Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неверящие не могут видеть, чтобы убедиться.






Посетитель. – Именно неоспоримых фактов хотели бы видеть неверующие, именно их они требуют, и именно их в большинстве времени невозможно предоставить. Если бы все могли быть свидетелями этих фактов, но не было бы и сомнений. Как же происходит, что столько людей не могли ничего увидеть, несмотря на их добрую волю? Они говорят, что их упрекают в недостатке веры; на это они резонно отвечают, что не могут иметь веру авансом, и если хотите, чтобы они поверили, надо дать им средства для веры.

A.K. – Причина тому проста. Они хотят, чтобы факты были в их распоряжении, и Духи не подчиняются командам; надо ждать их доброй воли. Поэтому недостаточно сказать: Покажите мне такой-то факт, и я поверю; надо иметь волю к упорству, надо предоставить фактам возможность проявляться произвольно, не форсируя их и не управляя ими; возможно, факт, которого вы желаете, будет как раз тем, которого вы не достигнете; но будут предоставлены другие, а тот, которого вы желаете, появится в тот момент, когда вы меньше всего его ждёте. В глазах внимательного и усидчивого наблюдателя встают массы фактов, подтверждающих друг друга; но тот, кто думает, что достаточно лишь покрутить рукоятку, чтобы запустить машину, глубоко ошибается. Что делает натуралист, когда хочет изучить повадки животного? Разве он приказывает ему делать то-то и то-то, чтобы иметь возможность наблюдать за ним по своему усмотрению? Нет, поскольку он знает, что животное не подчинится ему; он подстерегает свободные проявления его инстинкта; он дожидается их и схватывает на лету. Простой здравый смысл показывает, что тем более точно так же происходи и Духами, являющимися совсем по-другому более независимыми разумными существами, чем животные.

Ошибкой было бы считать, что здесь необходима вера; но добросовестность, это другое дело; итак, существуют скептики, которые отрицают вплоть до очевидности, и которых даже чудеса не смогли бы переубедить. Сколько их, тех, кто, даже увидев своими глазами, тем не менее, не перестаёт объяснять факты на свой лад, говоря, что это ничего не доказывает! Эти люди лишь вносят разлад в собраниях, без всякой пользы для самих себя; именно поэтому их отстраняют от собрания и не хотят терять на них время. То же самое и с теми, кто был бы сердит на то, что их принуждают верить, поскольку их самолюбие пострадало бы от признания, что они ошиблись. Что ответить людям, которые везде видят лишь иллюзии и шарлатанство? Ничего; надо оставить их в покое и говорить, если они так хотят, что они ничего не видели, и даже, что им ничего не смогли показать.

Рядом с этими закоренелыми скептиками есть те, кто хочет видеть всё на свой лад; которые, уже составив себе мнение, хотят всё соотносить с ним: они не понимают, что феномены не могут подчиняться их прихотям; они не умеют или не хотят ставить себя в необходимые условия. Тот, кто добросовестно хочет наблюдать, я не говорю, верить на слово, но должен очиститься от любой предвзятой идеи; он не должен стараться соединять несоединимые вещи; он должен ждать, следовать, наблюдать с неутомимым терпением; это же условие на пользу и сторонникам, поскольку доказывает, что их убеждённость достигнута трудом. Есть ли у вас подобное терпение? Нет, скажете вы, у меня нет времени. Тогда не занимайтесь этим, но и не говорите об этом; никто вас к этому не принуждает.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.