Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путин, Владимир 2 страница






В остальном, новое назначение Путина привело наблюдателей к различным умозаключениям. Одни полагали, что следует ожидать скорого слияния СБ и ФСБ [603], [604]. Другие считали, что Путин недолго будет совмещать две должности, и даже называли его возможным преемником в качестве главы ФСБ все того же Трубникова [603], [604]. Третьи вели речь о снижении политического веса Совета безопасности [607]. Четвертые полагали, что Путину вообще грозит скорое увольнение, так как он будет не в силах справиться с теми задачами, с которыми столкнется на новом посту [602], [603]. Сам Путин, вступив в должность, заявил, что не планируется изменений в руководстве ФСБ, а также в деятельности и структуре Совета безопасности [603], [606].

Противостояние Кремля с премьером, коммунистами в парламенте и генеральным прокурором Юрием Скуратовым и, в добавление к этому, ситуация в Чечне, кризис на Балканах и борьба с политическим экстремизмом – вот чем должен был заняться Путин и в чем не достиг успеха его предшественник Бордюжа [603], [602]. Коммунисты в Думе пытались повернуть против Ельцина волну антиамериканских настроений из-за югославского кризиса и вынашивали планы импичмента президента [609], [598], [559]. Позиции коммунистов были усилены тем, что в правительстве Примакова левые получили значительное представительство на ключевых постах [559]. Два преданных Ельцину " силовика" - Путин и Степашин – должны были стать опорой Кремля в противостоянии с Думой и Примаковым. Как утверждают журналисты, именно на них возлагалась задача в конце концов " раздавить" Скуратова [601], [599], [598], [594], который обнародовал множество компрометирующих материалов против Кремля и сам стал фигурантом громкого скандала [559], [605]. Путин и Степашин столкнулись с оппозицией даже внутри собственных ведомств, и им пришлось прибегнуть к кадровым перестановкам [599], [598], [595]. Так, именно с деятельностью оппозиционной, находившейся под влиянием Примакова, фракции внутри ФСБ журналисты связывали выдачу в апреле Генеральной прокуратурой ордера на арест Березовского за финансовые махинации [600]: всем было известно о " войне" Березовского с Примаковым [559].

Во время пребывания Путина на посту секретаря Совета безопасности на заседаниях под его руководством обсуждался ряд тем. Во-первых, ситуация в Северокавказском регионе, в частности в Чечне [596], [597]; в мае 1999 года, уже после утверждения Степашина на посту премьер-министра, Путин стал инициатором президентского указа, который увеличил роль подразделений ФСБ на Северном Кавказе [587]. Во-вторых, рассматривались перспективы российско-белорусского сотрудничества в области безопасности [593]. В-третьих, речь шла о развитии ракетно-ядерного потенциала России перед лицом установившейся в мире гегемонии США, которая была продемонстрирована в ходе югославского кризиса [590], [591], [592].

Именно ситуация на Балканах стала темой заседания Совбеза в день отставки премьера Примакова 12 мая. Комментарий Путина был достаточно резким: " Россия не удовлетворится ролью технического курьера в югославском кризисе, который будет лишь перевозить предложения из одной страны в другую… Происходит односторонняя попытка слома того миропорядка, который был создан после Второй мировой войны под эгидой ООН. Мы должны отреагировать на этот вызов и в концепции национальной безопасности" [589], [588]. Ситуацию на Балканах и вопросы российско-американских отношений в области безопасности Путин неоднократно обсуждал по телефону " горячей линии" с помощником президента США по национальной безопасности Сэмюэлем Бергером [581], [586], [583]. После одного из заседаний Совбеза в июне Путин заявил, что в том, что балканский кризис вступает в фазу политического урегулирования, - неоценимая заслуга России [585]. Путин также занимался вопросами российского участия в миротворческой деятельности в Косово [584].

