Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путин, Владимир 3 страница






Многие эксперты признавали 2004 год наименее удачным за все время с начала президентства Путина. Отмечалось замедление темпов роста экономики и объема инвестиций. Во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес. Возможности принимать реальные решения лишилось и правительство: так, несмотря на сопротивление главы МЭРТ Германа Грефа, в августе 2004 года состоялась продажа основного нефтяного актива " ЮКОСа" - компании " Юганскнефтегаз" - ОАО " НК 'Роснефть'" через подставную фирму " Байкалфинансгруп" (хотя сначала ходили слухи о том, что " Байкалфинансгрупп" была подставной фирмой Газпрома [488]) [489], [451]. Западные наблюдатели объясняли кризис вокруг " ЮКОСа" " жаждой власти" российского президента и желанием правящих кругов получить под свой контроль активы компании [503]. Даже прокремлевски настроенные политологи, постаравшиеся по возможности переложить ответственность за неудачи власти с президента на правительство, указывали на рискованность чрезмерного увлечения президента " наведением порядка" в нефтегазовой отрасли [504]. В августе 2004 года Госдума приняла решение о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий [503]. Реализация этой реформы в 2005 году нанесла серьезный урон популярности Путина в России и была встречена массовыми акциями протеста по всей стране [451], [485]. Ключевым провалом Путина на внешнеполитическом фронте называли неудачные попытки повлиять на исход прошедших на Украине президентских выборов, завершившихся " оранжевой революцией" – победой Виктора Ющенко, поддерживаемого прозападными силами, над Виктором Януковичем, ориентировавшимся на сближение с Россией [487].

В то же время 2004 год можно назвать переломным годом президентства Путина. Один из западных исследователей назвал его первым годом " полновластного" правления Путина в России. Именно тогда тенденции к усилению государственного контроля вышли на новый уровень [487]. Западные наблюдатели вообще склонны противопоставлять политику Путина во время первого и второго срока. По их мнению, поначалу Путину приходилось искать баланс между двумя влиятельными силами: с одной стороны, олигархами, с другой – представителями силовых структур. Именно поэтому, считают критики, верх нередко одерживала небольшая группа либералов, сумевшая добиться экономических успехов первого срока [503]. Политику второго срока, напротив, западная пресса связывала с усилением государственного контроля, наступлением государства на независимые СМИ, олигархов, региональные власти, либеральные политические силы и законодательную власть [503].

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты [498], [499], [495], [451], [494], [497], [486].

Противники Путина говорили о неконституционности изменений в политической системе страны [488]. Новый курс Путина вызвал критику как в России, так и за рубежом. В частности, группа более чем из ста зарубежных ученых и политиков направила открытое письмо лидерам Европейского Союза и НАТО, в котором российского президента обвиняли в отказе от демократических ценностей и диктаторских амбициях [493], [492]. На Западе политический курс Путина расценивали как угрозу российской демократии и экономике страны и говорили о переходе России к общественно-политической модели, характерной для латиноамериканских стран [503]. По мнению критиков Путина, его политический курс, направленный в авторитарное русло, окончательно определился именно к концу 2004 года [488], хотя существование авторитарных тенденций отмечалось еще в начале его президентства [534], [541].

9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом - Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав – США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию [484], [474], [481], [483], [480], [479].

Напряженность в отношениях с Украиной и Грузией, в которых в 2003-2004 годах прошли так называемые " цветные революции", стала одним из ключевых вопросов внешней политики России во время второго президентского срока Путина. В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 - начале 2006 годов [451], [462], [458], а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев [434], [432], [436]. " Цветные революции" и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативный отпечаток на отношения России со странам Запада, что еще больше усугублялось фактом союза между Москвой и Минском, в то время как западные демократии резко осуждали режим Александра Лукашенко в Белоруссии [478], [452]. В отношениях c Соединенными Штатами центральное место занимал конфликт вокруг ядерной программы Ирана [435], [475], [454], [438].

