» [Shlavеi Ha-Sulam]. Кро­ме то­го, Ра­баш пе­ре­дал нам свои уни­каль­ней­шие за­пи­си объ­яс­не­ний ду­хов­ных со­стоя­ний че­ло­ве­ка, по­лу­чен­ных им от от­ца, ко­то­рые он так и на­звал — «Ша­ма­ти» [Shamati] (ив­рит — «Ус­лы­шан­ное»).

Ра­баш умер в 1991 г. Его кни­ги на­ря­ду с тру­да­ми Ба­аль Су­ла­ма яв­ля­ют­ся са­мым не­об­хо­ди­мым ма­те­риа­лом по нау­ке каб­ба­ла, изу­че­ние ко­то­ро­го рас­кры­ва­ет пе­ред че­ло­ве­ком ис­тин­ную кар­ти­ну ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти и вы­во­дит его на ка­че­ст­вен­но иной, вы­со­кий уро­вень осоз­нан­но­го, ра­зум­но­го су­ще­ст­во­ва­ния в гар­мо­нии с при­ро­дой при пол­ной реа­ли­за­ции выс­ше­го пред­на­зна­че­ния че­ло­ве­ка — по­сти­же­ния За­мыс­ла Тво­ре­ния.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.