В июне 1999 года ходили слухи о том, что Путин сменит Волошина на посту главы президентской администрации [582]. В начале августа пресса писала о двух возможных сценариях: предполагалось, что Ельцин отправит в отставку либо Волошина, либо Степашина, и Путин рассматривался как возможная замена в обоих случаях [580], [576].

Премьер-министр, исполняющий обязанности президента (1999-2000)

9 августа 1999 года Путин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации, на этом посту сменил отправленного в отставку Сергея Степашина. Кроме того, Ельцин в телевизионном обращении представил Путина как своего преемника на президентском посту [577], [576], [574], [699], [557], [451], [579]. Путин тут же заявил о твердом намерении баллотироваться в президенты в 2000 году [576], [575].

На первом заседании правительства, проводимом под его председательством, Путин сообщил, что отставка Степашина обусловлена не " негативной оценкой действий премьера и правительства, а желанием президента в преддверии выборов в Госдуму, выборов президента, а также в связи с обострением ситуации на Кавказе изменить внутриполитическую конфигурацию в стране" [578]. Необходимость изменения " внутриполитической конфигурации" объясняли существовавшим внутри правительства противостоянием между Степашиным и первым вице-премьером Николаем Аксененко. В правительстве Путина влияние Аксененко, который играл роль главного представителя президентской " семьи" в кабинете, должно было сойти на нет [571].

Новое правительство должно было обеспечить спокойную подготовку к президентским выборам [571]. Кроме того, отставку премьера связывали с предстоящими в 1999 году парламентскими выборами: Степашин не смог ничего противопоставить объединению " Отечества" и " Всей России" и отказался от идеи собственного участия в этом блоке [576]. Значительное усиление созданного Лужковым " Отечества" началось еще в январе, параллельно шло создание губернаторских блоков, в апреле Минтимером Шаймиевым была создана " Вся Россия" - объединение этих сил представляло для Кремля серьезную угрозу [559].

Наблюдатели отмечали, что очередная смена правительства могла стать для Ельцина опрометчивым шагом: новому премьеру сложно было за оставшееся время добиться поддержки избирателей [574]. Согласно сообщениям прессы, об опасности подобной перестановки Ельцина предостерегал и Чубайс [576]. В день назначения Путин заявил о намерении обеспечить преемственность политики нового кабинета по отношению к прежнему курсу правительства [578]. Преемственность должна была сохраняться как в экономической политике, так и касательно принятых Степашиным решений по стабилизации ситуации в Дагестане [578], [571]. Тем не менее, журналисты в качестве одного из возможных сценариев предсказывали серьезное ужесточение политики в этом регионе и внутренней политики вообще, вплоть до введения в стране чрезвычайного положения и отмены ближайших президентских выборов [576]. Сам Путин назвал подобные предположения " инсинуациями" [575].

Так или иначе, в Путине видели " твердую руку", которая должна была завоевать симпатии российских избирателей. Эту роль прочили еще Степашину, которого даже сравнивали с Аугусто Пиночетом, но он оказался слишком " слабым" [576], [571], [572]. По мнению журналистов, приоритеты нового главы правительства выстраивались в следующем порядке: лояльность Кремлю, затем силовые меры и только потом экономика [572].

По словам Путина, он осознавал, что вступление в должность главы правительства в столь сложный период может стать концом его карьеры, но считал своим долгом сделать все возможное, чтобы наказать " этих бандитов" [700]. Когда журналисты спросили его, как бы он отнесся к своей скорой отставке, Путин ответил: " Значит, не справились" [575].

На посту премьера Путин был официально утвержден Думой 16 августа 1999 года [564], [565], [566].

В целом, период работы Путина во главе правительства проходил под знаком кавказской политики. Назначение состоялось на фоне вторжения боевиков в Дагестан, а в сентябре федеральные войска были направлены в Чечню [559], [451]. В это же время в России произошла серия взрывов жилых домов, вина за которые была возложена на чеченских сепаратистов [451], [559]. В обществе ходили слухи о том, что на самом деле взрывы были произведены спецслужбами для оправдания решительных действий против Чечни (решение о войсковой операции в Чечне было принято именно после взрывов). Путин назвал подобные предположения " бредом собачьим" [700].