Напряженность в отношениях между Россией и США, как полагали наблюдатели, обещала отразиться на одном из главных событий 2006 года – саммите " Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге [439], [440]. В 2006 году Россия председательствовала в " восьмерке", и в числе тем для обсуждения Путин назвал энергобезопасность, борьбу с инфекционными заболеваниями, вопросы образования, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов и борьбу с терроризмом [433]. На состоявшемся в период с 15 по 17 июля саммите основное внимание было уделено вопросам энергетики. Было обнародовано итоговое заявление лидеров " восьмерки", в котором провозглашался " закон трех Э", то есть трех взаимосвязанных задач: энергобезопасность, экономический рост, экология. Был также предложен " Санкт-петербургский план действий" для достижения глобальной энергетической безопасности [424], [425]. Особым успехом для российской стороны наблюдатели сочли включение в итоговый документ пассажа о развитии ядерной энергетики [422]. В ходе саммита лидеры стран " восьмерки" воздержались от открытой критики политического курса Путина, которой в частности ждали от США [424], [425]. В то же время, вопреки ожиданиям российского президента, Буш не выразил готовности поддержать вступление России в ВТО [424], [425], [422]: по данным прессы, причиной разногласий стали вопросы интеллектуальной собственности и пошлин на сельскохозяйственные продукты [426].

Санкт-петербургский саммит был омрачен начавшимся ливано-израильским конфликтом [425]. Президент России постарался занять взвешенную позицию, выступив и против террористических методов шиитской группировки " Хизбалла", и против " непропорциональной" реакции Израиля [418]. Участники саммита опубликовали совместное заявление по ливанскому кризису [425], в котором осудили действия группировки " Хизбалла", потребовали от нее немедленного освобождения захваченных боевиками израильских военных и прекращения ударов по израильской территории [423]. Единодушия при разработке документа достичь не удалось: Буш и британский премьер Тони Блэр безоговорочно поддерживали Израиль и требовали осуждения не только " Хизбаллы", но и стоящих за ней режимов в Иране и Сирии. Путин, напротив, утверждал, что начатое Израилем военное вторжение в Ливан было отчасти продиктовано скрытыми интересами Иерусалима, и вместе с президентом Франции Жаком Шираком выступил против упоминания Ирана и Сирии в тексте обращения [423]. В целом, по мнению журналистов, заявление лидеров " восьмерки" было выдержано скорее в " российско-французской тональности" [422].

В ходе ближневосточного кризиса в российском руководстве шли споры о целесообразности участия страны в миротворческой операции в Ливане [418]. На июльском саммите в Санкт-Петербурге Путин не подтвердил, но и не опроверг возможность отправки в регион конфликта российских миротворцев. Ключевую роль в процессе преодоления кризиса российский президент отводил ООН [422]. 11 августа Совет безопасности ООН выпустил резолюцию, в соответствии с которой 14 августа состоялось официальное прекращение огня [419]. Россия призвала все стороны конфликта к строгому соблюдению положений резолюции [420], а Путин заявил, что резолюция дает шанс на политическое урегулирование кризиса, которое является единственной альтернативой дальнейшему разрастанию конфликта [421], [419]. 11 сентября 2006 года президент распорядился подготовить к отправке в зону конфликта российского инженерно-саперного батальона, который будет действовать самостоятельно, вне рамок коллективной миротворческой операции ООН [415]. Отправка военных началась в октябре [412].

Во время второго срока Путина приоритеты государственной политики по-прежнему излагались в посланиях к Федеральному Собранию. 26 мая 2004 года были провозглашены три " национальных проекта": преодоление бедности, модернизация вооруженных сил и жилищная реформа. В шестом послании (25 апреля 2005 года) либеральные инициативы в экономической сфере и ориентация на утверждение в России свободного демократического общества соединились с прежним курсом на создание эффективного государственного аппарата. Кроме того, в преддверии 60-летия победы в Великой Отечественной войне Путин упомянул о " солдатах свободы", избавивших мир от фашизма, и отметил историческую роль СССР в победе над Гитлером и его союзниками. В седьмом президентском послании, обнародованном в мае 2006 года, Путин уделил основное внимание двум темам: во-первых, это вопросы демографии и семьи, во-вторых – необходимость модернизации армии. Кроме того, послание содержало критику в адрес США, и некоторые зарубежные наблюдатели сочли его конфронтационным [477], [505], [444], [443], [442].