10 августа на заседании Федеральной антитеррористической комиссии Путин заявил, что период наведения порядка в Дагестане продлится две-три недели, а затем последуют согласованные с руководством республики меры по стабилизации местной власти [573]. На следующий день Путин сообщил, что не видит необходимости вводить чрезвычайное положение в захваченных боевиками районах Дагестана, а также пообещал уничтожить " международный сброд", осуществивший террористическую акцию [569], [570]. Значительное внимание было также уделено вопросам материального обеспечения военнослужащих [567], [559].

По мнению наблюдателей, Путину удалось не только провести эффективную операцию в Дагестане, но и положить конец депрессии, охватившей армию после распада СССР - премьер поставил перед войсками амбициозную цель по возвращению Чеченской республики под контроль федерального центра. В результате, в короткий срок войска заняли 80 процентов территории Чечни [559]. Путин подчеркивал, что государство действует в интересах чеченского народа, который поддерживает Москву и должен быть освобожден от " преступного режима" [562].

Критики видели большой риск в ставке, сделанной Путиным на порядок и дисциплину: в качестве исторической аналогии приводили политику Юрия Андропова, оказавшуюся неэффективной [572]. Тем не менее, именно действия в Чечне обусловили значительный рост популярности Путина в стране [698], [451] (его предвыборный рейтинг превысил 50 процентов [559]), и именно с чеченской политикой связывали исход парламентских выборов 1999 года [560].

Парламентские выборы были удачными для Путина. Второе место по числу полученных голосов занял проправительственный блок " Единство" (его отрыв от лидера - КПРФ - составил менее одного процента), значительную поддержку получил " Союз правых сил", также заявивший о поддержке кандидатуры Путина на пост президента. Коммунистическая оппозиция, напротив, лишилась абсолютного большинства в Думе [560]. Наблюдатели связывали успех " Единства" и СПС с личной популярностью Путина [560], тем более что " Единство" во главе с Сергеем Шойгу было создано незадолго до выборов, а СПС не называли в числе основных фаворитов [561]. По словам журналистов, власть бросила все имеющиеся силы на продвижение " Единства" [514]. Возглавляемый Примаковым и Лужковым блок " Отечество – Вся Россия" на парламентских выборах показал значительно худший результат, чем " Единство" и КПРФ. Это было особенно важно, поскольку Примаков и Лужков считались политиками, способными составить Путину конкуренцию в борьбе за президентское кресло [560], [561], [559], [558].

31 декабря 1999 года президент Ельцин досрочно ушел в отставку, и Путин стал исполняющим обязанности президента РФ [699], [557], [451]. Первым документом, подписанным Путиным в новом ранге, стал указ о материальных и иных гарантиях его предшественнику, вызвавший значительное недовольство левой оппозиции [549].

Подводя итоги 1999 года, журналисты отмечали, что результаты парламентских выборов и утверждение Путина в роли преемника президента привели к значительной стабилизации обстановки в стране. В числе стоящих перед Путиным вопросов называли слабость национальной экономики, неприятие его политики Западом и произошедший в Чечне переход инициативы от федеральных войск к сепаратистам [559]. Сам Путин, описывая свои ощущения от работы на посту исполняющего обязанности президента, заявил о своем " удовлетворении", которое приносило ему " приятное чувство ответственности" [700].

Первый президентский срок (2000-2004)

В 2000 году Путин впервые в жизни баллотировался на выборный пост. В этой связи наблюдатели вспоминали одно из его интервью, данное двумя годами раньше. Тогда Путин, говоря о своем нежелании участвовать в выборах, объяснял это тем, что в ходе предвыборной кампании кандидат вынужден давать невыполнимые обещания, а следовательно, либо не отдавать себе отчета в смысле собственных слов, либо намеренно лгать [557]. Внимание также привлекала карьера Путина. Его сторонники указывали на период его работы в администрации Собчака как на свидетельство его приверженности реформам. Противники, в частности Григорий Явлинский, напротив, акцентировали внимание на работе Путина в советских спецслужбах и представляли его приверженцем старого политического строя и его методов [698].

В ходе избирательной кампании Путина была опубликована книга " От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" [700], [698]. В одном из интервью, включенных в эту книгу, в качестве возможного пути решения стоящих перед Россией задач Путин назвал монетизацию льгот, в будущем – наиболее непопулярный элемент его политики [700]. В целом же, у Путина не было политической платформы как таковой. Еще в 1999 году, в начале своего премьерства на вопрос о его политической платформе как кандидата в президенты Путин ответил: " Главная моя задача - чтобы стало лучше жить народу. А политическую платформу выработаем потом" [575]. Позднее, в 2001 году, отвечая на вопрос о том, какой он видит Россию в 2010 году, Путин сказал: " Мы будем счастливы" [508].

В период перед выборами, по мнению критиков, руководство страны старалось навязать избирателю идею об отсутствии альтернативы Путину, и именно с этой целью он был назначен исполняющим обязанности президента [558]. Согласно результатам социологических опросов, за Путина намеревались голосовать не только приверженцы " Единства" и СПС, но и некоторые сторонники КПРФ и " Яблока" - хотя лидеры этих партий также принимали участие в выборах [554]. Предстоящие выборы, как полагали наблюдатели, должны были по сути стать легитимизацией уже существующего " режима Путина" [555].

26 марта 2000 года Путин был избран президентом РФ [554], одержав победу в первом туре выборов с результатом 52, 94 процента голосов [553], и вступил в должность 7 мая 2000 года [699], [451]. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство [506]. Именно с этой задачей был связан один из наиболее значительных шагов Путина во время его первого срока - реформа федеративного устройства страны. В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России. По мнению критиков, реформа оказалась не вполне удачной: одним из ее результатов стала развернувшаяся борьба за власть между полпредами и главами субъектов федерации [547], [528], [531], [486]. Кампания по усилению централизации в государстве получила продолжение позднее - после переизбрания Путина в 2004 году.

В марте 2001 года Путин провел первую кадровую перестановку в правительстве. На посту министра обороны маршала Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов [451]. После этого, анализируя состав правительства и президентской администрации, наблюдатели выделяли две основных фракции: представителей бывшего окружения Ельцина во главе с Волошиным и выходцев из Санкт-Петербурга, пришедших во власть вместе с Путиным. Говорили также о группах " силовиков" и экономистов-реформаторов [545], [544].

Важную роль во время первого срока Путина играло развитие отношений между властью и так называемыми олигархами - крупными бизнесменами, имевшими рычаги влияния на политику страны. По мнению наблюдателей, в 2000 году Путин заключил с олигархами неофициальное соглашение: Кремль обязался уважать их права собственников, а они должны были поддерживать политический курс Кремля [508]. Еще в 1999 году, когда у Путина, вступившего на пост премьера, журналисты спросили о его отношениях с олигархами, ответ был таков: " Ни с кем из олигархов я не ссорился" [575]. Между тем уже в 2000 году началось противостояние между Путиным и Березовским. Березовский некогда, как полагают журналисты, принимал участие в продвижении Путина в качестве преемника Ельцина [552]: якобы при подготовке к президентским выборам ключевую роль сыграло подконтрольное Березовскому государственное телевидение [476]. Теперь же Березовскому пришлось разрабатывать проект оппозиции " авторитарной власти" Путина [552].

За Березовским последовал Владимир Гусинский. Этот олигарх был вытеснен из медиабизнеса, и государство постепенно установило полный контроль над центральным телевидением России [451], [541]. По мнению западных наблюдателей, путем жестких мер в отношении российских СМИ Путин дал понять, что последнее слово по поводу таких принципиальных вопросов, как война в Чечне, всегда будет оставаться за президентом [546].