Осенью 2006 года начался новый виток напряженности в российско-грузинских отношениях. Толчком для него послужил арест 27 сентября в Грузии четверых российских военных, которые были обвинены в шпионаже. Путин охарактеризовал действия Грузии как " государственный терроризм". Россияне были освобождены 2 октября, однако в тот же день Россия ввела против Грузии всестороннюю блокаду. Параллельно на территории России развернулась кампания против мигрантов из Грузии и их коммерческих предприятий. Осуществлялась депортация грузин, нелегально находившихся на российской территории, и эвакуация из Грузии российских граждан. Грузинское руководство назвало происходящее " мягкой формой этнической чистки" [409], [413], [411], [397], [410]. Зарубежные критики увидели в этом кризисе проявление имперских амбиций Путина и его ностальгии по советскому прошлому [413], [411], [397]. Успех Путина видели в том, что он выбрал очень удачный момент для столкновения с Грузией: западные страны, в частности США, с их ослабевающими позициями в Ираке и Афганистане, так и не решились " повысить голос" на Россию [397].

9 октября 2006 года Северная Корея провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями [402], [398]. Путин осудил действия КНДР, наносящие, по его словам, огромный ущерб процессу нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время российский президент занял менее категоричную позицию, чем другие мировые лидеры, и выразил надежду на возвращение Северной Кореи в переговорный процесс [403], [398].

В 2006 году в лагерь противников российского президента понес две потери, которые привлекли повышенное внимание общественности не только в России, но и, в значительно большей степени, за рубежом. 7 октября 2006 года в Москве была застрелена известная оппозиционная журналистка Анна Политковская [405], [400], [407], [408], [401]. Некоторые критики Путина незамедлительно назвали вероятными убийцами сторонников президента [406], [404]. Сам Путин, комментируя смерть Политковской, заявил о необходимости найти и предать суду убийц и при этом подчеркнул, что гибель журналистки наносит российской власти значительно больший вред, нежели ее критические публикации: по словам Путина, влияние покойной на политическую жизнь в стране было минимальным [399]. Такое высказывание российского лидера дало его противникам повод упомянуть о его " бессердечии" - вдобавок к сожалениям о притеснениях российской свободной прессы [394], [396].

Одним из тех, кто винил в смерти журналистки Путина, был Александр Литвиненко, бывший офицер ФСБ, бежавший в Великобританию. Литвиненко, известный как оголтелый критик российского руководства, 19 октября 2006 года публично заявил, что перед смертью Политковская якобы получала личные угрозы от Путина [395], [391]. Вскоре после этого, 1 ноября, Литвиненко при невыясненных обстоятельствах был отравлен радиоактивным изотопом полония и 23 ноября скончался. Смерть бывшего офицера - " заметного критика российского режима" - вызвала большой резонанс в зарубежной прессе. Ситуация усугублялась тем, что Литвиненко якобы располагал эксклюзивной информацией по делу об убийстве Политковской [384], [385], [386], [387], [389]. Еще до смерти перебежчика противники Путина винили в его отравлении российского президента. В частности, беглый олигарх Березовский объявил, что Литвиненко был отравлен по приказу " бандита" Путина [392]. Обвинения в адрес Путина содержались и в собственном обращении Литвиненко, которое было опубликовано 24 ноября. О виновности российского " бессовестного режима" говорил и отец покойного Вальтер Литвиненко [388], [389]. Путин, со своей стороны, в одном из выступлений высказал сожаление о том, что смерть человека используется для политических провокаций [390].

В конце 2006 – начале 2007 года Россия вновь оказалась в состоянии энергетического конфликта – на этот раз со своим союзником, Белоруссией. Противостояние развернулось вокруг поставок российских энергоносителей в соседнюю республику и их транзита на Запад через белорусскую территорию. В основе кризиса лежало недовольство России развитием союзных отношений с Белоруссией, а также стремление " Газпрома" приобрести часть белорусской монополии " Белтрансгаз". В ответ на установление для Белоруссии экспортных нефтяных пошлин, республика ввела новые пошлины на транзит российского газа. Сложившаяся ситуация напрямую угрожала экспорту российского топлива в страны Запада. 11 сентября Путин и Лукашенко в телефонном разговоре достигли договоренности, которая привела к заключению на следующий день компромиссного российско-белорусского соглашения. Таким образом, острая фаза кризиса была преодолена, но перспектива дальнейшего развития отношений между двумя странами выглядела далеко не безоблачной [383], [382], [381], [380].

В 2008 году заканчивался второй президентский срок Путина, что, в соответствии с конституцией, не давало ему возможности баллотироваться на последующих президентских выборах. Тем не менее, вопрос о том, будет ли Путин добиваться для себя третьего срока, широко обсуждался как в России, так и за рубежом [472]. Параллельно общественность занималась поиском потенциальных преемников президента, особенное внимание уделяя заметным кадровым перестановкам, производимых Кремлем. Так, 14 ноября 2005 года глава президентской администрации Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером и стал отвечать за реализацию " национальных проектов". Министр обороны Сергей Иванов в добавление к своему портфелю получил ранг вице-премьера, что позволило ему играть более весомую роль в координации действий силовых ведомств [463], [464]. Вслед за этими назначениями СМИ и политики заговорили о появлении двух наиболее вероятных преемников [463], [417], тем более что к этому моменту Путин успел несколько раз заявить о своем намерении отказаться от претензий на третий срок [468], [464] (Позднее отказ вновь прозвучал осенью 2006 года [416]). Некоторые видели в новых назначенцах не конкурентов в борьбе за роль преемника, а возможную связку будущих президента и премьера (Медведев и Иванов соответственно) [464]. Кроме того, в назначении Медведева усматривали " мягкую отставку" Фрадкова: ведь ранее именно премьеру поручалось планировать реализацию " нацпроектов" [464]. Приоритетные " нацпроекты", а именно " Современное здравоохранение", " Доступное и комфортное жилье", " Качественное образование" и " Развитие АПК", были провозглашены Путиным в сентябре 2005 года. По мнению журналистов, " нацпроекты" могли стать тем полем, где Медведев получил бы возможность показать свое превосходство над предполагаемым соперником – Ивановым [417]. При всем сказанном следует учитывать, что никто на самом деле не был окончательно утвержден в роли преемника Путина и, по мнению наблюдателей, вполне реальна возможность выдвижения некоей совершенно неожиданной фигуры [417].

15 февраля 2007 года Путин объявил о новых перестановках в российском руководстве. Сергей Иванов лишился портфеля министра обороны и стал первым вице-премьером, то есть был приравнен в ранге к другому потенциальному преемнику Путина – Дмитрию Медведеву. В своем новом качестве Иванову предстояло курировать часть гражданского сектора экономики – в добавление к военно-промышленному комплексу [358], [365], [364]. Министерский портфель Иванова перешел к Анатолию Сердюкову, который до этого возглавлял Федеральную налоговую службу [358], [365], [364].

Представители западных СМИ увидели в новом назначении Иванова признак того, что Путин принял решение сделать окончательную ставку на " ястребов" в своем правительстве. В связи с этим журналисты упоминали речь российского лидера, прозвучавшую недавно в Германии [359]. 10 февраля 2007 года, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Путин с неожиданной жесткостью раскритиковал внешнеполитический курс США и идею однополярного мироустройства. Российский президент, по собственному его выражению – без " излишнего политеса", указал присутствовавшим на мероприятии политикам и журналистам на рост напряженности в мире после падения СССР и назвал расширение НАТО и американскую программу создания ПРО факторами, дестабилизирующими международную безопасность. Откровения Путина были встречены западной общественностью как свидетельство вероятного начала новой " холодной войны". В этом ключе выступление российского лидера в частности прокомментировал министр обороны США Роберт Гейтс [369], [370], [367], [368]. 15 февраля, в день кадровых перестановок в правительстве, со стороны России прозвучало новое заявление в заданной мюнхенской речью Путина интонации. Глава российского генштаба Юрий Балуевский сообщил, что РФ может в одностороннем порядке выйти из советско-американского Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) в том случае, если США продолжат интенсивно развивать свою систему ПРО, в частности ее элементы в Чехии и Польше [360].

Одновременно с повышением в должности Иванова произошло назначение еще одного вице-премьра. Этот пост в дополнение к своей текущей функции занял руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Как объявил Путин, это назначение было связано с необходимостью расширить работу правительства по двум направлениям: внешнеэкономической деятельности и отношениям с СНГ [358], [363], [365]. Кроме того, глава государства принял отставку президента Чечни Алу Алханова. По словам Путина, Алханов покинул свой пост добровольно и был переведен на должность заместителя министра юстиции РФ. Для наблюдателей отставка Алханова не была неожиданностью, как и выбор человека, занявшего его место. Временным президентом республики Путин назначил Рамзана Кадырова, бывшего полевого командира и сына убитого в 2004 году Ахмада Кадырова. К моменту своего нового назначения Кадыров-младший был премьером Чечни и ее фактическим руководителем [361], [366], [362], [357].