Третьим в ряду опальных олигархов стал Михаил Ходорковский. Фактически, глава компании " ЮКОС" стал соперничать с Кремлем, оказывая финансовую поддержку крупнейшим оппозиционным силам: от " Яблока" до КПРФ [518], [508], [476]. Более того, Ходорковский на встрече предпринимателей с президентом открыто бросил вызов Путину, подняв тему государственной коррупции в нефтегазовой области [476], [519]. В итоге 25 октября 2003 года опальный олигарх был арестован по обвинению в уклонении от налогов и мошенничестве [451], [508]. Дело Ходорковского и " ЮКОСа" оставалось одним из самых громких новостных поводов и во время второго президентского срока Путина. 31 мая 2005 года суд над Ходорковским завершился, и под неумолкающие протесты оппозиции и зарубежных критиков бывший олигарх был приговорен к девяти годам лишения свободы [451]. 22 сентября 2005 года срок был сокращен на один год [453], [467].

Жесткую политику в отношении олигархов многие наблюдатели считали рискованной, поскольку именно крупный бизнес играл значительную роль в экономическом развитии страны. Тем не менее экономические успехи России в первый президентский срок Путина наблюдатели считают впечатляющими. Средний годовой прирост ВВП составлял 6, 5 процента, наблюдался профицит бюджета и внешней торговли, внешний долг уменьшился с 50 процентов ВВП до 30, выросли валютные резервы. Прекратилось бегство капиталов, повысилось благосостояние населения [508], [541]. Одной из основных причин этих достижений называют исключительно высокие цены на нефть, однако значительную роль также сыграли внешне- и внутриполитические усилия Путина [508].

Во внешней политике Путину удалось укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО, подготовить Россию к вступлению в ВТО (Россия официально присоединилась к этой организации во время его третьего президентского срока в августе 2012 года) [507], [4], [5].

Ключевую роль в этот период играли двусторонние отношения с США. Доброжелательные отношения между Путиным и Джорджем Бушем-младшим завязались во время их первой встречи в Любляне в июне 2001 года, после которой Буш сообщил, что увидел " душу" президента России и что Путину можно доверять [496], [536]. В дальнейшем двум сторонам удалось достичь согласия в отношении американских планов создания НПРО, уравновесив их продолжением переговоров по сокращению ядерных вооружений [539], [536], [538], [537].

После террористических актов 11 сентября 2001 года Путин занял проамериканскую позицию. Сразу после терактов он предложил США помощь России, а в мае 2002 года два президента подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ставший поворотной вехой в развитии двусторонних отношений в области контроля над вооружениями [496], [534], [521], [530], [451]. За подписанием этого договора последовало соглашение о создании нового Совета Россия-НАТО, в котором страны альянса и РФ должны иметь равные голоса в вопросах противостояния терроризму и другим угрозам безопасности [451].

Войну 2003 года в Ираке Россия не поддержала, однако, по мнению наблюдателей, Москве удалось занять осторожную позицию и избежать фатального разрыва отношений с Вашингтоном [523]. В результате двусторонние отношения с США в целом развивались в позитивном русле [496], [520].

Исследователи говорили о том, что Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом [524], [535], [534]. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом [535], позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне [533]. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа [535]. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в " сворачивании демократии" [496].

Во время первого президентского срока Путину неоднократно приходилось сталкиваться с масштабными общественными кризисами. В августе 2000 года произошла катастрофа подводной лодки " Курск" в Баренцевом море, в результате чего погибли 118 человек [451]. Во время этого кризиса репутация Путина серьезно пострадала. Получив информацию об аварии на АПЛ, Путин не пожелал прервать отпуск и прибыть к месту происшествия. Еще большее недовольство президент вызвал своей репликой во время интервью, данного американскому телеведущему Ларри Кингу 8 сентября. На вопрос о судьбе подлодки Путин с улыбкой ответил: " Она утонула" [471], [470].