25 марта 2007 года в ряде европейских СМИ была опубликована статья Путина под названием " Полвека европейской интеграции и Россия". Российский президент утверждал, что в обозримом будущем Россия не намеревается вступать ни в Европейский союз, ни в какую-либо форму ассоциации с ним. По словам Путина, Россия готова была максимально далеко идти в развитии стратегического партнерства с ЕС, придерживаясь формулы отношений, заявленной ранее бывшим председателем Еврокомиссии Романо Проди: " Все, кроме институтов". Путин подчеркнул, что Россия разделяет характерную для европейских стран приверженность нормам международного права, несиловому разрешению конфликтов и коллективному началу в международной политике. Тем самым Путин косвенно выразил несогласие с внешнеполитическим курсом США и выступил в поддержку идеи " многополярного мира" [352], [353].

23 апреля 2007 года скоропостижно скончался предшественник Путина, первый президент РФ Борис Ельцин [348], [349]. В официальном телеобращении действующий президент охарактеризовал покойного как " прямого и смелого национального лидера", самоотверженно трудившегося " ради страны, ради миллионов россиян" [350]. В связи со смертью Ельцина Путин назначил на 25 апреля общенациональный траур – первый в истории постсоветской России, объявленный по одному человеку. Оглашение ежегодного президентского послания Федеральному собранию было перенесено с 25 на 26 апреля [346], [347], [350].

Ранее, 23 марта 2007 года, Путин подписал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации, призванной консолидировать мощности судостроительной промышленности, причем не только государственные унитарные предприятия и конструкторские бюро, но и многие частные компании. Новая госкорпорация должна была сделать российское военное и гражданское судостроение более эффективным и послужить его модернизации [354], [355]. 26 апреля тема госкорпораций получила дальнейшее развитие в послании президента к ФС. Помимо судостроения, было предложено создание аналогичных объединений в области авиастроения, атомной энергетики и развития нанотехнологий. В целом, послание 2008 года, которое стало последним в президентской карьере Путина, было посвящено вопросам модернизации экономики. Вопреки ожиданиям некоторых наблюдателей, не были подведены итоги работы Путина на посту главы государства, и не прозвучало его " политическое завещание" [343], [345].

В 2007 году с приближением ежегодного празднования победы в Великой Отечественной войне возникла дискуссия о символике Знамени Победы, которое традиционно представляло из себя красное полотнище с серпом и молотом. Парламентская фракция партии " Единая Россия" при поддержке ЛДПРвыступила с инициативой замены серпа и молота на одну большую пятиконечную звезду. Идея вызвала большое недовольство у ветеранов ВОВ и других сторонников неприкосновенности старого символа. 20 апреля 2007 года Путин, как было официально заявлено – " в связи с многочисленными обращениями ветеранских организаций", отказался подписывать законопроект об учреждении нового вида знамени и вернул его в Госдуму [351], [340]. Депутаты оперативно изменили свое мнение и проголосовали за новый законопроект, сохраняющий исторический образ Знамени Победы. Законопроект был благополучно утвержден Советом Федерации 4 мая [340], а 7 мая его подписал Путин [339].

Вопрос о Знамени Победы обсуждался на фоне конфликта вокруг решения эстонских властей о переносе из центра Таллина памятника советским солдатам (так называемый " Бронзовый солдат"), погибшим во Второй мировой войне. 27 апреля памятник был демонтирован, и это вызвало массовые беспорядки с участием русскоязычных жителей Эстонии в Таллине, осуждение со стороны российских властей, а также акции протеста, организованные прокремлевскими молодежными организациями [344], [342]. Путин высказывал " серьезную озабоченность" развитием событий вокруг памятника [342]. 30 апреля " Бронзовый солдат" был открыт для посещений на новом месте - на военном кладбище Таллина [341], а 8 мая, в день официального празднования победы союзников во Второй мировой войне, представители эстонского правительства во главе с премьером Андрусом Ансипом возложили к памятнику цветы [338].