В 2002 году произошел новый крупный кризис. 23 октября в Москве зрители мюзикла " Норд-Ост" были захвачены в заложники группой чеченских боевиков под руководством Мовсара Бараева, потребовавшего вывести войска из Чечни [451], [466]. 25 октября Путин провел в Кремле совещание, по результатам которого директор ФСБ Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь в обмен на освобождение всех заложников. Вечером 25 октября террористы пообещали казнить людей, если их требования не будут выполнены. Опасаясь, что в случае штурма боевики взорвут здание, власти в ночь на 26 октября пустили в зрительный зал усыпляющий газ. Вслед за этим в Театральный центр ворвались спецназовцы и перестреляли спящих террористов [466]. Взрыва удалось избежать, но число жертв среди заложников, задохнувшихся в результате действия газа и нерасторопности спасателей, составило 129 человек [414], [465], [466]. После этого отечественные и зарубежные критики обвинили Кремль в пренебрежении жизнями людей и сокрытии подлинной информации о произошедшем на Дубровке [527], [516], [465], [414].

При Путине стандартной формой изложения политического курса государства стали послания президента Федеральному Собранию, фактически адресованные всему обществу. В первом из них, обнародованном 8 июля 2000 года, говорилось о необходимости укрепления государства, противостояния возникшим после распада СССР центробежным, дезинтеграционным тенденциям в стране. Во втором послании (3 апреля 2001 года) сообщалось о том, что целостность государства сохранена, а во главу угла ставилась эффективность работы всех органов государственного аппарата. Послание 2001 года было очень детализированным: в нем уделялось внимание социальной политике, недостаточному экономическому росту, чеченскому вопросу и международной тематике. 18 апреля 2002 года одной из приоритетных задач было названо повышение уровня жизни населения, в целом же, по содержанию третье послание было схоже со вторым. Послание 16 мая 2003 года по сути представляло из себя предвыборное обращение к нации: президент заявил о своих достижениях за период первого срока и поставил перед страной глобальную задачу – достижение статуса сильной передовой державы. В частности, Путин призвал удвоить ВВП России к 2010 году [477], [541], [522]. Однако это заявление, как отмечали СМИ в 2011 году, в итоге оказалось " всего лишь пустой декларацией" - оно напомнило экспертам знаменитые советские лозунги о построении коммунизма к 1980 году и получении каждой семьей отдельной квартиры к 2000 году. Удвоения реального ВВП руководству страны обеспечить не так и удалось - его рост с 2001 по 2010 год, по подсчетам аналитиков аудиторско-консалтинговой фирмы ФБК, составил лишь 59, 2 процента [63].

Прошедшие в декабре 2003 года парламентские выборы закончились победой проправительственной партии " Единая Россия", получившей две трети голосов. Таким образом, президент получил практически полный контроль над Государственной Думой [503], [451].

Второй президентский срок (2004-2008)

Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков [451]. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом [509]. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматриваться как независимый политик [510].

Существовала точка зрения, согласно которой назначение Фрадкова должно было удовлетворить требованиям как " силовиков", так и реформаторов, а кроме того, Путин этим назначением якобы пытался продемонстрировать свою независимость от этих группировок [510]. Однако более справедливой представляется другая версия, согласно которой назначение нового премьера ознаменовало собой окончательный разрыв с эпохой Ельцина: Касьянов рассматривался как связующее звено между Путиным и ельцинской администрацией. По мнению приверженцев этой точки зрения, замена Касьянова Фрадковым давала понять, что отныне процесс реформ в России будет идти уже не по " западным правилам", которые установил Ельцин. Одним из направлений новой политики называли консолидацию ветвей власти [512]. Наконец, еще одно объяснение отставке Касьянова за две недели до президентских выборов предложили журналисты американской газеты The Washington Post, специально для этого опросившие большое количество высокопоставленных российских чиновников и политиков. По их словам, соперники Путина на предстоящих выборах, недовольные тем, что Кремль отодвинул их на периферию предвыборной борьбы и по сути отвел им роль фиктивных фигур, вступили в переговоры с целью снять свои кандидатуры накануне голосования. Если бы это произошло, выборы пришлось бы отменить и тогда на месяц, необходимый для организации новых выборов, обязанности президента автоматически перешли бы к премьеру. Путин, по мнению американцев, всегда болезненно опасавшийся соперничества, предпочел устранить саму возможность того, что власть может оказаться в руках излишне независимого и влиятельного Касьянова [476].

Так или иначе, но, по мнению наблюдателей, уже к концу первого срока Путина в России сформировалась своеобразная модель правления, сохранявшая либеральные элементы, но тяготевшая к резкому усилению государственной власти. Очередное подтверждение этому увидели в том, что на президентских выборах 2004 года Путин действительно не встретил ни одного достойного соперника [509]. 14 марта 2004 года он был переизбран на пост президента, получив 71 процент голосов. Официально вступил в должность 7 мая [699], [503], [451], [506].

Во второй своей инаугурационной речи Путин, подчеркнув, что цели первого срока – сохранение единства страны и укрепление государства – достигнуты, заявил о необходимости укреплять гражданское общество, реальную многопартийность и личные свободы граждан: " Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными", - отметил он [506], [507]. На Западе полагали, что прошедшие выборы не были " ни свободными, ни честными", однако признавали подлинность высокого уровня популярности Путина в стране, обусловленного успехами его первого срока [503], [508].

В России победа Путина была встречена массовой демонстрацией сторонников молодежного движения " Идущие вместе", выступающего в поддержку президента [507]. Возникновение подобных проправительственных молодежных организаций – сперва " Идущих вместе", а затем " антифашистского" движения " Наши" - стало одной из примет второго президентского срока Путина. По сообщениям прессы, создание и работа этих движений координировались президентской администрацией (назывались имена политтехнологов Глеба Павловского и Марата Гельмана, куратором " Наших" считался заместитель главы администрации Владислав Сурков), а сам Путин несколько раз встречался с молодыми активистами. За лидерство в молодежной поддержке президента даже развернулось соперничество между " Идущими вместе" (позднее " Нашими"), с одной стороны, и " Молодежным Единством" (позднее " Молодой гвардией Единой России") - с другой [543], [542], [473], [437].

В 2004 году руководство страны столкнулось с целой серией масштабных терактов. В феврале около 40 человек погибли в результате взрыва в московском метрополитене на перегоне между станциями " Павелецкая" и " Автозаводская" - следствие установило, что в одном из вагонов террорист-смертник подорвал себя вместе с пассажирами. 9 мая теракт в Грозном закончился гибелью президента Чечни Ахмада Кадырова. В июне чеченские боевики напали на населенные пункты Назрань и Карабулак в Ингушетии. В августе произошли взрывы двух самолетов - Ту-154 и Ту-134, вылетевших из московского аэропорта " Домодедово", а также террористический акт возле станции метро " Рижская" в Москве [451]. Крупнейший террористический акт произошел 1-3 сентября 2004 года в североосетинском городе Беслан, где в заложники были захвачены более тысячи учеников и учителей средней школы. В ходе незапланированного штурма здания погибли 330 человек, в том числе более ста детей [451], [502]. Вскоре после завершения бесланского кризиса Путина обвинили в безразличном отношении к произошедшему [500]: одним из поводов стала речь, произнесенная президентом 4 сентября, в которой основное внимание было уделено не погибшим детям, а проблемам государственного строительства и внешней угрозы [501]. Позднее появлялись сообщения о том, что Путин якобы пытался запугать матерей погибших школьников и избежать ответственности за произошедшее [469].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.