18 мая 2007 года, комментируя результаты прошедшего в резиденции " Волжский утес" саммита Россия-ЕС, Путин вновь остановился на эстонской теме. Он возложил на власти Эстонии ответственность за смерть Дмитрия Ганина, российского гражданина, погибшего в ходе апрельских беспорядков в Таллине. Путин сообщил, что участники саммита обсудили проблему нарушения прав русскоязычного населения в Эстонии и Латвии. Тем не менее, по словам российского президента, трудности в отношениях с прибалтийскими странами не стали препятствием для развития стратегического партнерства России и ЕС [333]. В ходе итоговой пресс-конференции, прошедшей после саммита, особый интерес журналистов вызвало отношение Путина к так называемым " маршам несогласных" – публичным акциям оппозиции, получившим распространение в России. Президент заявил, что лично ему эти марши не мешают, но они должны проводиться в установленном законом и требованиями местных властей порядке и не мешать гражданам, которые в них не участвуют [333], [332]. Главными организаторами " маршей несогласных" (первый из них состоялся в Москве 16 декабря 2006 года) выступали оппозиционные политики: экс-премьер и глава Народно-демократического союза Михаил Касьянов, лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов и шахматист, глава Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров. Марши, призванные объединить оппозиционные силы различного толка под лозунгами противостояния власти Путина, организовывались в разных городах России. В некоторых случаях демонстранты " маршировали" без санкции властей и сталкивались с жестким противодействием милиции [356], [331].

Май 2007 года ознаменовался значительным внешнеполитическим успехом Путина. 12 мая президенту России удалось добиться договоренности с казахским и туркменским коллегами Нурсултаном Назарбаевым и Гурбангулы Бердымухаммедовым о строительстве новой ветки прикаспийского газопровода и о модернизации существующей инфраструктуры третьей и четвертой очередей системы трубопроводов Средняя Азия – Центр. Фактически, достигнутая договоренность означала, что туркменский газ будет поставляться в Европу через территорию России, а не в обход нее через Каспий, как того хотели бы на Западе. Воплощение отстаиваемых США и ЕС идей альтернативного транскаспийского нефтепровода оказалось под сомнением. Это давало Москве новый серьезный козырь в " энергетическом диалоге" с Евросоюзом [337], [336], [335], [334].

На 6-8 июня 2007 года был назначен ежегодный саммит стран " Группы восьми", который для Путин должен был стать последним. 1 июня, в преддверии этой встречи, российский президент ответил на вопросы представителей прессы из входящих в " Большую восьмерку" стран. Наибольший резонанс получили комментарии, сделанные Путиным относительно американских планов по размещению объектов системы противоракетной обороны на территории Восточной Европы. По словам Путина, развитие американской ПРО в Европе означало бы перенос части стратегического ядерного потенциала США на европейскую территорию и угрозу для безопасности России. В ответ на эту угрозу, как заявил российский президент, Россия готова была нацелить собственные ракеты на объекты в Европе [329], [330].

На Западе слова Путина расценили как проявление его общей враждебности в отношении США и Европы и попытку с помощью угроз и агрессивной риторики играть на ущемленных " имперских" чувствах российского населения [325]. В связи с этим вспомнили и о внутренней обстановке в России: речь снова зашла об авторитарных тенденциях в руководстве Путина. Некоторые критики сравнивали Россию с Веймарской Германией в период после Первой мировой войны и задавались вопросом – а не ведет ли Путин Россию к фашизму? [328] Джордж Буш 5 июня объявил, что демократические реформы в России " сошли с рельсов" и США намеревались добиваться от РФ положительных изменений в сфере прав и свобод человека. Касательно системы ПРО Буш сообщил прессе, что американские планы по ее развитию ни в коем случае не были направлены против России и призваны были противостоять ядерной угрозе со стороны " стран-изгоев", в частности Ирана [326].

По мнению наблюдателей, растущая напряженность в отношениях России с Западом в ходе начинавшегося в германском курорте Хайлигендамм саммита обещала усугубиться. Тем более, что к этому времени свои посты покинули все три лидера стран " Восьмерки", которые поддерживали наиболее дружественные отношения с Путиным, а именно германский канцлер Герхард Шредер, итальянский премьер Сильвио Берлускони и французский президент Жак Ширак [327].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.